Page 9 - №1-2 2022
P. 9
№ 1-2 (2), 2022 года
Мамытканов Максат Суйуналиевич, Член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии
СТРАТЕГИЯ-2025:
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В ЕАЭС
ОСНОВНЫМ ДОКУМЕНТОМ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В
СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, В ЕАЭС ЯВЛЯЕТСЯ ПРОГРАММНЫЙ ДОКУМЕНТ «СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ДО 2025 ГОДА»
(РАСПОРЯЖЕНИЕ ВЕЭС ОТ 11 ДЕКАБРЯ 2020 Г. № 12).
олномасштабная реализация Стратегии пред- — унификацию электронного документооборота между та-
полагает выстраивание новых форм совмест- моженными органами и участниками ВЭД, формирование при-
ной работы органов ЕАЭС, в том числе Ко- оритетных инструментов реализации механизма «единого окна»
миссии, с национальными правительствами в системе регулирования внешнеэкономической деятельности.
государств-членов. Дальнейшее развитие тамо- Реализация поставленных целей, безусловно, будет способ-
Пженного регулирования ориентировано на рас- ствовать сокращению расходов бизнеса, участвующего во внеш-
ширение применения цифровых технологий в таможенной неэкономических связях, сделает таможенный контроль менее
сфере, которые бы обеспечивали автоматическое совершение заметным и менее затратным для законопослушного бизнеса.
таможенных операций без участия должностных лиц. С 2020 года на площадке Комиссии начата работа по внесению из-
В соответствии со Стратегией, основная цель и задачи бло- менений в Таможенный кодекс ЕАЭС, которая ведется в рамках Ра-
ка по таможенному сотрудничеству Комиссии состоят в следу- бочей группы по совершенствованию таможенного регулирования
ющих аспектах: в Союзе (в состав вошли заместители руководителей министерств
— совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС, и ведомств государств-членов, должностные лица Комиссии и пред-
которое предполагает расширение применения цифровых техно- ставители бизнес-сообщества). Высокий уровень ее участников яв-
логий; ляется залогом качественного и оперативного принятия необходи-
— совершенствование Таможенного кодекса ЕАЭС с учетом мых решений. Участие представителей бизнес-сообщества позволяет
практики его применения и внесение соответствующих измене- обеспечивать баланс интересов всех участников таможенных право-
ний в акты органов ЕАЭС; отношений на разумной и справедливой основе. Непосредственной
— обеспечение единого стандарта совершения таможенных подготовкой изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС занимается экс-
операций и проведения таможенного контроля; пертная группа, созданная при Рабочей группе.
Стратегия состоит из общих (концептуальных) положений и перечня мер
и механизмов (330 позиций), сгруппированных в 11 системных блоков
по направлениям деятельности ЕАЭС. Перечень мер и механизмов фактически
является планом действий — «Дорожной картой» дальнейшего развития интеграции
государств — членов ЕАЭС, выполнение которой предусматривает разработку
и подписание:13 международных договоров, более 60 нормативных правовых
актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в Договор о ЕАЭС и,
соответственно, в национальные законодательства государств — членов.
7