Page 86 - №1(1)-2021
P. 86

№ 1 (1), осень 2021 г.                                                                                                                                                                                                                          № 1 (1), осень 2021 г.











































                       ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ                ента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший             мониторинга, Komatsuначала  разработку продуктов с  новыми   ния инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целе-
                         В этом году McKinsey провела опрос более 300 руководителей   продукт с  использованием всего современного инструментария   характеристиками.                                     вую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация
                       в различных сегментах машиностроения, по итогам которого ана-  (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепро-                                                        стратегии потребует операционных изменений.
                       литики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учиты-  дажное обслуживание.                                          C. ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ                            — Необходим максимально широкий поиск возможностей
                       вать для роста доходов:                                                                                                         Тенденции последних лет говорят о  смещении точек роста   для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
                        •  разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, на-  B. ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ                                       и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополни-  — Очень важен налаженный процесс разработки и внедре-
                          пример, монетизация технологий анализа больших данных;  Все эти инструменты будущего — анализ больших данных,             тельных услуг. Производители выходят за рамки традиционного   ния инноваций, чтобы операции компании были как можно бо-
                        •  развитие ИИ и автономных систем (например, машинное об-  машинное обучение, интернет вещей,  3D-печать,  виртуальная     бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углублен-  лее быстрыми и гибкими.
                          учение и роботы);                                 реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так             ной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает об-  — Нужно обеспечить средства и механизмы принятия реше-
                        •  распространение интернета вещей (IoT);           называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является зало-             щую стоимость владения для потребителя.               ний, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
                        •  рост потребительского спроса и нормативно-правовые изме-  гом повышения конкурентоспособности и  внутренней эффек-          Новые  источники доходов  будут  занимать все  больше ме-  — Едва ли не самый важный фактор — инновационная куль-
                          нения приведут к повсеместной электрификации;     тивности.                                                               ста  в  структуре  продаж.  Например,  потребуется  развивать  соб-  тура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика,
                        •  повышение значимости кибербезопасности.             Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения про-               ственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотруд-  что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С дру-
                                                                            изводительности благодаря целому комплексу рычагов, которые             ничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости.   гой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудни-
                       A. ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ                             можно использовать не только в производстве, но и на всех эта-          Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.           ков рисковать и экспериментировать.
                         Усложнение продукта, интеграция в него цифровых иннова-  пах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение ин-          Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Боль-
                       ций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания.   струментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям   шинство инноваций с повышенной маржинальностью будет ро-  РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
                       Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у ли-  машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности      ждаться именно на  стыке отраслей, причем компаниям жела-  Правительство России играет ключевую роль в  поддерж-
                       деров отрасли он составляет 2—5% от выручки). Одновременно   по себестоимости и качеству относительно международных игро-    тельно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые   ке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые
                       с этим разработка и выведение продукта на рынок должны зани-  ков, а оптимизация производственных процессов до уровня эф-    компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосисте-  гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, по-
                       мать как можно меньше времени, поэтому залогом конкуренто-  фективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы         мы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог   могает создавать инновационные кластеры и  разрабатывает
                       способности становятся как скорость, так и качество внедрения   на развитие НИОКР.                                           для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выпол-  стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только сле-
                       инноваций.                                              — Например, в 2012 году производитель сельхозтехники John            няли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.  дует предпринять.
                         Указанный опрос McKinsey показал: руководители маши-  Deere создал платформу MyJohnDeere  — интерактивный центр               В целом с  усложнением рынка будут переосмыслены поня-  — Среди таких шагов, например, создание спроса на инно-
                       ностроительных фирм  осознают эффект внедрения  инноваций,   управления фермерским хозяйством с  такими инструментами,       тия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хоро-  вации через госзаказы, через детализацию стратегии развития;
                       но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти   как «умная ирригация», удаленная диагностика техники и всевоз-  шо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в тра-  — Более широкая и глубокая поддержка НИОКР, например
                       указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам за-  можная статистика. Сервис повысил как продажи компании, так     диционную схему «производитель-поставщик» уже включаются   через создание площадок обмена опытом и информацией между
                       метно уступает оценке их значимости.                 и лояльность клиентов.                                                  интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высо-  представителями разных сегментов отрасли;
                         Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухско-  — Производитель строительной техники Komatsu также вне-              котехнологичные конкуренты вроде Tesla.                  — Поддержка в  развитии экспорта, а  новые  рынки сбыта
                       ростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связан-  дрил ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудо-                                                             крайне важны для масштабов производства и внедрения инно-
                       ных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл   вания.  Техника  стала  служить  дольше,  изнашиваться  меньше,   РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ РЫНКА                     ваций;
                       разработки ПО с 50—60 до 6—24 месяцев. Качество продукта, его   что отразилось на цене продукции при продаже с рук. На осно-    Российским машиностроительным компаниям нужно начать   — Развитие умений, масштабная подготовка и переподготов-
                       технологический уровень становятся все более важными для кли-  ве же анализа больших данных, полученных в рамках системы     с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедре-  ка кадров.  И Е



           84                                                                                                                                                                                                                                                         85
   81   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91