Page 86 - №1(1)-2021
P. 86
№ 1 (1), осень 2021 г. № 1 (1), осень 2021 г.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ ента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший мониторинга, Komatsuначала разработку продуктов с новыми ния инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целе-
В этом году McKinsey провела опрос более 300 руководителей продукт с использованием всего современного инструментария характеристиками. вую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация
в различных сегментах машиностроения, по итогам которого ана- (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепро- стратегии потребует операционных изменений.
литики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учиты- дажное обслуживание. C. ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ — Необходим максимально широкий поиск возможностей
вать для роста доходов: Тенденции последних лет говорят о смещении точек роста для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
• разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, на- B. ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополни- — Очень важен налаженный процесс разработки и внедре-
пример, монетизация технологий анализа больших данных; Все эти инструменты будущего — анализ больших данных, тельных услуг. Производители выходят за рамки традиционного ния инноваций, чтобы операции компании были как можно бо-
• развитие ИИ и автономных систем (например, машинное об- машинное обучение, интернет вещей, 3D-печать, виртуальная бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углублен- лее быстрыми и гибкими.
учение и роботы); реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так ной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает об- — Нужно обеспечить средства и механизмы принятия реше-
• распространение интернета вещей (IoT); называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является зало- щую стоимость владения для потребителя. ний, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
• рост потребительского спроса и нормативно-правовые изме- гом повышения конкурентоспособности и внутренней эффек- Новые источники доходов будут занимать все больше ме- — Едва ли не самый важный фактор — инновационная куль-
нения приведут к повсеместной электрификации; тивности. ста в структуре продаж. Например, потребуется развивать соб- тура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика,
• повышение значимости кибербезопасности. Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения про- ственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотруд- что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С дру-
изводительности благодаря целому комплексу рычагов, которые ничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости. гой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудни-
A. ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ можно использовать не только в производстве, но и на всех эта- Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример. ков рисковать и экспериментировать.
Усложнение продукта, интеграция в него цифровых иннова- пах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение ин- Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Боль-
ций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания. струментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям шинство инноваций с повышенной маржинальностью будет ро- РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у ли- машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности ждаться именно на стыке отраслей, причем компаниям жела- Правительство России играет ключевую роль в поддерж-
деров отрасли он составляет 2—5% от выручки). Одновременно по себестоимости и качеству относительно международных игро- тельно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые ке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые
с этим разработка и выведение продукта на рынок должны зани- ков, а оптимизация производственных процессов до уровня эф- компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосисте- гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, по-
мать как можно меньше времени, поэтому залогом конкуренто- фективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы мы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог могает создавать инновационные кластеры и разрабатывает
способности становятся как скорость, так и качество внедрения на развитие НИОКР. для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выпол- стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только сле-
инноваций. — Например, в 2012 году производитель сельхозтехники John няли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие. дует предпринять.
Указанный опрос McKinsey показал: руководители маши- Deere создал платформу MyJohnDeere — интерактивный центр В целом с усложнением рынка будут переосмыслены поня- — Среди таких шагов, например, создание спроса на инно-
ностроительных фирм осознают эффект внедрения инноваций, управления фермерским хозяйством с такими инструментами, тия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хоро- вации через госзаказы, через детализацию стратегии развития;
но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти как «умная ирригация», удаленная диагностика техники и всевоз- шо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в тра- — Более широкая и глубокая поддержка НИОКР, например
указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам за- можная статистика. Сервис повысил как продажи компании, так диционную схему «производитель-поставщик» уже включаются через создание площадок обмена опытом и информацией между
метно уступает оценке их значимости. и лояльность клиентов. интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высо- представителями разных сегментов отрасли;
Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухско- — Производитель строительной техники Komatsu также вне- котехнологичные конкуренты вроде Tesla. — Поддержка в развитии экспорта, а новые рынки сбыта
ростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связан- дрил ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудо- крайне важны для масштабов производства и внедрения инно-
ных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл вания. Техника стала служить дольше, изнашиваться меньше, РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ РЫНКА ваций;
разработки ПО с 50—60 до 6—24 месяцев. Качество продукта, его что отразилось на цене продукции при продаже с рук. На осно- Российским машиностроительным компаниям нужно начать — Развитие умений, масштабная подготовка и переподготов-
технологический уровень становятся все более важными для кли- ве же анализа больших данных, полученных в рамках системы с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедре- ка кадров. И Е
84 85