Page 87 - №1(1)-2021
P. 87

№ 1 (1), осень 2021 г.                                                                                            № 1 (1), осень 2021 г.











































 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ  ента, поэтому здесь компании должны как разработать хороший   мониторинга, Komatsuначала  разработку продуктов с  новыми   ния инноваций. Нужно наметить целевые рынки сбыта и целе-
 В этом году McKinsey провела опрос более 300 руководителей   продукт с  использованием всего современного инструментария   характеристиками.  вую бизнес-модель. Рыночные условия меняются, и реализация
 в различных сегментах машиностроения, по итогам которого ана-  (большие данные, интернет вещей), так и обеспечить послепро-  стратегии потребует операционных изменений.
 литики выделили пять тенденций, которые бизнес намерен учиты-  дажное обслуживание.  C. ИННОВАЦИИ В БИЗНЕС-МОДЕЛЯХ  — Необходим максимально широкий поиск возможностей
 вать для роста доходов:  Тенденции последних лет говорят о  смещении точек роста   для инноваций, в том числе и за пределами своей отрасли.
 •  разработка бизнес-моделей на основе технологий связи, на-  B. ПРОЦЕССНЫЕ ИННОВАЦИИ  и рентабельности в сторону сервисного бизнеса, ПО и дополни-  — Очень важен налаженный процесс разработки и внедре-
 пример, монетизация технологий анализа больших данных;  Все эти инструменты будущего — анализ больших данных,   тельных услуг. Производители выходят за рамки традиционного   ния инноваций, чтобы операции компании были как можно бо-
 •  развитие ИИ и автономных систем (например, машинное об-  машинное обучение, интернет вещей,  3D-печать,  виртуальная   бизнеса, развивая цифровые технологии, возможности углублен-  лее быстрыми и гибкими.
 учение и роботы);  реальность, беспилотники, роботы и прочее — относятся к так   ной аналитики и дополнительные сервисы. Все это снижает об-  — Нужно обеспечить средства и механизмы принятия реше-
 •  распространение интернета вещей (IoT);  называемой Индустрии 4.0, восприятие которой является зало-  щую стоимость владения для потребителя.  ний, чтобы этот процесс был гибким и эффективным.
 •  рост потребительского спроса и нормативно-правовые изме-  гом повышения конкурентоспособности и  внутренней эффек-  Новые  источники доходов  будут  занимать все  больше ме-  — Едва ли не самый важный фактор — инновационная куль-
 нения приведут к повсеместной электрификации;  тивности.  ста  в  структуре  продаж.  Например,  потребуется  развивать  соб-  тура. С одной стороны, это понимание потребностей заказчика,
 •  повышение значимости кибербезопасности.  Индустрия 4.0 открывает возможности для повышения про-  ственные цифровые компетенции или вступать в тесное сотруд-  что должно транслироваться в техзадание для инженеров. С дру-
 изводительности благодаря целому комплексу рычагов, которые   ничество с ИТ-компаниями для создания добавленной стоимости.   гой — это в целом корпоративная культура, приучение сотрудни-
 A. ПРОДУКТОВЫЕ ИННОВАЦИИ  можно использовать не только в производстве, но и на всех эта-  Платформа MyJohnDeere— хороший тому пример.  ков рисковать и экспериментировать.
 Усложнение продукта, интеграция в него цифровых иннова-  пах цепочки создания стоимости. Своевременное внедрение ин-  Другой фактор — это межотраслевое сотрудничество. Боль-
 ций и интернета вещей приводят к росту стоимости его создания.   струментов Индустрии 4.0 может помочь российским компаниям   шинство инноваций с повышенной маржинальностью будет ро-  РОЛЬ ГОСУДАРСТВА
 Соответственно, увеличивается и бюджет на НИОКР (сейчас у ли-  машиностроительной отрасли достичь конкурентоспособности   ждаться именно на  стыке отраслей, причем компаниям жела-  Правительство России играет ключевую роль в  поддерж-
 деров отрасли он составляет 2—5% от выручки). Одновременно   по себестоимости и качеству относительно международных игро-  тельно развивать свои сильные стороны, отдавая неключевые   ке инноваций в машиностроении — например, выдает целевые
 с этим разработка и выведение продукта на рынок должны зани-  ков, а оптимизация производственных процессов до уровня эф-  компетенции на аутсорсинг. Хороший пример подобной экосисте-  гранты на НИОКР, проводит политику импортозамещения, по-
 мать как можно меньше времени, поэтому залогом конкуренто-  фективности мировых лидеров позволит высвободить ресурсы   мы сотрудничества — проект HERE по 3D-сканированию дорог   могает создавать инновационные кластеры и  разрабатывает
 способности становятся как скорость, так и качество внедрения   на развитие НИОКР.  для беспилотных автомобилей. Разные функции в проекте выпол-  стратегию развития отрасли. Но какие-то шаги еще только сле-
 инноваций.  — Например, в 2012 году производитель сельхозтехники John   няли гиганты вроде BMW, Intel, Nvidia, Pioneer и другие.  дует предпринять.
 Указанный опрос McKinsey показал: руководители маши-  Deere создал платформу MyJohnDeere  — интерактивный центр   В целом с  усложнением рынка будут переосмыслены поня-  — Среди таких шагов, например, создание спроса на инно-
 ностроительных фирм  осознают эффект внедрения  инноваций,   управления фермерским хозяйством с  такими инструментами,   тия конкурентов, партнеров и клиентов. Рост экосистемы хоро-  вации через госзаказы, через детализацию стратегии развития;
 но пока не готовы применить их на практике. По каждой из пяти   как «умная ирригация», удаленная диагностика техники и всевоз-  шо виден на примере той же автомобильной отрасли, где в тра-  — Более широкая и глубокая поддержка НИОКР, например
 указанных выше тенденций готовность бизнеса к переменам за-  можная статистика. Сервис повысил как продажи компании, так   диционную схему «производитель-поставщик» уже включаются   через создание площадок обмена опытом и информацией между
 метно уступает оценке их значимости.  и лояльность клиентов.  интересы ИТ-корпораций, сервисов такси и каршеринга и высо-  представителями разных сегментов отрасли;
 Темпы внедрения инноваций поможет нарастить двухско-  — Производитель строительной техники Komatsu также вне-  котехнологичные конкуренты вроде Tesla.  — Поддержка в  развитии экспорта, а  новые  рынки сбыта
 ростной подход к НИОКР — параллельное осуществление связан-  дрил ИТ-систему удаленного мониторинга состояния оборудо-  крайне важны для масштабов производства и внедрения инно-
 ных процессов. В автомобилестроении он сможет сократить цикл   вания.  Техника  стала  служить  дольше,  изнашиваться  меньше,   РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ РЫНКА  ваций;
 разработки ПО с 50—60 до 6—24 месяцев. Качество продукта, его   что отразилось на цене продукции при продаже с рук. На осно-  Российским машиностроительным компаниям нужно начать   — Развитие умений, масштабная подготовка и переподготов-
 технологический уровень становятся все более важными для кли-  ве же анализа больших данных, полученных в рамках системы   с постановки амбициозных целей и выработки стратегии внедре-  ка кадров.  И Е



 84                                                                                                                           85
   82   83   84   85   86   87   88   89   90   91   92