1

​Газопровод «Сарыарка»: целесообразность выше стоимости

      Политическим решением Главы государства окончательная точка поставлена в стратегическом вопросе газификации центра и севера республики. Через год-полтора Астана и еще несколько регионов по трассе прохождения нового газопровода будут обеспечены природным газом. О том, что предстоит сделать для осуществления этого амбициозного проекта, мы попросили рассказать вице-министра энергетики РК Магзума Мирзагалиева.

        – Насколько известно, несколько лет назад детально прорабатывался маршрут Запад – Север – Центр, который позволил бы газифицировать Центральный Казахстан от действующего газопровода в Костанайской области. Почему в итоге был выбран иной – южный – маршрут?

   – Действительно, ранее рассматривался северный маршрут строительства магистрального газопровода Запад – Север – Центр с поставкой газа из Российской Федерации от Карталы через Тобол и Кокшетау до Астаны.

   Вместе с тем Глава государства в своем недавнем Обращении к народу обозначил 5-й социальной инициативой сооружение газопровода «Сарыарка». Он пройдет от Кызылорды через Жезказган, Караганду, Темиртау до Астаны с возможностью дальнейшей газификации Кокшетау и Петропавловска.

   В первую очередь южный маршрут был выбран по причине большего охвата населения. Второй плюс – возможность использовать голубое топливо из месторождений Карачаганак, Тенгиз и Кашаган, где сосредоточены крупнейшие ресурсы газа.

   За последние годы фактически создана вся необходимая инфраструктура, чтобы направлять газ из Западного Казахстана через существующий газопровод Средняя Азия – Центр на юг страны через недавно построенный газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент и далее на «Сарыарку». То есть мы хотим воспользоваться действующим газотранспортным коридором и продлить его до центра страны.

   Возможно, от Костаная тянуть газопровод было бы ближе на 200 с лишним километров, и по нему уже проработано и технико-экономическое обоснование, и проектно-сметная документация. Но по стоимости эти 2 маршрута примерно сопоставимы, а по целесообразности и эффективности предпочтительнее, несомненно, «Сарыарка».

   Учитывая, что по южному трафику есть возможность охватить газификацией на 1 миллион казахстанцев больше, выбор очевиден. Ведь газ – это в первую очередь социальный продукт, направленный на улучшение качества жизни наших сограждан.

        – О каких сроках идет речь?

   – ТЭО газопровода «Сарыарка» было разработано в 2017 году, прошло госэкспертизу. Сейчас готовится проектно-сметная документация. Эти работы должны быть завершены в мае, в июне ожидаем экспертное одобрение всего проекта, а уже в июле намерены приступить к строительным работам.

   Параллельно решаются вопросы финансирования, в том числе с привлечением международных финансовых организаций. Участок Кызылорда (от КС «Караозек») – Жезказган – Караганда – Темиртау – Астана, согласно ТЭО, оценивается в 267,3 миллиарда тенге. В настоящее время обсуждаются условия и схема финансирования.

   Также необходим своевременный отвод земель по трассе марш­рута в 3 областях – Кызыл­ординской, Карагандинской, Акмолинской и Астане. Мы рассчитываем на активную работу акиматов. Ведь необходимо подготовить внутригородскую инф­раструктуру, подвести к домам газопроводы среднего и малого давления.

   В процессе подготовки ТЭО наши специалисты прошли всю трассу, убедились, что рельеф довольно несложный. К тому же за годы независимости уже накопился достаточный опыт по строительству газопроводов. Конечно, могут сыграть свою роль погодные условия. Но в целом мы рассчитываем, что строительство «Сарыарки», как отметил Глава государства, займет срок до полутора лет.

   Мы намеренно подбираем такой диаметр трубы, который позволил бы нам в дальнейшем безболезненно продлить газопровод «Сарыарка» до Кокшетау и Петропавловска.

   С ростом потребления газа планируем построить 2 компрессорные станции в Жезказгане и Темиртау. На первых же этапах хватит мощности компрессорной станции Караозек, благодаря которой мы и сможем осуществить проект достаточно быстро.

      – Так что все-таки нам даст строительство нового газопровода?

   – Во-первых, будут созданы новые рабочие места как в процессе строительства (на масштабной строительной площадке планируется задействовать около 800 человек), так и в процессе обслуживания (более 200 специалистов).

   Вдоль трассы магистрального газопровода появится возможность для развития инфраструктуры, создания новых производств с использованием природного газа, причем как в сфере малого и среднего, так и крупного бизнеса. К примеру, ранее уже поступали предложения от инвесторов о строительстве небольших газотурбинных электростанций для отдельных поселков.

   Астане же в первую очередь это даст возможность улучшить качество воздуха. Мы, жители столицы, в период отопительного сезона в безветренную погоду можем наблюдать над городом смог. Так вот, только в Астане перевод на газ позволит снизить вредные выбросы в атмосферу в 6 раз, или на 35 тысяч тонн в год. И это не считая выбросов частного сектора.

   Реализация проекта позволит перевести на газ 192 частных и 48 малых коммунальных котельных, 22 тысячи частных жилых домов и водогрейных котлов ­ТЭЦ-1, 2, а в перспективе – строящуюся ТЭЦ-3. Все эти меры в итоге должны улучшить экологическое состояние столицы.

      – Как скажется газификация на угольной промышленности, традиционно прибыльной в регионе?

   – В Астане основной потребитель угля – ТЭЦ. Объем потребления каменного топлива вследствие газификации снизится на 650 тысяч тонн. Учитывая, что в стране добывается более 100 миллионов тонн угля в год, это абсолютно не критическая цифра. Весь мир постепенно идет к тому, чтобы отказываться от угля в пользу «зеленых» технологий – возобновляемых источников энергии. Это общемировые тренды, и Казахстан не намерен оставаться в стороне.

   Кстати, крупнейшие потребители угля – Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2 – так и продолжат работать на твердом топливе. Вопрос по Караганде и Жезказгану будет еще обсуждаться.

      – А что касается кошельков астанинцев?

   – Конечно, надо понимать, что газ априори дороже угля. Но мы должны этот вопрос проработать таким образом, чтобы тариф остался приемлемым для населения. И это тоже одна из краеугольных задач, которой будем заниматься в предстоящее время. Создана межведомственная рабочая группа. Все будет зависеть от схемы финансирования и стои­мости привлечения капитала.

   О принятых решениях по тарифу будет сообщено дополнительно в ближайшем будущем.

      – Можно ли назвать газопровод «Сарыарка» еще одним уникальным проектом Казахстана?

   – За годы независимости объе­мы добычи газа в стране увеличились с 8 до 52 миллиардов кубометров в год, и эта цифра будет расти дальше. На сегодня уровень газификации населения составляет почти 50%.

   Первый уникальный по своим масштабам газопровод Бейнеу – Бозой – Шымкент также был построен по прямому поручению Президента в рамках его договоренностей с Председателем КНР. Благодаря этому маршруту были решены 2 крупные задачи: вопрос обеспеченности юга Казахстана отечественным газом и экспорта голубого топлива в Китай.

   Здесь следует обязательно упомянуть и о втором проекте – международном – о транзитном газопроводе Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, по которому сегодня средне­азиатский газ экспортируется в Поднебесную.

   «Сарыарка» – это уже третий крупный газовый проект внутри страны за годы независимости. За этот период нами наработан богатый опыт, сформирована мощная техническая компетенция как по строительству, так и управлению крупными магистральными газопроводами.

   В советское время мы оперировали лишь газопроводом Средняя Азия – Центр, который доставлял газ на европейские рынки, и газопроводами меньшей мощности Бухара – Урал и Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы. Сейчас же говорим о новой мощной инфраструктуре, которой, несомненно, сможем гордиться.

    – Не пострадает ли при этом отечественный газовый экс­порт?

   – Когда полностью обеспечим весь север и центр республики, то на это будет уходить около 2,5 миллиарда кубометров газа. Для сравнения: на юге мы потреб­ляем примерно 5 миллиардов кубов. Это достаточно значимые объемы.

   По газовому балансу сегодня мы чувствуем себя достаточно комфортно. И внутренний рынок для нас является приоритетным. Как я уже говорил, газ – это социальный товар и в первую очередь должен быть достоянием респуб­лики и ее граждан. Возможно, в дальнейшем какие-то объемы придется снимать с экспорта, но перед нами выбор не стоит, он очевиден.

   К тому же хотел бы напомнить, что газ – очень важное химичес­кое сырье. В данный момент мы реализуем 2 крупных газохимичес­ких проекта в Атырауской области. Первый касается возведения завода по производству полипропилена мощностью 550 тысяч тонн. Там уже определен подрядчик, выделено финансирование и начато строительство.

   Второй проект касается выпус­ка полиэтилена, аналогов ему на пространстве СНГ нет. Переговоры по этому предприятию находятся в активной фазе благодаря политической воле Главы государства. Это будет современный завод мощностью 1 миллион 250 тысяч тонн полиэтилена в год, причем почти полностью (до 90%) ориентированный на экспорт.

   Когда эти 2 проекта будут запущены, их вклад в ВВП сос­тавит на уровне 1,5%. То есть вместо экспорта сырья – газа – Казах­стан начнет поставлять за рубеж продукцию с высокой добавленной стоимостью. А это еще один задел для будущего развития.

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.