Container boxes are seen at the Yangshan Deep Water Port, part of the Shanghai Free Trade Zone, in Shanghai, China September 24, 2016. Picture taken September 24, 2016. REUTERS/Aly Song/File Photo - S1BEUGQTYXAC

Каналах доставки грузов из Китая в Европу по суше.

Евгений Винокуров,

Главный экономист ЕАБР и ЕФСР

Инцидент в Суэцком канале, который произошел в марте текущего года, еще раз поднял вопрос о необходимости развития альтернативных маршрутов доставки грузов из Восточной Азии в Западную Европу и обратно. Через канал проходит 12% объема морских грузоперевозок.  Его блокировка по некоторым оценкам обходилась мировой торговле в 1 млрд долл. в день.

Последствия нарушения глобальных цепочек поставок будут ощущаться продолжительное время. Возникает вопрос, как избежать подобных случаев и потерь? Необходимы альтернативные варианты.

Уже сегодня успешной альтернативой морским поставкам товаров по оси Китай – Европа – Китай выступают контейнерные сухопутные железнодорожные перевозки по территории ЕАЭС.

Основное преимущество контейнерных железнодорожных перевозок – время. Контейнерный поезд из Центрального Китая в Западную Европу идет 15 суток. Контейнеровоз – 35-40 суток. Время – это деньги.

За период с 2012 по 2020 гг. объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – ЕС – Китай через страны-члены ЕАЭС показал взрывной рост – с 7 до более 540 тыс. ДФЭ (эквивалент 20-футового контейнера). Это превратилось в серьезный бизнес. На фоне кризисного 2020 года объем контейнерных перевозок в системе «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» только вырос на 64%!

Во многом это стало возможным благодаря отлаженной работе железнодорожных компаний России, Казахстана и Беларуси, а также проведению государствами-членами ЕАЭС масштабных работ по развитию инфраструктуры, внедрению новых технических решений и цифровых технологий, обновлению подвижного состава, расширение номенклатуры отправляемых грузов в контейнере. Странами ЕАЭС по максимуму устранены все ограничения и барьеры. Вкупе это позволяет контейнерному поезду двигаться по территории ЕАЭС с маршрутной скоростью 1100-1300 км/сутки. Считаем, это серьезным достижением.

Справочно: Второй важнейшей причиной стало введение Китаем в 2013 экспортных субсидий для сухопутного контейнерного экспорта. Таким образом Китай стимулирует китайские компании диверсифицировать каналы поставок. Это системный риск.

Согласно оценкам ЕАБР, в перспективе агрегированный контейнеропоток по оси Китай – ЕАЭС – ЕС через территорию ЕАЭС может составить до 1,5 – 2 млн ДФЭ в год.

Наиболее оптимальным считается движение контейнерных поездов из Китая в Европу по Центральному Евразийскому коридору через Казахстан, Россию и Беларусь. Особую роль в успехе организации транзитного движения контейнерных поездов сыграл Казахстан. Через него сейчас идет 2/3 потока (оставшаяся треть по Транссибу). Ускоренное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, обновление подвижного состава и увеличение пропускной способности погранперехода Достык – Алашанькоу стали одним из ключевых драйверов привлечения контейнерного транзита через ЕАЭС. В перспективе ожидается увеличение контейнерного транзита и через Хоргос.

Транспортно-логистическая инфраструктура стран-членов ЕАЭС находится в фокусе внимания ЕАБР. Банк является центром компетенций подготовки, сопровождения и реализации инвестиционных проектов трансграничного характера, в том числе направленных на развитие инфраструктуры государств-членов Союза. На сегодняшний день в структуре текущего инвестиционного портфеля ЕАБР на транспорт приходится наибольшая доля проектов – около 22%. Банк продолжит поддерживать тему развития транспортных коридоров как по оси Восток – Запад, так и по оси Север – Юг. Считаем, что активизация проектов трансграничной транспортно-логистической инфраструктуры позволит получить значимый экономический эффект в масштабах ЕАЭС.

 

Метки: нет меток

Комментарии закрыты.