sreh387

Атырау – нефтяная столица Казахстана

Атырау – город-лагуна, расположенный в Казахстане на границе двух континентов – Европы и Азии. До 1991 года всем известный как Гурьев, город сегодня является областным центром Атырауской области, занимающий западную европейскую часть Казахстана.

Когда город только начинали строить, по планировке он был очень похож на Астрахань. Даже многие купеческие дома того времени походили на астраханские – первый этаж представлял собой каменный полуподвал, а второй был деревянным.

Атырау – центр самой богатой области Казахстана. Он расположен в дельте реки Урал, в 30 километрах от Каспийского моря. В Атырауской области, в основном на реке Эмбе, сосредоточены важнейшие нефтяные месторождения Казахстана, и Атырау – это для Казахстана что-то вроде российских Сургута или Нового Уренгоя.

В прошлом город назывался Гурьев, и назван он был отнюдь не в честь какого-нибудь забытого революционера: основан город был в 1615 году купцом Гурием Назарьевым, который выстроил крепость в обмен на монопольное право добычи осетровых в Яике. Казахское слово «атырау» переводится как дельта или лагуна.

Атырау совсем не зря называют нефтяной столицей Казахстана – ведь в этой области располагаются мощнейшие нефтяные месторождения, в том числе гиганты Тенгиз и Кашаган (входят в десятку крупнейших в мире). Разработка уникального месторождения Тенгиз была начата в 90-е годы ХХ века.

Благодаря этим месторождениям к 2020 году планируется вывести Казахстан в пятерку стран-лидеров нефтедобычи. Своими прославленными экономическими успехами Казахстан обязан не только грамотной политике президента Н. А. Назарбаева, но и запасам нефти.

Через город протекает знаменитая река Урал, ранее известная под названием Яик и делящая город на европейскую и азиатскую части. Изначально город строился в месте впадения Яика в Каспий, однако со временем он отступил от моря на 30 км.

Каспийское море и река Урал богаты рыбой, а недра нефтью. И поэтому главные богатства края рыба и черная икра, нефть и газ. Недаром на гербе города осетры и нефтяная вышка. Сегодняшний Атырау – основной углеводородный регион Казахстана, крупнейший центр по добыче нефти и газа, перспективный рынок инвестиций. Ну, и черную икру из Атырау хорошо знают и в СНГ и в Европе.

В Казахстане Атырау стал первым городом, где были построены заводы по очистке нефти, завод нефтяного оборудования и крупнейший в Казахстане рыбоконсервный завод. В 1999 году широко отмечалось 100-летие казахстанской нефти, и город Атырау с подачи президента Назарбаева в прессе стали называть нефтяной столицей Казахстана.

Кстати, недавно стало известно, что компания Chevron (США) может принять участие в строительстве газохимического комплекса (ГХК) компанией Kazakhstan Petrochemical Industries и южнокорейской LG Chem. С таким заявлением выступил министр энергетики Казахстана Владимир Школьник, передает ИТАР-ТАСС.
По словам министра, Chevron изучает возможность вхождения в данный проект. «Это хорошая новость», – заявил министр. По его словам, сырьё на ГХК будет поставлять СП «Тенгизшевройл», которое разрабатывает месторождение Тенгиз в Казахстане.

Газохимический комплекс KPI и LG Chem строят в самом Атырау. Строительные работы планируется закончить в 2016 году. Комплекс будет производить до 800 тыс. тонн полиэтилена и 450 тыс. тонн полипропилена из газа с Тенгизского нефтяного месторождения.

В городе работают Атырауский институт нефти и газа, Атырауский государственный университет имени Х. Досмухамедова, Прикаспийский Современный Колледж, а также Атырауский политехнический колледж.
Население города согласно переписи 2009 года составило 163 тыс. человек. Они исповедуют в основном ислам и христианство. В Атырауской области в настоящее время действуют семь мечетей, русская православная церковь, три протестантские церкви и римско-католический костел.

Климат в Атырау резко континентальный. Лето здесь обычно достаточно жаркое – +40, +42°C, зима холодная – до -20-25°C, малоснежная. Не редкость в городе сильные ветры и пыльные бури.

В советское время Гурьев был центром огромной области. На юге граница с Туркменией пролегала по заливу Кара-Богаз-Гол. На востоке Гурьевская область граничила с Узбекистаном (Каракалпакия) и Актюбинской областью, на севере – с Уральской, а на западе – с Астраханской областями. С началом освоения природных богатств полуострова Мангышлак (нефть, газ, урановая руда) и строительством города Шевченко (ныне Актау) область была поделена на Гурьевскую и Мангышлакскую.

В развитии этих областей и их центров Гурьева и Шевченко участвовал весь Советский Союз. Многие исторические вехи и события, свидетелями которых был Гурьев, запечатлены в названиях его улиц. Здесь несколько раз проходил со своими казаками Степан Разин, бывал Емельян Пугачев. Соответственно есть улицы Разина, Пугачева, проспект Абая, названный в честь известного просветителя казахского народа Абая Кунанбаева, улица Мухтара Ауэзова, улицы Чокана Валиханова, Валерия Чкалова.

4 октября 1991 года Гурьевский городской Совет народных депутатов переименовал город в Атырау.

Современная архитектура Атырау почти ничем не отличается от других казахстанских городов. Город делится на две части: старую и новую, обе достаточно озеленены, хотя в условиях солончаков поддерживать цветущий вид улиц не просто.

Главными достопримечательностями города являются памятник архитектуры XIX века – православная церковь и самый длинный в мире пешеходный мост через реку Урал (занесен в Книгу Рекордов Гиннеса). В Атырау находится могила известного казахского композитора Кермангэзи Сагирбэйева (1806-1879 гг.).

В начале ХХ века рыбный промысел был единственной развитой отраслью экономики в небольшом уездном городке. Со временем же неподалеку от места, где Урал впадает в Каспийское море, появились железнодорожные пути, которые сыграли огромную роль для дальнейшего развития города.

Атырау располагается одновременно в двух разных частях света: Самарская часть (правый берег Урала) находится ещё в Европе, а Бухарская часть (левый берег) – уже в Азии. Первоначально застраивалась в основном Самарская часть, во многом тогда напоминавшая Астрахань. Здесь даже возвели высокую каменную церковь, которая сегодня является одной из немногих величественных достопримечательностей города. Основными постройками на тот момент стали глинобитные дома.

Первый понтонный мост через реку Урал появился перед войной. Для того, чтобы проводить вверх по реке суда с грузом, в середине моста отводили одну секцию. Однако вскоре он перестал справляться с нагрузкой, и во второй половине ХХ века на реке построили другой, более надежный железобетонный мост на быках. Посередине моста было принято решение установить памятный знак о границе Европы и Азии.

Вскоре в Гурьеве была построена железная дорога Гурьев-Астрахань, а в связи с этим и железнодорожный мост, проходящий через Урал и новый вокзал. Эта дорога дала кратчайший выход с юга Средней Азии (Душанбе, Термез, Бухара, Чарджоу, Нукус, Кунград, Бейнеу) и с Мангышлака в Европейскую часть страны.

Был также построен и аэропорт. В настоящее время европейскую и азиатскую части города соединяют семь различных мостов. Помимо железнодорожного, через реку Урал перекинуты также пять автомобильных мостов и один пешеходный.

Комментарии закрыты.