РОСКОНГРЕСС
Расположение стран БРИКС на осях ключевых международных транспортных коридоров («Восток — Запад», «Один пояс, один путь», «Север — Юг», морские пути в Бразилию и Египет через порты Азово-Черноморского бассейна) создает условия для опережающего развития перевозок различными видами транспорта — морским, автомобильным и железнодорожным.
БРИКС — это расширение экономического и политического сотрудничества за пределы сложившегося круга БРИКС с любой страной, блоком или регионом мировой экономики через трансформацию платформы в пользу большей инклюзивности и открытости. Концепция БРИКС впервые была предложена Китаем в 2017 году с целью превращения блока в самую влиятельную площадку мира для сотрудничества в направлении Юг — Юг. К началу 2024 года идея БРИКС была поддержана официальными заявками на вступление в блок от двадцати трех стран, шесть из которых были приняты — Египет, Эфиопия, Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и Аргентина. Однако в состав БРИКС вошли только четыре из них, поскольку новый президент Аргентины Хавьер Милей отказался от планов по вступлению страны в объединение, а процесс официального присоединения Саудовской Аравии остановился на одной из стадий внутреннего согласования: для взвешивания экономических выгод и политических рисков такого шага стране потребовалось больше времени, чем ожидалось изначально. В БРИКС входят крупнейшие покупатели нефти из Саудовской Аравии — Китай и Индия. Также значительны объемы поставок в ОАЭ и Египет. Расширенный БРИКС, построенный на принципах невмешательства, равенства и взаимной выгоды, призван стать платформой, объединяющей разносторонние интересы комплементарных экономик, и средством балансировки сил с западными странами. Принятие решения об участии Саудовской Аравии в БРИКС происходит на фоне предполагаемого усиления геополитической напряженности между США и Китаем, а также растущего влияния Китая в Саудовской Аравии. Помимо укрепления отношений с Китаем, присоединение Королевства к БРИКС открывает доступ к растущим экономикам стран БРИКС, а также способствует диверсификации экономики Саудовской Аравии.
Решение о присоединении к БРИКС остальных стран, подавших заявки, остается на рассмотрении Совета. В их числе Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Вьетнам, Гондурас, Индонезия, Казахстан, Куба, Кувейт, Марокко, Нигерия, Государство Палестина, Сенегал, Таиланд. Также в 2024 году о намерении вступить в БРИКС заявили Малайзия и Азербайджан.
Таким образом, все ключевые участники АСЕАН проявляют интерес к сближению с БРИКС. Если текущая волна расширения БРИКС охватывает преимущественно регионы Ближнего Востока и Северной Африки, то следующая, вероятно, коснется региона Юго-Восточной Азии, что в полной мере отвечает стратегическим интересам БРИКС, в особенности в сфере развития МТК.
Отсутствие уставных документов, детально регламентирующих процедуру вступления, создает сложности для прогнозирования географии будущего БРИКС. Поскольку главным форматом работы блока остаются саммиты, контуры дальнейшего расширения БРИКС станут очевидными уже на ближайшем из них, который запланирован на 22–24 октября 2024 года в Казани.
Платформа БРИКС может внести уникальный вклад в построение более стабильной глобальной экономической конструкции, выступая в качестве «интегратора» для многочисленных региональных интеграционных соглашений на Глобальном Юге, а либерализация торговли выступает одним из основных шлюзов для будущего сотрудничества между развивающимися экономиками. Вместе с тем для равномерного и последовательного роста взаимной торговли критически необходимо использовать возможности, предоставляемые уникальным кросс-континентальным/региональным форматом БРИКС, а именно обеспечить реализацию его транспортного потенциала.
Включение в БРИКС Ирана играет определяющую роль для развития трансконтинентальных МТК, так как его географическое положение открывает возможности сопряжения широтных и меридиональных коридоров. Являясь территорией, соединяющей Каспийское море, Персидский залив и Индийский океан, Иран выступает точкой пересечения важнейших грузопотоков, включая МТК «Север — Юг». Сопряжение маршрутов могло бы объединить китайский грузопоток с потенциальным индийским, стимулировало бы дополнительные инвестиции, способствовало налаживанию межрегиональных связей. Для реализации транзитного потенциала Ирана критическое значение обретает его транспортная инфраструктура, в особенности портовая и железнодорожная.
Развитие железных дорог на пространстве БРИКС — важнейший элемент в реализации транспортного потенциала объединения. Совокупный железнодорожный грузооборот стран БРИКС составляет почти 64% мирового. Железнодорожная сеть стран БРИКС охватывает более 382 тыс. км, в том числе более 213 тыс. км электрифицированных линий. Общий объем грузов, перевозимых по железнодорожной сети, составляет около 8,4 млрд тонн в год. Транзитные маршруты для поддержания к ним долгосрочного интереса государств должны помогать решать внутренние проблемы транспортно-логистической инфраструктуры, контейнеризации грузоперевозок, администрирования, налаживания межрегиональных связей.
Важным элементом интеграции в сфере транспорта также выступает партнерство мультимодальных операторов стран БРИКС — для наращивания суммарных мощностей активов, развития независимых институтов страхования рисков транспортных компаний, обеспечения необходимых для транспорта сервисов, включая взаиморасчеты. Также необходимо исследование возможностей повышения эффективности международной торговли за счет передовых технологических и правовых решений в области администрирования грузопотоков. Важно сформировать системный и согласованный подход на уровне правительств стран БРИКС и максимально усилить кооперацию основных бенефициаров внешней торговли — национальных производителей и перевозчиков.
Выступая связующим звеном в важнейших международных транспортных коридорах «Восток — Запад» и «Север — Юг», а также государством-председателем БРИКС 2024 года, Россия взяла на себя лидирующую роль в развитии транспортной системы на пространстве объединения.
На 15-м ежегодном саммите глав государств-членов БРИКС в августе 2023 года Владимир Путин инициировал создание постоянно действующей комиссии по транспорту для координации усилий стран по развитию логистики внутри БРИКС, обеспечению работы транспортных коридоров и улучшению транспортной связанности между государствами-участниками. Впоследствии Рабочей группой по инфраструктуре Делового совета БРИКС было принято решение об образовании Подгруппы по транспорту и логистике, задачами которой, помимо координации развития транспортных коридоров, станут работа по инновационной повестке и обмен опытом в области подготовки кадров. В июне 2024 года в рамках ПМЭФ состоялась первая встреча министров транспорта стран БРИКС. Обсуждение затронуло такие темы, как развитие транспортной отрасли, содействие отраслевому сотрудничеству и будущее в цифровую эпоху. По итогам встречи участники приняли Декларацию министров, которая определяет ключевые приоритеты сотрудничества: транспортная связанность и цепочки поставок, инновации и цифровизация, городская мобильность и экология. Другим важным решением является перевод Подгруппы по транспорту и логистике в статус постоянно действующей Рабочей группы с председательством России на переходный период (два года — 2025-й и 2026-й). Также достигнута договоренность о начале работы с 2025 года постоянной логистической платформы в формате Логистической комиссии БРИКС со штаб-квартирой в Дубае, состоящей из представителей транспортно-логистического бизнеса. Также по итогам встречи подписан меморандум о развитии контрейлерных перевозок между китайским портом Цзиньчжоу, государственной корпорацией ОАО «РЖД» и контрейлерным оператором АО «ПФКО Экспресс». Документ определяет реализацию комплексных мероприятий по повышению привлекательности сервиса контрейлерных перевозок и разработку оптимальных логистических решений по перевозкам грузов в контрейлерах и магистральных седельных тягачей с использованием специализированных платформ колодцевого типа. На сегодняшний день контрейлерные перевозки — один из самых инновационных и востребованных трендов в развитии грузоперевозок. Они представляют собой комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки грузовых прицепов как с помощью автомобильных тягачей, так и на специальных железнодорожных платформах. Эта инновационная технология сочетает в себе преимущества как автомобильного транспорта — перевозка «от двери до двери», так и железнодорожного — доставка по жёсткому графику с соблюдением сроков.