А.В.Хребтов, заместитель главного редактора журнала “Индустрия Евразии”
Евразийский экономический союз является одним из главных регионов добычи традиционных энергоносителей. Так, объем добычи нефти составляет 611,7 млн тонн в год, это 14,5 % мировой выработки. Объем добычи природного газа равен 818 млрд кубических метров, что составляет одну пятую ежегодной мировой выработки этого ресурса. Угля страны ЕАЭС добывают ежегодно около 6,7 %. 1 Крупнейшие месторождения нефти и газа находятся на территории России и Казахстана, что вполне логично вследствие их значительной по площади территории.
Для каждой из стран Союза энергетическая безопасность является важнейшей составляющей общенациональной безопасности, однако она разнонаправлена: для России и Казахстана важнее безопасность спроса на традиционные углеводороды, а для Кыргызстана, Армении и Беларуси — безопасность предложения на традиционные углеводороды. Более того, энергетическое сотрудничество стран ЕАЭС заявлено как один из важнейших треков Евразийской экономической интеграции. Именно поэтому изучение вопросов продвижения становления общих энергетических рынков, а также выявление препятствий на этом пути является актуальнейшей темой для понимания ситуации не только в энергетической, но и в других видах кооперации на евразийском континенте. В условиях геоэкономической турбулентности, санкционного давления на российскую и белорусскую экономики, а также перенаправления торговых и инвестиционных потоков из двух вышеозначенных стран во в том числе другие члены ЕАЭС, с одной стороны, и угрозе вторичных санкций на Армению, Кыргызстан и Казахстан, — с другой, сложившаяся система и планы интенсификации энергетического сотрудничества требуют чёткого мониторинга и, возможно, пересмотра товаропроводящей инфраструктуры.
Главной нормативной основой взаимодействия государств-членов ЕАЭС в сфере энергетики является одноименная статья 79 Договора о Евразийском экономическом союзе. (подписан в г. Астане 29.05.2014) URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_163855/. В ней указаны и основные принципы взаимодействия. Среди них — рыночное ценообразование, развитие конкуренции на общих рынках, отсутствие препятствий торговле энергоресурсами, развитие транспортной инфраструктуры, недискриминационные условия для субъектов стран-членов, благоприятные условия для привлечения инвестиций в энергетический комплекс государств-членов, гармонизация норм и правил функционирования технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков.
Программы и планы мероприятий по формированию трёх общих рынков, касающихся энергетики, приняты решениями Высшего евразийского экономического совета. Программа формирования общего электроэнергетического рынка в 2016 году, программы и планы мероприятий общего рынка нефти и нефтепродуктов, общего рынка газа — в 2018 году. Мониторинг выполнения программ проводится Евразийской экономической комиссией — ЕЭК. При этом экспертные оценки провозглашают возможный экономический эффект от создания трёх единых рынков: нефти и нефтепродуктов — от 5 до 8 млрд долл. США ежегодно, газа — 1 млрд долл. США ежегодно, электроэнергии — 7 млрд долл. США ежегодно.
В ЕАЭС государства-члены разделены на экспортеров нефти — Россию и Казахстан и импортеров — Армению, Беларусь, Кыргызстан. Для первых двух важна энергетическая безопасность спроса, для последних трёх — предложения. Для решения этого противоречия национальных интересов важно правильно прогнозировать спрос и предложение, обеспечить прозрачность рынка, экологическую безопасность в добыче нефти, переработке и потреблении нефтепродуктов. Объем взаимной торговли нефтью государств-членов ЕАЭС в 2021 году составил 24,15 млн тонн. Одна из проблем общего рынка нефти и нефтепродуктов — формирование унифицированного порядка распределения технических возможностей транспортировки нефти между участниками рынка. Трубопроводный транспорт во всех государствах-членах является естественно-монопольным видом деятельности.
Ещё одна проблема, требующая решения — наличие двусторонних соглашений по нефти. Для формирования общего рынка необходимы общие принципы, заменяющие двусторонний принцип, подразумевающий квотирование поставок энергоресурсов. Сложность общего рынка есть и в определении рыночных цен на нефть. В России и Казахстане нефтяная отрасль сильно монополизирована вертикально интегрированными компаниями. Из-за этого спрос и предложение на сырую нефть отсутствуют, что не дает ценовых индикаторов на нефть.
Процесс создания общего рынка природного газа.
Объем взаимной торговли газом государств-членов ЕАЭС в 2021 году составил 24,67 млрд кубометров. Согласно предварительной оценке Института энергетики и финансов, нижний порог прямого экономического эффекта от создания общего газового рынка составит не менее 1 млрд долларов США ежегодно. Ситуация по созданию объединенного рынка природного газа сложнее, чем по остальным рынкам.
Три главных спорных вопроса, которые пока не удается отрегулировать: формирование тарифов на прокачку газа; импорт газа из третьих стран; выполнение обязательств по уже существующим долгосрочным контрактам, заключенным между странами ЕАЭС. Причем именно тарифы на прокачку газа — главнейший камень преткновения. Армения и Беларусь стоят на позиции введения единых цен и тарифов на прокачку газа, Россия же предлагает рыночные цены для разных пользователей, мотивируя невозможность унификации тарифов и цен отсутствием единого бюджета и системы налогообложения. Вследствие этого противоречия создание общего рынка газа некоторые эксперты откладывают до 2030 года. Ещё один важный вопрос — использование газопроводов и другой инфраструктуры между странами-членами ЕАЭС. Для нормализации этого процесса необходимо введение наднациональных структур Союза, новой нормативно-правовой базы и технических требований, также наднациональных, которые обеспечат равный доступ участников рынка к услугам естественных монополий.
Формирования общего электроэнергетического рынка стран ЕЭАС.
В данной сфере важнейшей проблемой является различные системы электрогенерации во всех странах. Основа этого различия кроется в исторической системе формирования рынков электрической энергии: технологическая инфраструктура первоначально формировалась в советский период, проектируясь на основе единых принципов и стандартов в расчете на синхронную работу, а коммерческая инфраструктура формировалась и вовсе отдельно в каждом из государств Более того, все энергосистемы стран-членов ЕАЭС являются избыточными [7]. Взаимные поставки электроэнергии государств-членов ЕАЭС за 2021 год составили 4,1 млрд кВт*ч. Для понимания перспектив гармонизации общего рынка нужно обозначить особенности электрогенерации в странах Союза.
В электроэнергетике Беларуси существует вертикально-интегрированная государственная монополия «Белэнерго»: все тарифы регулируются государством, а генерирующие мощности в основном работают на импортном газе. В Киргизии основа электрогенерации — гидроэлектростанции, а также несколько угольных ТЭЦ. В Армении генерацию обеспечивают ГЭС, АЭС, газовые ТЭС. Структура электрогенерации в странах ЕАЭС по видам топлива представлена в таблице 3. Важно отметить, что структура достаточно диверсифицирована во всех странах, за исключением, разве что, Беларуси в отличие от, к примеру, таких стран БРИКС, как Китай (до 80 % электрогенерации на угольных ТЭС) и Бразилии (до 80 % электрогенерации на ГЭС). В этих трёх странах рынок менее конкурентный, тарифы регулируются государством. В России и Казахстане существуют оптовый и розничный рынки электроэнергии и мощности. В Казахстане государством устанавливаются предельные цены на производство, тарифы на передачу электроэнергии. В России ценообразование свободное, однако тарифы для населения регулируются.
При формировании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС предполагается отсутствие регулирования государствами оптовых цен. При допуске производителей на общий рынок важна будет как цена на сырье для них, так и эффективность их оборудования. Однако допуск электрогенерирующих компаний на общий рынок привязан по инициативе Беларуси к вступлению в силу международного договора о формировании общего рынка газа в ЕАЭС. Для стран, работающих на импортном сырье, важна конкурентная стоимость сырья для собственных мощностей.
Международный договор по созданию общего электроэнергетического рынка (Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (в части формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) заключен в 2019 году и ратифицирован сторонами в 2021 году в виде протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе в части формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. Создана единая инфраструктура ЛЭП, система коммерческого учета электроэнергии. Необходимо урегулирование технических аспектов: валютных расчетов, времени заключения сделок, правил заключения договоров, доступа естественных монополий на общий рынок.
Долгий путь энергетической интеграции Союзного государства.
Еще осенью 1999 года Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Объединенной электроэнергетической системы, понимая под этим совместную синхронную работу и энергосистем России и Белоруссии, координированное диспетчерское управление электростанциями и магистральными электросетями, работу в едином технологическом режиме. При этом стороны не стали создавать единого органа управления энергосистемой, остановившись на том, что оперативное управление останется за центральными диспетчерскими управлениями каждой из участниц соглашения. Видимо, отказ от единого координационного органа и привел к тому, что соглашение долгое время оставалось всего лишь документом, не наполненным реальным содержанием. Ратификация соглашения Национальным собранием Белоруссии и Госдумой России произошла только в 2011 году, однако так ли это плохо – большой вопрос. Ведь, благодаря такой паузе, Белоруссия и ее энергетическое хозяйство избежали необходимости вместе с ЕЭС России переживать все события, связанные с реформами Анатолия Чубайса и теперь имеют возможность учесть, как все плюсы, так и минусы российского опыта. Российского «разгосударствления» в Белоруссии не произошло, производство, поставка, сбыт электроэнергии по-прежнему сосредоточено в руках государственного объединения «Белэнерго». И наконец, окончательно объединенный рынок электрической энергии Союзного государства реально создается Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2024 г. № 988 на следующих принципах:
Российская Федерация и Республика Беларусь, движимые стремлением продолжить развитие интеграционных процессов, определенных Договором о создании Союзного государства, подписанным в г. Москве 8 декабря 1999 г. (далее – Договор о создании Союзного государства), основываясь на Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о некоторых мерах по обеспечению параллельной работы Единой энергетической системы Российской Федерации и Объединенной энергетической системы Республики Беларусь от 15 марта 2011 г., Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 29 января 2024 г. № 2 “Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024 – 2026 годы” (далее – Декрет № 2), исходя из заинтересованности в углублении дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества в области электроэнергетики,
Формирование, функционирование и развитие объединенного рынка электрической энергии Союзного государства осуществляются на основе следующих принципов:
– сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любой из Сторон;
– соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, а также других субъектов объединенного рынка электрической энергии Союзного государства;
– приоритетное использование рыночных отношений и добросовестной конкуренции для формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию в конкурентных видах деятельности с учетом технологических особенностей работы электроэнергетических систем Сторон и их параллельной работы;
– формирование правовой и при необходимости технологической основ объединенного рынка электрической энергии Союзного государства;
– поэтапное формирование и развитие объединенного рынка электрической энергии Союзного государства с учетом особенностей существующих моделей электроэнергетических рынков Сторон;
– использование технических и экономических преимуществ параллельной работы электроэнергетических систем Сторон с соблюдением взаимо согласованных условий их параллельной работы;
– осуществление торговли электрической энергией между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков (далее – уполномоченные организации) Сторон с учетом энергетической безопасности Сторон и в соответствии с Правилами рынка.
Надеемся, что этот договор ляжет в основу формирования общего электроэнергетического рынка стран ЕЭАС.