И.А.Близнец, д.ю.н., профессора, академика РАЕН, заведующего Кафедрой интеллектуальной собственности Московского университета им. А.С. Грибоедова, профессора Кафедры интеллектуальных прав МГЮА им. Кутафина, члена Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ ВШЭ
М.В.Тюнин, к.ю.н., доцента Кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования факультета таможенного дела Российской таможенной академии, старшего преподавателя Института внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН.
В настоящей статье рассмотрены вопросы, связанные с созданием и использованием региональной системы интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом союзе. Авторы обращают внимание, что использование региональных и национальных систем получения правовой охраны интеллектуальной собственности должно обеспечивать более простой и менее дорогостоящий способ, позволяющий воспользоваться преимуществами, предоставляемыми международными договорами в рамках ЕАЭС. При этом принятие решения о формировании регионального ведомства на территории ЕАЭС в сфере интеллектуальной собственности должно быть направлено на учреждение системы органов региональной регистрации средств индивидуализации, способствующей процессам формирования и развития Союза. В связи этим авторы делают вывод, что вся деятельность стран ЕАЭС должна быть направлена на поддержание и рост уважения к интеллектуальной собственности во всем мире, что позволит стимулировать творческую и инновационную деятельность даже в современных условиях.
С целью эффективного правового регулирования и гармоничного развития системы охраны прав на объекты интеллектуальной собственности национальные ведомства стран Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) совершенствуют механизмы правовой охраны интеллектуальной собственности и используют систему интеллектуальной собственности как инструмент эффективного экономического роста в современных условиях развития экономики государств Союза.
Использование региональных и национальных систем получения правовой охраны интеллектуальной собственности, в частности, товарных знаков должен обеспечивать более простой и менее дорогостоящий способ, позволяющий воспользоваться преимуществами, предоставляемыми международными договорами в рамках ЕАЭС. При этом, возможность использования некоторых других региональных систем охраны товарных знаков, например, региональной системы регистрации товарных знаков стран Бенилюкса, стало возможным в связи с близким уровнем исторического, политического и экономического развития, а также гармонизированного, а в определенных аспектах общего законодательства, регулирующего правоотношения на мировом рынке товаров и услуг.
Как показывает проведенный анализ законодательства, страны Союза функционируют в целях комплексного выполнения экономико-правовых задач и предоставления услуг в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, либо осуществляют свои функции в части охраны интеллектуальной собственности. При этом отдельного регионального ведомства в ЕАЭС, осуществляющего функции, связанные с предоставлением правовой охраны товарным знакам в странах Союза, не предусмотрено.
В случае принятия решения о формировании регионального ведомства на территории ЕАЭС представляется возможным рассмотреть вопрос наделения такого органа полномочиями в отношении всех объектов интеллектуальной собственности. В структуре такого ведомства могут быть предусмотрены как экспертные подразделения, организационно-хозяйственное подразделение, так и подразделение по ведению реестров, публикации, а также по поддержке и развитию технологий и обмену информацией.
Содержание международного договора, регулирующего данные правоотношения, должно быть направлено на формирование единой системы органов региональной регистрации объектов интеллектуальной собственности, способствующей ускорению процессов становления и развития Союза, в том числе по устранению барьеров в международной торговле товарами и услугами, обеспечению необходимых условий для осуществления предпринимательской деятельности всеми участниками рынка интеллектуальной собственности.
Учитывая, что страны ЕАЭС являются участниками
большинства основных международных договоров в области
авторского права и для возникновения авторского права и его
защиты не требуется совершения каких-либо формальностей,
особое значение при функционировании такого ведомства могло
бы быть уделено вопросам защиты авторских прав на территории
ЕАЭС, в том числе в сети Интернет. И в этой связи в структуре
такого ведомства могло быть предусмотрено отдельное подразделение.
В то же время необходимость учреждения такого ведомства, цели, задачи, а также организационная структура должна определяться исключительно совместно странами ЕАЭС с учетом экономической и финансовой целесообразности и на равных правовых и финансовых началах.
Кроме того, критерии эффективности деятельности региональных органов определяются целями и задачами соответствующего органа, административной политикой стран Союза, необходимостью взаимодействия с другими государственными и муниципальными органами государства. Особенное значение определение критериев эффективности региональных органов приобретает в случае, когда выстраивается система международного взаимодействия государственных органов, которые выполняют одинаковые, близкие или смежные функции, оказывают соответствующие государственные услуги.
Специалисты определяют следующие направления оценки в сфере государственного управления: цели и результаты государственного управления, соответствие их общественным потребностям, соотношение общественных издержек, понесенных в связи с управлением, и указанных результатов, возможности, заложенные в управленческом потенциале, и степень их реального использования. Соответственно, проводится оценка процесса, результата, последствий и экономической эффективности.
Международные договоры ЕАЭС в области интеллектуальной собственности призваны упрощать практические процедуры путем их стандартизации, создавать минимальный эталонный уровень охраны и взаимные обязательства сторон.
В странах Союза проводится работа по пересмотру уже существующих и созданию новых международных соглашений, что требует постоянного международного сотрудничества между государствами и организации такого переговорного процесса.
Вся деятельность стран ЕАЭС должна быть направлена
на поддержание и рост уважения к интеллектуальной
\собственности во всем мире, что позволит стимулировать
творческую и инновационную деятельность даже в
современных условиях, облегчит доступ к новым технологиям
и создаст благоприятные условия для промышленного и
культурного развития стран Союза.
Для этого странам Союза необходимо реализовать комплекс шагов на всех этапах жизненного цикла новых технологий, направленных на устранение различного рода правовых барьеров, реализацию необходимого комплекса мер экономического и правового характера, стимулирующих процессы коммерциализации и их внедрение в профильный сектор экономики стран ЕАЭС, предоставить, в том числе для бесшовной интеграции в современных условиях клиентоориентированные цифровые сервисы, а также воспитать культуру восприятия интеллектуальных продуктов как необходимого инструмента получения экономической и финансовой выгоды.
Субъекты правоотношений в сфере охраны прав на ОИС являются ученые, изобретатели, бизнес, высокотехнологические предприятия, государство, университеты, институты развития и т.д. все они на разных этапах взаимодействуют с ведомствами\центрами в сфере ОИС в странах Союза, становясь, по сути, «клиентами» этих ведомств/центров. Поэтому важно наличие комплексных продуктов и решений, позволяющих обеспечить поддержку реализации самых сложных высокотехнологичных проектов в Союзе на всех стадиях его развития.
При этом, с целью наиболее эффективного экономического и правового взаимодействия со всеми группами потребителей и правообладателей в странах Союза необходимо развивать коммуникационные электронные сервисы и интегрировать их с единым порталом государственных услуг в странах Союза.