Page 18 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 18

в условиях попыток США и Запада изолировать Россию, закры-  МТК «СЕВЕР — ЮГ»                                                  возможностей пропускной способности данного МТК), отда-  Что даст выход из Сибири в логистический хаб Урумчи? Россия
                      вая международные транспортно-логистические цепочки.  Весомое значение приобретает скорейшая реализация проекта               ленные регионы России, например Сибири, как представляет-  получит дополнительный маршрут экспорта российского угля,
                        В практическом плане (наряду с безусловной первоочередно-  мультимодального МТК «Север — Юг» (в настоящее время по-         ся,  должны  иметь  альтернативные  выходы  на  логистические   зерна, удобрений и другой продукции в юго-восточном направ-
                      стью развития СМП с учетом новых акцентов) сегодня необ-  мимо морского транзита по Каспию ведется работа по желез-           коммуникации со странами различных регионов Азии — Юж-  лении — в Китай, но также будет возможно продолжить транзит
                      ходимо дополнить трансконтинентальные МТК традиционно   нодорожному маршруту вдоль западного берега Каспия через              ной, Юго-Восточной, Ближнего Востока, не полагаясь только   грузов по ж/д сети Китая до Чунцина и далее — в страны Юго-Вос-
                      широтного характера в направлении «восток — запад» (самый   Россию, Азербайджан и Иран). Объективно это кратчайший            на МТК «Север — Юг» по Каспию. Такие коммуникации, как   точной Азии, используя действующий коридор Китай — АСЕАН.
                      известный пример: Китай — Западная Европа) новыми транс-  путь, соединяющий Индию и страны АСЕАН с Европой. По                экономический коридор Россия — Монголия — Китай, могут   В перспективе возникают контуры трансазиатского МТК от Ар-
                      портными коридорами меридианного типа, «прошивающими»   многим позициям, прежде всего по контейнерным перевоз-                существенно расширить экономические взаимосвязи и содей-  ктического побережья Сибири через Урумчи, Чунцин — к портам
                      евразийское пространство также с севера на юг.        кам, этот маршрут значительно сокращает путь по сравнению               ствовать формированию новых региональных производствен-  Южного Китая, а также Сибирь (или Арктик) — АСЕАН.
                        Именно прокладка меридианных МТК по оси «север — юг»   с маршрутом через Суэцкий канал. Через Россию пролегала бы           но-сбытовых цепочек, соединяя индустриальный Северо-Вос-  Вероятно и южное направление — через Урумчи — в случае
                      должна стать не менее важным приоритетом России, посколь-  одна из важнейших артерий мировой торговли.                        точный Китай с регионами Восточной Сибири.            реализации Китаем ж/д коридора Китай — Киргизия — Узбе-
                      ку они позволят связать регионы евразийского Севера — Си-  Продолжительное время реализация проекта шла трудно, в                                                                   кистан. Во всяком случае, трехстороннее решение на этот счет
                      бири — с внутриазиатскими транспортными коммуникациями   том числе из-за сложного характера отношений между стра-             СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ                                     формализовано в июне 2024 года. В планах Пекина продлить
                      и за счет этого на порядок расширят возможности для вывода   нами Южного Кавказа. Поэтому без преувеличения стратеги-         Весьма перспективным представляется находящийся сейчас   магистраль далее через Туркменистан и Иран с последующим
                      продукции предприятий этих регионов на рынки стран Ближ-  ческую значимость имеют достигнутые в ходе недавнего госу-          на рассмотрении Правительства России проект строительства   выходом на Турцию и страны Ближнего Востока.
                      него Востока, Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии.     дарственного визита Президента В.В.Путина в Азербайджан                 Северо-Сибирской  железной  дороги,  включая  недостающий   Иными словами, речь идет об использовании Россией (через
                        Новая, формируемая при активном участии БРИКС, евразий-  договоренности об активизации общей работы по проекту. Не          участок от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская   переход из Сибири в Урумчи) по мере реализации Китаем так
                      ская логистика, включающая как широтные, так и меридианные   стоит забывать о попытке Индии в сентябре 2023 года иници-       область) и новую железнодорожную ветку из Сибирского ФО в   называемого «срединного сухопутного коридора Шелкового
                      МТК, будет способствовать диверсификации товаропотоков и   ировать при поддержке США и Евросоюза создание коридора            Урумчи (СУАР, Китай). Северо-Сибирский маршрут призван не   пути» из Западного Китая через государства Центральной Азии
                      цепочек поставок, что позволит сделать более сбалансирован-  IMEC (India-Middle East-Europe Corridor). На данный момент       только разгрузить грузопоток Восточного полигона, но и одно-  и Иран в направлении Западной Азии. Но этот же маршрут
                      ной конфигурацию внешнеэкономических связей России.   кризис вокруг Газы поставил крест на этих планах, но они по-            временно обеспечить загрузку полярных портов через два вы-  можно будет использовать на иранском участке для дополни-
                        Не менее важно при рассмотрении вопросов создания транс-  казывают, что ситуация в мировой транспортной логистике не        хода к Северному морскому пути: железнодорожный участок от   тельного выхода к портам Аравийского моря и выстраивания
                      портно-логистической сети Евразии не упускать возможности   статична.                                                         Нижневартовска до Белого Яра сделает сквозной магистраль от   новых логистических цепочек, помимо стран Ближнего Восто-
                      замещения  финансовыми  ресурсами  партнеров  по  БРИКС  (в   В то же время неурегулированность отношений Ирана с             Транссиба до портов в устье Оби (Ямбург, Сабетта) и к Енисею   ка, также в страны Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии.
                      условиях развязанной Западом экономической войны против   США, угрозы Израиля и общая волатильность обстановки в              (ответвление до Лесосибирска) и свяжет Сибирь с логистиче-  В целом строительство перехода от Транссиба до СМП и
                      России) западного капитала, ушедшего из проектов в России, в   зоне ближневосточного конфликта чреваты внезапными обо-        ским хабом Урумчи.                                    Урумчи откроет два мощных дополнительных направления для
                      частности из российских арктических мегапроектов, и привле-  стрениями  положения,  что  может  негативно  сказываться  на      Маршруты  потребуют  серьезных  капиталовложений,  по-  встречных товаропотоков и экспорта продукции российских ре-
                      чения этих ресурсов к обустройству Северного морского пути.  безопасности в районе Персидского залива и затронуть исполь-     скольку они прокладываются в сложном рельефе. Разумеется,   гионов: на север — к портам Севморпути и на юго-восток и юг —
                        Одним из шагов могло бы стать придание Севморпути ста-  зование МТК «Север - Юг» (его южные ворота как раз и состав-        такие масштабные инфраструктурные мегапроекты не могут   в Китай, страны АСЕАН либо Ближнего Востока и Южной Азии.
                      туса «проекта БРИКС» как международного общеевразийского   ляют иранские порты).                                              основываться только на геополитических соображениях, они   Более того, в междуречье Оби и Енисея возникнет уникаль-
                      проекта. Возможно стоит подумать об образовании под эгидой   Поэтому принимая во внимание перечисленные обстоятель-           требуют тщательной всесторонней проработки и должны опи-  ная ситуация «железнодорожного креста» трансконтиненталь-
                      БРИКС в той или иной форме международного консорциума   ства  и  исходя  из  соображений  минимизирования  потенци-           раться на не менее весомое экономическое обоснование, про-  ных коммуникаций, причем, на наш взгляд, заложенный в та-
                      инвесторов и эксплуатантов СМП.                       альных коммерческих и логистических рисков (в т. ч. с учетом            считанную рентабельность и сроки окупаемости.         ком расширении внутриконтинентальной логистической сети
                                                                                                                                                      Как сообщил на пресс-конференции в марте этого года Ген-  экономический потенциал существенно значительнее торговли
                                                                                                                                                    надий  Гусельников,  председатель  Исполнительного  комитета   сырьевыми товарами: данная коммуникационная связанность
                                                                                                                                                    Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (в него   создаст реальные  предпосылки  для    формирования   в  меж-
                                                                                                                                                    входят руководители  всех  сибирских регионов  РФ), в рамках   дуречье Оби  и  Енисея крупного кластера отраслей глубокой
                                                                                                                                                    исполнения поручения Президента Российской Федерации вы-  переработки сырья — комплексов нефтехимии и газохимии,
                                                                                                                                                    полнена работа по оценке целесообразности и стоимости Севе-  переработки угля плюс сопутствующих отраслей обрабатываю-
                                                                                                                                                    ро-Сибирской железной дороги, включая переход от Таштагола   щей промышленности (машиностроение, металлообработка) и
                                                                                                                                                    в Урумчи. Вся новая железнодорожная система СевСиба оцени-  сектора услуг. Благо «под рукой» будут транспортные коммуни-
                                                                                                                                                    вается в 8 трлн рублей. Экспертами Сибирского отделения РАН   кации для экспорта продукции и установления долгосрочных
                                                                                                                                                    окупаемость строительства трассы прогнозируется в горизонте   связей и цепочек поставок.
                                                                                                                                                    20 лет, причем расчеты сделаны при существующей грузовой   По существу, речь идет об использовании Россией — для по-
                                                                                                                                                    базе. Однако с учетом встречного грузопотока из Китая и стран   лучения собственных долгосрочных экономических выгод за
                                                                                                                                                    Азии и возможностей увеличения производства в регионах Си-  счет прокладки связующих переходов из Сибири — политики
                                                                                                                                                    бири после их включения в сетку новых трансазиатских МТК,   Пекина по превращению Западного Китая (СУАР, Урумчи) в
                                                                                                                                                    сроки окупаемости могут существенно сократиться.      крупнейший евразийский логистический хаб.
                                                                                                                                                         В настоящее время предлагается также второй возможный   Со временем новая евразийская логистика, «локомотивом»
                                                                                                                                                    коридор из Красноярского края через Туву, вобравший в себя   которой способен выступить БРИКС, позволила бы начать
                                                                                                                                                    перспективную линию Курагино — Кызыл, далее — в Монго-  складывание «большого интеграционного контура Евразии». В
                                                                                                                                                    лию и Китай. Строительство этой дороги тоже признано целе-  свою очередь, продвижение евразийской интеграции откроет
                                                                                                                                                    сообразным. «Мы закончили предварительную оценку целесо-  дополнительные экономические возможности для взаимодей-
                                                                                                                                                    образности строительства обеих дорог. Мы твердо уверены, что   ствия с Бразилией, ЮАР, а также со странами БРИКС.
                                                                                                                                                    обе железные дороги окупаемы в пределах срока горизонта 20   Сейчас преждевременно утверждать, что государства БРИКС
                                                                                                                                                    лет на той грузовой базе, которая сегодня рассчитана», — под-  так поступят. Но мы считаем, что в настоящей ситуации скла-
                                                                                                                                                    черкнул Гусельников.                                  дываются обстоятельства и условия более благоприятные для
                                                                                                                                                      Важно, что проекты активно поддерживаются сибирскими   того, чтобы страны БРИКС реализовали эти возможности для
                                                                                                                                                    регионами, что заслуживает внимания и свидетельствует об их   выхода на новый уровень качества экономического взаимодей-
                                                                                                                                                    экономической заинтересованности.                     ствия и взаимосвязанности.

            16 I  ЗИМА 2024                                                                                                                                                                                                                             ЗИМА 2024  I  17
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23