Page 18 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 18
в условиях попыток США и Запада изолировать Россию, закры- МТК «СЕВЕР — ЮГ» возможностей пропускной способности данного МТК), отда- Что даст выход из Сибири в логистический хаб Урумчи? Россия
вая международные транспортно-логистические цепочки. Весомое значение приобретает скорейшая реализация проекта ленные регионы России, например Сибири, как представляет- получит дополнительный маршрут экспорта российского угля,
В практическом плане (наряду с безусловной первоочередно- мультимодального МТК «Север — Юг» (в настоящее время по- ся, должны иметь альтернативные выходы на логистические зерна, удобрений и другой продукции в юго-восточном направ-
стью развития СМП с учетом новых акцентов) сегодня необ- мимо морского транзита по Каспию ведется работа по желез- коммуникации со странами различных регионов Азии — Юж- лении — в Китай, но также будет возможно продолжить транзит
ходимо дополнить трансконтинентальные МТК традиционно нодорожному маршруту вдоль западного берега Каспия через ной, Юго-Восточной, Ближнего Востока, не полагаясь только грузов по ж/д сети Китая до Чунцина и далее — в страны Юго-Вос-
широтного характера в направлении «восток — запад» (самый Россию, Азербайджан и Иран). Объективно это кратчайший на МТК «Север — Юг» по Каспию. Такие коммуникации, как точной Азии, используя действующий коридор Китай — АСЕАН.
известный пример: Китай — Западная Европа) новыми транс- путь, соединяющий Индию и страны АСЕАН с Европой. По экономический коридор Россия — Монголия — Китай, могут В перспективе возникают контуры трансазиатского МТК от Ар-
портными коридорами меридианного типа, «прошивающими» многим позициям, прежде всего по контейнерным перевоз- существенно расширить экономические взаимосвязи и содей- ктического побережья Сибири через Урумчи, Чунцин — к портам
евразийское пространство также с севера на юг. кам, этот маршрут значительно сокращает путь по сравнению ствовать формированию новых региональных производствен- Южного Китая, а также Сибирь (или Арктик) — АСЕАН.
Именно прокладка меридианных МТК по оси «север — юг» с маршрутом через Суэцкий канал. Через Россию пролегала бы но-сбытовых цепочек, соединяя индустриальный Северо-Вос- Вероятно и южное направление — через Урумчи — в случае
должна стать не менее важным приоритетом России, посколь- одна из важнейших артерий мировой торговли. точный Китай с регионами Восточной Сибири. реализации Китаем ж/д коридора Китай — Киргизия — Узбе-
ку они позволят связать регионы евразийского Севера — Си- Продолжительное время реализация проекта шла трудно, в кистан. Во всяком случае, трехстороннее решение на этот счет
бири — с внутриазиатскими транспортными коммуникациями том числе из-за сложного характера отношений между стра- СИБИРСКИЙ ВАРИАНТ формализовано в июне 2024 года. В планах Пекина продлить
и за счет этого на порядок расширят возможности для вывода нами Южного Кавказа. Поэтому без преувеличения стратеги- Весьма перспективным представляется находящийся сейчас магистраль далее через Туркменистан и Иран с последующим
продукции предприятий этих регионов на рынки стран Ближ- ческую значимость имеют достигнутые в ходе недавнего госу- на рассмотрении Правительства России проект строительства выходом на Турцию и страны Ближнего Востока.
него Востока, Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии. дарственного визита Президента В.В.Путина в Азербайджан Северо-Сибирской железной дороги, включая недостающий Иными словами, речь идет об использовании Россией (через
Новая, формируемая при активном участии БРИКС, евразий- договоренности об активизации общей работы по проекту. Не участок от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская переход из Сибири в Урумчи) по мере реализации Китаем так
ская логистика, включающая как широтные, так и меридианные стоит забывать о попытке Индии в сентябре 2023 года иници- область) и новую железнодорожную ветку из Сибирского ФО в называемого «срединного сухопутного коридора Шелкового
МТК, будет способствовать диверсификации товаропотоков и ировать при поддержке США и Евросоюза создание коридора Урумчи (СУАР, Китай). Северо-Сибирский маршрут призван не пути» из Западного Китая через государства Центральной Азии
цепочек поставок, что позволит сделать более сбалансирован- IMEC (India-Middle East-Europe Corridor). На данный момент только разгрузить грузопоток Восточного полигона, но и одно- и Иран в направлении Западной Азии. Но этот же маршрут
ной конфигурацию внешнеэкономических связей России. кризис вокруг Газы поставил крест на этих планах, но они по- временно обеспечить загрузку полярных портов через два вы- можно будет использовать на иранском участке для дополни-
Не менее важно при рассмотрении вопросов создания транс- казывают, что ситуация в мировой транспортной логистике не хода к Северному морскому пути: железнодорожный участок от тельного выхода к портам Аравийского моря и выстраивания
портно-логистической сети Евразии не упускать возможности статична. Нижневартовска до Белого Яра сделает сквозной магистраль от новых логистических цепочек, помимо стран Ближнего Восто-
замещения финансовыми ресурсами партнеров по БРИКС (в В то же время неурегулированность отношений Ирана с Транссиба до портов в устье Оби (Ямбург, Сабетта) и к Енисею ка, также в страны Южной (Индия) и Юго-Восточной Азии.
условиях развязанной Западом экономической войны против США, угрозы Израиля и общая волатильность обстановки в (ответвление до Лесосибирска) и свяжет Сибирь с логистиче- В целом строительство перехода от Транссиба до СМП и
России) западного капитала, ушедшего из проектов в России, в зоне ближневосточного конфликта чреваты внезапными обо- ским хабом Урумчи. Урумчи откроет два мощных дополнительных направления для
частности из российских арктических мегапроектов, и привле- стрениями положения, что может негативно сказываться на Маршруты потребуют серьезных капиталовложений, по- встречных товаропотоков и экспорта продукции российских ре-
чения этих ресурсов к обустройству Северного морского пути. безопасности в районе Персидского залива и затронуть исполь- скольку они прокладываются в сложном рельефе. Разумеется, гионов: на север — к портам Севморпути и на юго-восток и юг —
Одним из шагов могло бы стать придание Севморпути ста- зование МТК «Север - Юг» (его южные ворота как раз и состав- такие масштабные инфраструктурные мегапроекты не могут в Китай, страны АСЕАН либо Ближнего Востока и Южной Азии.
туса «проекта БРИКС» как международного общеевразийского ляют иранские порты). основываться только на геополитических соображениях, они Более того, в междуречье Оби и Енисея возникнет уникаль-
проекта. Возможно стоит подумать об образовании под эгидой Поэтому принимая во внимание перечисленные обстоятель- требуют тщательной всесторонней проработки и должны опи- ная ситуация «железнодорожного креста» трансконтиненталь-
БРИКС в той или иной форме международного консорциума ства и исходя из соображений минимизирования потенци- раться на не менее весомое экономическое обоснование, про- ных коммуникаций, причем, на наш взгляд, заложенный в та-
инвесторов и эксплуатантов СМП. альных коммерческих и логистических рисков (в т. ч. с учетом считанную рентабельность и сроки окупаемости. ком расширении внутриконтинентальной логистической сети
Как сообщил на пресс-конференции в марте этого года Ген- экономический потенциал существенно значительнее торговли
надий Гусельников, председатель Исполнительного комитета сырьевыми товарами: данная коммуникационная связанность
Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (в него создаст реальные предпосылки для формирования в меж-
входят руководители всех сибирских регионов РФ), в рамках дуречье Оби и Енисея крупного кластера отраслей глубокой
исполнения поручения Президента Российской Федерации вы- переработки сырья — комплексов нефтехимии и газохимии,
полнена работа по оценке целесообразности и стоимости Севе- переработки угля плюс сопутствующих отраслей обрабатываю-
ро-Сибирской железной дороги, включая переход от Таштагола щей промышленности (машиностроение, металлообработка) и
в Урумчи. Вся новая железнодорожная система СевСиба оцени- сектора услуг. Благо «под рукой» будут транспортные коммуни-
вается в 8 трлн рублей. Экспертами Сибирского отделения РАН кации для экспорта продукции и установления долгосрочных
окупаемость строительства трассы прогнозируется в горизонте связей и цепочек поставок.
20 лет, причем расчеты сделаны при существующей грузовой По существу, речь идет об использовании Россией — для по-
базе. Однако с учетом встречного грузопотока из Китая и стран лучения собственных долгосрочных экономических выгод за
Азии и возможностей увеличения производства в регионах Си- счет прокладки связующих переходов из Сибири — политики
бири после их включения в сетку новых трансазиатских МТК, Пекина по превращению Западного Китая (СУАР, Урумчи) в
сроки окупаемости могут существенно сократиться. крупнейший евразийский логистический хаб.
В настоящее время предлагается также второй возможный Со временем новая евразийская логистика, «локомотивом»
коридор из Красноярского края через Туву, вобравший в себя которой способен выступить БРИКС, позволила бы начать
перспективную линию Курагино — Кызыл, далее — в Монго- складывание «большого интеграционного контура Евразии». В
лию и Китай. Строительство этой дороги тоже признано целе- свою очередь, продвижение евразийской интеграции откроет
сообразным. «Мы закончили предварительную оценку целесо- дополнительные экономические возможности для взаимодей-
образности строительства обеих дорог. Мы твердо уверены, что ствия с Бразилией, ЮАР, а также со странами БРИКС.
обе железные дороги окупаемы в пределах срока горизонта 20 Сейчас преждевременно утверждать, что государства БРИКС
лет на той грузовой базе, которая сегодня рассчитана», — под- так поступят. Но мы считаем, что в настоящей ситуации скла-
черкнул Гусельников. дываются обстоятельства и условия более благоприятные для
Важно, что проекты активно поддерживаются сибирскими того, чтобы страны БРИКС реализовали эти возможности для
регионами, что заслуживает внимания и свидетельствует об их выхода на новый уровень качества экономического взаимодей-
экономической заинтересованности. ствия и взаимосвязанности.
16 I ЗИМА 2024 ЗИМА 2024 I 17