Page 16 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 16

Сергей Лавров, Эксперт Института Китая и современной Азии РАН, кандидат исторических наук



                     ЕВРАЗИЙСКИЕ ГОРИЗОНТЫ




                                              БРИКС















           С 1 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА, С МОМЕНТА СВОЕГО РАСШИРЕНИЯ, БРИКС ВСТУПИЛ В НОВЫЙ ЭТАП –
           ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНОЕ КАЧЕСТВО. НЕОСПОРИМЫМ ФАКТОМ ЯВЛЯЕТСЯ РОСТ
           ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА И ПОТЕНЦИАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ХОТЕЛОСЬ БЫ РАССМОТРЕТЬ
           НЕКОТОРЫЕ ВЕСЬМА МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МНОГОСТОРОННЕГО
           СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
                                                                                                                                                    гического  долгосрочного  направления  совместных  действий      Возникает новая геоэкономическая
                                                                                                                                                    БРИКС. Оно перспективно тем, что отвечает интересам прак-
                              ыступая в ходе «Примаковских чтений» в июне этого   ции территориального состава участников объединения содер-        тически всех стран-участниц и дает реальную экономическую        ситуация, позволяющая активизировать
                              года, министр иностранных дел России С.В.Лавров,   жит предпосылки для роста экономических взаимообменов и            выгоду в виде роста торгово-экономических обменов. Полага-       развитие пространственных связей.
                              характеризуя процессы фундаментальных измене-  связанности их экономик, поскольку в результате подавляющее            ем, что данная инициатива способна вызвать наименьшие коле-      Расширяются возможности использовать
                      Вний, охвативших евразийское пространство, назвал     большинство государств-членов оказалось географически рас-              бания и возражения, и она могла бы стать в новых геополити-
                      БРИКС «локомотивом» евразийской интеграции.           положено в Евразийском макрорегионе: к трем ведущим чле-                ческих условиях одной из важных несущих опор, скрепляющих        финансово-экономический потенциал
                                                                            нам первоначального «ядра» БРИКС — России, Индии и Китаю,               конструкцию расширенного БРИКС.                                  БРИКС для формирования новой
                      БРИКС И ЕВРАЗИЙСКАЯ ЛОГИСТИКА                         добавились Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ, а также находя-                 Важно и то, что содействуя развитию связанности евразий-       архитектуры транспортной логистики
                      Одна из ключевых сфер, где участие стран БРИКС объектив-  щийся на стыке Евразии и Африки Египет.                             ского экономического пространства, проект не противоречит,
                      но  может  оказать заметное влияние,  — формирование новой   Создание евразийской сети международных транспортно-ло-          а дополняет и развивает масштабную китайскую инициативу          Большой Евразии.
                      архитектуры трансконтинентальной евразийской логистики,   гистических коридоров (МТК) с техническим и финансовым              «Пояс и Путь», причем в тех аспектах, которые в наибольшей
                      развитие сети международных транспортно-логистических ко-  участием стран БРИКС могло бы стать масштабным сетевым             мере отвечают потребностям самой России.
                      ридоров (МТК).                                        проектом, способным дать мультипликативный экономиче-                     Уточнить приоритеты России: не только широтные, но и ме-
                        В принятой еще в 2020 году обновленной версии Стратегии   ский эффект и вывести на качественно новый уровень физиче-        ридианные коридоры                                    развития страны, уточнить наиболее выгодные для нее направ-
                      экономического партнерства БРИКС до 2025 года в качестве од-  скую взаимосвязанность экономик БРИКС.                            Евразийская приоритизация пространственных связей   ления развития евразийских МТК и цепочек поставок.
                      ной из важнейших задач было зафиксировано «укрепление фи-  Важное значение с этой точки зрения имеет пространствен-           БРИКС полностью отвечала бы интересам России с учетом ее   При рассмотрении вопросов участия России в евразийской
                      зической взаимосвязанности» экономик стран-членов. Подчер-  ное расположение Ирана, которое позволяет кратчайшим пу-          особого положения «как самобытного государства-цивилиза-  логистике, как правило, выделяют обустройство Северного
                      кивалось, что «одним из главных принципов сотрудничества   тем связать новых членов БРИКС региона Персидского залива          ции, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы».  морского пути (СМП), модернизацию и увеличение пропуск-
                      является стремление к взаимосвязанности, которая является   и Ближнего Востока в целом (в том числе Египет и другие за-         Кроме того, учитывая, что наша страна вступила в период   ной способности Восточного полигона — Байкало-Амурской
                      предпосылкой повышения конкурентоспособности объедине-  интересованные государства) с евразийским Севером и Восточ-           длительного противостояния с коллективным Западом и тот   и Транссибирской железнодорожных магистралей. При без-
                      ния». Учитывая географическую разбросанность участников   ной Азией.                                                          факт, что введенный Западом санкционный режим в отноше-  условной корректности данного положения ситуация, на наш
                      объединения в разных регионах мира, поставленная задача   Более того, с включением Ирана в БРИКС (а в 2023 году —             нии России даже по самым оптимистичным прогнозам прод-  взгляд, требует и позволяет выйти за рамки традиционной
                      недостижима без развития транспортной логистики, простран-  в ШОС) контур государств, входящих в эти два не приемлю-          лится не один год, потребность российских участников ВЭД в   логики использования территории России как транзитного
                      ственных связей стран БРИКС.                          щих господства Запада объединения, в Евразии замкнулся. Это             новых решениях по обходу введенных санкций будет только   плеча для перемещения товаров из Восточной Азии в Европу.
                        Не сказать, что с 2020 года БРИКС добилось ощутимых успе-  Россия, Иран, Пакистан, Индия, Китай. Объективно данное          возрастать и уже привела к существенным изменениям внеш-  Процесс формирования с помощью партнеров БРИКС новой
                      хов на этом направлении. Одна из серьезных причин, сдержи-  обстоятельство позволяет задействовать экономические пре-         неторговой транспортной логистики России.             сети трансконтинентальных евразийских МТК может и должен
                      вавших экономические взаимосвязи и налаживание транспор-  имущества общего территориального пространства указанных              В условиях бескомпромиссной гибридной войны Запада про-  позволить решать более важные, амбициозные задачи — со-
                      тно-логистической инфраструктуры стран БРИКС в последние   евразийских государств и перенести акцент на создание, ис-         тив России развитие сети евразийских МТК с ее участием спо-  действие развитию производительных сил Сибири, восточных
                      годы, заключалась в негативном влиянии санкций и полити-  пользуя территорию дружественных партнерских стран, сети            собно сыграть важную роль в преодолении попыток США и их   регионов страны в целом, стимулирование более глубокого и
                      чески мотивированных ограничений, накладываемых США и   внутриконтинентальных сухопутных транспортных маршру-                 сателлитов вытеснить Россию из мирохозяйственных связей.  разностороннего (не только сырьевого) интегрирования Рос-
                      странами коллективного Запада, а именно — в разрыве сложив-  тов и  цепочек поставок,  более защищенных от  враждебного         Вместе с тем, прежде чем выдвигать перед партнерами пред-  сии в евразийский, общемировой экономический оборот.
                      шихся цепочек поставок.                               внешнего воздействия.                                                   ложения по вопросам евразийской логистики, России следует, с   Собственно роль Северного морского пути многократно воз-
                        Однако положение может серьезно измениться после расши-    Формирование магистральных транспортно-логистических             учетом усложнения геополитической ситуации и приоритетов   росла для России не только как транспортной артерии мирового
                      рения БРИКС. Произошедшая в этой связи смена конфигура-  евразийских  коридоров  может  выступить  в  качестве  страте-                                                             значения, но и как «прямого выхода России на мировые рынки»

            14 I  ЗИМА 2024                                                                                                                                                                                                                             ЗИМА 2024  I  15
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21