Page 16 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 16
Сергей Лавров, Эксперт Института Китая и современной Азии РАН, кандидат исторических наук
ЕВРАЗИЙСКИЕ ГОРИЗОНТЫ
БРИКС
С 1 ЯНВАРЯ 2024 ГОДА, С МОМЕНТА СВОЕГО РАСШИРЕНИЯ, БРИКС ВСТУПИЛ В НОВЫЙ ЭТАП –
ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ В ИНОЕ КАЧЕСТВО. НЕОСПОРИМЫМ ФАКТОМ ЯВЛЯЕТСЯ РОСТ
ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЕСА И ПОТЕНЦИАЛА ОБЪЕДИНЕНИЯ. В ЭТОЙ СВЯЗИ ХОТЕЛОСЬ БЫ РАССМОТРЕТЬ
НЕКОТОРЫЕ ВЕСЬМА МНОГООБЕЩАЮЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МНОГОСТОРОННЕГО
СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАСТНИКОВ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
гического долгосрочного направления совместных действий Возникает новая геоэкономическая
БРИКС. Оно перспективно тем, что отвечает интересам прак-
ыступая в ходе «Примаковских чтений» в июне этого ции территориального состава участников объединения содер- тически всех стран-участниц и дает реальную экономическую ситуация, позволяющая активизировать
года, министр иностранных дел России С.В.Лавров, жит предпосылки для роста экономических взаимообменов и выгоду в виде роста торгово-экономических обменов. Полага- развитие пространственных связей.
характеризуя процессы фундаментальных измене- связанности их экономик, поскольку в результате подавляющее ем, что данная инициатива способна вызвать наименьшие коле- Расширяются возможности использовать
Вний, охвативших евразийское пространство, назвал большинство государств-членов оказалось географически рас- бания и возражения, и она могла бы стать в новых геополити-
БРИКС «локомотивом» евразийской интеграции. положено в Евразийском макрорегионе: к трем ведущим чле- ческих условиях одной из важных несущих опор, скрепляющих финансово-экономический потенциал
нам первоначального «ядра» БРИКС — России, Индии и Китаю, конструкцию расширенного БРИКС. БРИКС для формирования новой
БРИКС И ЕВРАЗИЙСКАЯ ЛОГИСТИКА добавились Иран, Саудовская Аравия и ОАЭ, а также находя- Важно и то, что содействуя развитию связанности евразий- архитектуры транспортной логистики
Одна из ключевых сфер, где участие стран БРИКС объектив- щийся на стыке Евразии и Африки Египет. ского экономического пространства, проект не противоречит,
но может оказать заметное влияние, — формирование новой Создание евразийской сети международных транспортно-ло- а дополняет и развивает масштабную китайскую инициативу Большой Евразии.
архитектуры трансконтинентальной евразийской логистики, гистических коридоров (МТК) с техническим и финансовым «Пояс и Путь», причем в тех аспектах, которые в наибольшей
развитие сети международных транспортно-логистических ко- участием стран БРИКС могло бы стать масштабным сетевым мере отвечают потребностям самой России.
ридоров (МТК). проектом, способным дать мультипликативный экономиче- Уточнить приоритеты России: не только широтные, но и ме-
В принятой еще в 2020 году обновленной версии Стратегии ский эффект и вывести на качественно новый уровень физиче- ридианные коридоры развития страны, уточнить наиболее выгодные для нее направ-
экономического партнерства БРИКС до 2025 года в качестве од- скую взаимосвязанность экономик БРИКС. Евразийская приоритизация пространственных связей ления развития евразийских МТК и цепочек поставок.
ной из важнейших задач было зафиксировано «укрепление фи- Важное значение с этой точки зрения имеет пространствен- БРИКС полностью отвечала бы интересам России с учетом ее При рассмотрении вопросов участия России в евразийской
зической взаимосвязанности» экономик стран-членов. Подчер- ное расположение Ирана, которое позволяет кратчайшим пу- особого положения «как самобытного государства-цивилиза- логистике, как правило, выделяют обустройство Северного
кивалось, что «одним из главных принципов сотрудничества тем связать новых членов БРИКС региона Персидского залива ции, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы». морского пути (СМП), модернизацию и увеличение пропуск-
является стремление к взаимосвязанности, которая является и Ближнего Востока в целом (в том числе Египет и другие за- Кроме того, учитывая, что наша страна вступила в период ной способности Восточного полигона — Байкало-Амурской
предпосылкой повышения конкурентоспособности объедине- интересованные государства) с евразийским Севером и Восточ- длительного противостояния с коллективным Западом и тот и Транссибирской железнодорожных магистралей. При без-
ния». Учитывая географическую разбросанность участников ной Азией. факт, что введенный Западом санкционный режим в отноше- условной корректности данного положения ситуация, на наш
объединения в разных регионах мира, поставленная задача Более того, с включением Ирана в БРИКС (а в 2023 году — нии России даже по самым оптимистичным прогнозам прод- взгляд, требует и позволяет выйти за рамки традиционной
недостижима без развития транспортной логистики, простран- в ШОС) контур государств, входящих в эти два не приемлю- лится не один год, потребность российских участников ВЭД в логики использования территории России как транзитного
ственных связей стран БРИКС. щих господства Запада объединения, в Евразии замкнулся. Это новых решениях по обходу введенных санкций будет только плеча для перемещения товаров из Восточной Азии в Европу.
Не сказать, что с 2020 года БРИКС добилось ощутимых успе- Россия, Иран, Пакистан, Индия, Китай. Объективно данное возрастать и уже привела к существенным изменениям внеш- Процесс формирования с помощью партнеров БРИКС новой
хов на этом направлении. Одна из серьезных причин, сдержи- обстоятельство позволяет задействовать экономические пре- неторговой транспортной логистики России. сети трансконтинентальных евразийских МТК может и должен
вавших экономические взаимосвязи и налаживание транспор- имущества общего территориального пространства указанных В условиях бескомпромиссной гибридной войны Запада про- позволить решать более важные, амбициозные задачи — со-
тно-логистической инфраструктуры стран БРИКС в последние евразийских государств и перенести акцент на создание, ис- тив России развитие сети евразийских МТК с ее участием спо- действие развитию производительных сил Сибири, восточных
годы, заключалась в негативном влиянии санкций и полити- пользуя территорию дружественных партнерских стран, сети собно сыграть важную роль в преодолении попыток США и их регионов страны в целом, стимулирование более глубокого и
чески мотивированных ограничений, накладываемых США и внутриконтинентальных сухопутных транспортных маршру- сателлитов вытеснить Россию из мирохозяйственных связей. разностороннего (не только сырьевого) интегрирования Рос-
странами коллективного Запада, а именно — в разрыве сложив- тов и цепочек поставок, более защищенных от враждебного Вместе с тем, прежде чем выдвигать перед партнерами пред- сии в евразийский, общемировой экономический оборот.
шихся цепочек поставок. внешнего воздействия. ложения по вопросам евразийской логистики, России следует, с Собственно роль Северного морского пути многократно воз-
Однако положение может серьезно измениться после расши- Формирование магистральных транспортно-логистических учетом усложнения геополитической ситуации и приоритетов росла для России не только как транспортной артерии мирового
рения БРИКС. Произошедшая в этой связи смена конфигура- евразийских коридоров может выступить в качестве страте- значения, но и как «прямого выхода России на мировые рынки»
14 I ЗИМА 2024 ЗИМА 2024 I 15