Page 69 - IE_3_2024
P. 69
весьма волатильным и сильно зависит от ценовой конкурен- График 1
Алексей Белогорьев, директор по исследованиям Института энергетики и финансов тоспособности российских поставок (величины дисконтов). Структура морского экспорта нефти из России в разрезе стран-покупателей, млн барр/сут.
Со второй половины 2022 года Индия импортировала от 2,2
млн баррелей в сутки (во второй половине мая 2023 года) до
1,2 млн (в начале декабря 2023-го).
Индия также известна болезненным отношением к риску 4,0
вторичных санкций, что в условиях постоянного санкционно- 3,5
го давления со стороны США создает дополнительную нео-
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ пределенность. Характерный пример — возникшие с прошло- 3,0
го ноября сложности с поставкой в Индию нефти марки Sokol,
2,5
добываемой в рамках проекта «Сахалин-1» (осенью 2023 года
в страну отгружалось 140 тыс. баррелей в сутки). Проблемы
2,0
были вызваны ужесточением контроля США за соблюдени-
РАЗВОРОТ НА ВОСТОК: ем санкций в отношении перевозок российской нефти с на- 1,5
рушением условий ценового потолка и сложностей с оплатой
1,0
(через банки ОАЭ). В итоге целый ряд танкеров не смогли за-
йти в индийские порты и значительную часть поставок Sokol
0,5
пришлось перенаправить в Китай, независимые НПЗ которо-
го отличаются низкой чувствительностью к подсанкционным
поставкам (они, в частности, являются основными покупате- 0 17 июня 11 ноября 7 апреля 1 сентября 16 февраля
УСПЕХИ И ВЫЗОВЫ и финансов, можно утверждать, что вопреки многочислен-
2022
2022
2023
2024
2023
лями венесуэльской и иранской нефти).
На основе анализа, проведенного Институтом экономики
ным слухам и публикациям в западных СМИ Индия рассчи- Китай Болгария
тывается за российскую нефть не столько рупиями, сколько Индия Прочие
дирхамами ОАЭ либо долларами, а с недавнего времени из- Турция Неизвестно
редка и юанями (хотя правительство страны не приветству-
ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С САНКЦИОННЫХ РЫНКОВ ет использование последних для оплаты импорта). Источник: ИЭФ по данным Eikon и Bloomberg.
ЗАПАДА НА ВОСТОК И ЮГ ВЧЕРНЕ ЗАВЕРШИЛАСЬ. ОДНАКО ДЛЯ ГАЗОВОГО ЭКСПОРТА, КАК ТРУБНОГО, НЕФТЕПРОДУКТЫ:
ТАК И СПГ, ЗАДАЧА ЗАМЕНЫ ЕВРОПЕЙСКОГО РЫНКА ОКАЗАЛАСЬ НА ПОРЯДОК СЛОЖНЕЕ. БЛИЖНИЙ ВОСТОК ВМЕСТО ЕВРОПЫ
Поставки отечественных нефтепродуктов в западные страны
в 2023 году продолжили резко сокращаться под влиянием эм-
барго, введенного странами ЕС в прошлом феврале. Однако График 2
В рынков — Индии, Китая и в меньшей степени Турции, а ентировать экспорт в этом сегменте, но и сохранить и даже Экспорт российской нефти в Индию, млн барр/сут.
российским компаниям удалось не только быстро переори-
последние два года географическая структура
повысить диверсификацию направлений отгрузок.
также зависимость объема поставок (прежде всего Urals)
экспорта российских углеводородов карди-
от применения дисконтов к эталонным сортам нефти (к
нально изменилась. Нельзя сказать, что слу-
Наиболее крупными рынками сбыта в 2022–2023 годах ста-
чившийся разворот на Восток принципиально
Индию тоже значительны, но не доминируют. Немалую роль в
нов: первые шаги в этом направлении делались еще в концу 2023 года они вернулись к уровню выше 20 долла- ли страны Ближнего Востока и Турция. Поставки в Китай и 2,5
ров за баррель).
2000-е годы (нефтепровод ВСТО, проекты газопроводов Значительная разница между ценами на Urals в портах структуре продаж играют и страны Африки, Юго-Восточной
в Китай и пр.). Чрезвычайные обстоятельства 2022–2023 отгрузки и разгрузки объясняется не только заложенной Азии и Латинской Америки. Фактически наши нефтепродук- 2,0
годов подтолкнули нефтегазовую отрасль в ту сторону, прибылью импортеров, но и увеличением маржи посред- ты более или менее равномерно поступают сейчас на все ос-
куда она, в общем-то, и без того двигалась. Но изначаль- ников и трейдеров, для которых возросли риски рабо- новные региональные рынки развивающихся стран.
ные намерения заключались не в замене западных рын- ты с российскими нефтяными грузами. При экспорте в И хотя в остальном для сегмента нефтепродуктов харак- 1,5
ков на восточные, а в расширении рынков сбыта за счет Индию и Китай активно используются всевозможные терны те же проблемы, что и для сегмента нефти (возросшие
Востока. Поэтому, несмотря на идейно удобренную поч- серые схемы: перевозки так называемым теневым фло- транспортные издержки, необходимость применения дискон- 1,0
ву, такой поворот остается испытанием для отечествен- том, морская перевалка с судна на судно, участие мелких, тов и пр.), переориентацию их экспорта на страны глобально-
ной нефтяной отрасли и по-прежнему крайне жестким зачастую никому не известных трейдеров-посредников го Юга можно признать лучшим примером диверсификации
вызовом для отрасли газовой. и т. п. Все это негативно сказывается на стоимостных по- поставок в нефтегазовой отрасли и, наверное, одним из наи- 0,5
казателях экспорта. более успешных в экономике РФ в целом.
НЕФТЬ: ИНДИЯ РУЛИТ Поставки нашей нефти в КНР устойчивы и составля- Заметным новым вызовом в 2024 году станет необходи-
В части экспорта нефти и основных нефтепродуктов ют 1,2–1,4 млн баррелей в сутки. Поставки в Турцию, на- мость перенаправления экспорта СУГ, который прежде поч- 0
нынешний год вряд ли принесет какие-то радикальные против, нестабильны (как правило, 0,2–0,4 млн баррелей ти не был затронут санкциями. Евросоюз, на который в про- январь март май июль сентябрь декабрь
перемены: за 2022–2023 годы поставщики адаптирова- в сутки), но их роль в общем балансе экспорта не явля- шлом году пришлось около 75% всех российских поставок
лись к эмбарго со стороны ЕС и к западным санкциям, ется определяющей. С точки зрения страновой структу- СУГ, 18 декабря ввел эмбарго. Изменение логистики — зада-
переориентировав основной объем морских отгрузок на ры беспокойство вызывает главным образом Индия: с ча непростая, особенно учитывая отсутствие необходимой
азиатские рынки. одной стороны, она закупает огромные объемы нефти транспортной инфраструктуры (провозных мощностей же- 2022 2023 2024
Существенных недостатков у новой структуры экспор- (в среднем около 1,5 млн баррелей в сутки, см. график лезной дороги и портовых терминалов) в восточном направ-
та российской нефти два: это доминирование всего трех 1), а с другой — спрос здесь потенциально может быть лении. Источник: ИЭФ по данным Bloomberg
66 I ОСЕНЬ 2024 ОСЕНЬ 2024 I 67