Page 67 - IE_№ 2_2024
P. 67

ной собственности в Кыргызской Республике» и По-  ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ И ФИНАНСОВОЕ   После ликвидации предприятий программы РЕSАС,   Низкая заработная плата в отрасли
 становлением Правительства Кыргызской  Республики    СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ   вновь созданные на их базе ГАО находились в стадии ак-
 от 28 февраля 1996 года №82 «О программе разгосу-  ОТРАСЛИ В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА  ционирования путем выкупа их имущества трудовыми   не стимулировала привлечение
 дарствления и приватизации государственного иму-  Вхождение угольной отрасли в рыночную экономику   коллективами, физическими или юридическими лицами,   квалифицированных специалистов
 щества в Кыргызской Республике на 1996-1997 годы»,   потребовало разработки и внедрения принципиаль-  но средств от продажи активов ликвидируемых предпри-  и молодежи к профессии шахтера,
 практически все предприятия и организации угольной   но новых взаимосвязанных и основополагающих для   ятий  и  выкупа  имущества  вновь  созданных  ГАО  было
 отрасли на момент разработки программы на 1999-  ее деятельности вопросов — ценообразования на про-  недостаточно для гашения кредиторской задолженности,   продолжался отток квалифицированных
 2005 годы находились в стадии акционирования.  дукцию финансирования воспроизводства и развития   включая задолженность по ранее полученным ссудам и   специалистов–маркшейдеров, горных
 Разгосударствление и приватизация осуществлялись   предприятий.  другим заемным средствам, поэтому вероятность их воз-  механиков, горнорабочих очистных забоев
 по двум направлениям:  Принципиальное решение данных вопросов было на-  врата практически отсутствовала.  и проходчиков — в другие государства
 1. По предприятиям, вошедшим в программу РЕSАС   чато на уровне Правительства Кыргызской Республики   Остальные предприятия и организации отрасли так-
 — путем их оценки и выкупа в ходе проведения за-  Постановлением от 5 июня 1992 года N 275 «О первоо-  же находились в стадии акционирования, но ввиду их   или другие отрасли.
 крытых тендеров с последующим переходом в кол-  чередных мерах по стабилизации работы предприятий   сложного финансового состояния и убыточности про-
 лективную или частную собственность. Согласно   угольной промышленности республики и обеспечению   цесс  приватизации  проходил  крайне  болезненно,  поэ-  164 человек — младший обслуживающий персонал. По
 проведенных  тендеров  получили  право  выкупа  и   перспектив развития угледобывающей отрасли на 1992-  тому возврат ранее полученных ссуд и других заемных   сравнению с 1993 годом численность в отрасли сокра-
 перехода в коллективную собственность ГАО «Кы-  1993 гг.», другими нормативными документами, согласно   средств в ближайшее время также оставался проблема-  тилось в 3,1 раза, в том числе: ИТР — 2,2 раза и рабочие
 зыл-Киякомур», «Сулюктакомур», «Алмалыккомур»,   которых право регулирования расчетных цен на уголь-  тичным.  в 2,8 раза.
 в частную собственность — ГАО «Тегенек», вопрос   ную продукцию в зависимости от размера затрат на про-  Сложная ситуация сложилась и с возвратом кредитов   Среднемесячная заработная плата в 1997 году на угле-
 об акционировании ГАО «Таш-Кумыр» в тот момент   изводство, а также с учетом экономической ситуации на   по линии РЕSАС, вновь созданным ГАО на пополнение   добывающих предприятиях составила 579 сома, и явля-
 находился в стадии решения.  рынках угля предоставлено угледобывающим предприя-  собственных оборотных средств.  лась одним из низких показателей по сравнению с други-
 2. По остальным предприятиям и организациям отрас-  тиям по согласованию с руководящим органом угольной   При помощи этих средств ГАО доказали свою жизне-  ми отраслями промышленности.
 ли  — путем акционирования по индивидуальным   отрасли. Тем самым, была осуществлена либерализация   способность, но к моменту возврата кредитованных сумм   Размер затрат на заработную плату на угледобывающих
 проектам приватизации согласно методике Фонда   цен на угли собственной добычи и выполнена установ-  и процентных платежей их финансовое состояние вновь   предприятиях составляла всего 15-17 % от общих затрат
 Госимущества Кыргызской Республики.  ка Программы экономических реформ Правительства о   ухудшилось, поэтому несмотря на пролонгацию срока их   на производство, увеличение его в тех условиях не пред-
 Оценка стоимости имущества предприятий, не во-  прекращении дотирования отраслей, цены на продукцию   возврата до 31 декабря 1997 года вероятность погашения   ставлялось возможным из-за отсутствия рентабельности
 шедших в программу PESАС, произведена без учета   которых либерализуются.  задолженности за некоторым исключением оказалась   и неизбежным повышением цены на уголь.
 коэффициентов переоценки основных фондов на 1 ян-  Вместе с тем, ввиду недостатков в ранее сложившей-  очень мала.  Низкая заработная плата в отрасли не стимулировала
 варя 1996 года, тем не менее коллективы данных пред-  ся ценовой политике, отрицательные воздействия ко-  Ввиду этого, согласно Постановления Правительства   привлечение квалифицированных специалистов и мо-
 приятий при выкупе своих долей акций поставлены в   торой не преодолены до сих пор, разрушении прежних   Кыргызской Республики от 18 июля 1997 года N 421 «О   лодежи к профессии шахтера, продолжался отток ква-
 тяжелые условия.  экономических  и  хозяйственных  связей  между  страна-  возврате кредитов, выданных предприятиям по програм-  лифицированных специалистов–маркшейдеров, горных
 Стоимость  имущества  в  ходе  проведения  закры-  ми СНГ, что привело к резкому сужению рынков сбыта   ме реструктуризации сектора предприятий РЕSАС» был   механиков, горнорабочих очистных забоев и проходчи-
 тых тендеров при выкупе предприятий в рамках   угля, непредсказуемого и нерегулируемого роста цен   проведен  повторный закрытый  тендер на продажу 4-х   ков — в другие государства или другие отрасли.
 Программы РЕSАС оценена от 500 тыс. сом (ГАО   на потребляемые материально-технические ресурсы и   ГАО («Кызыл-Киякомур», «Сулюктакомур», «Таш-Ко-  Складывающаяся обстановка в энергетическом секто-
 «Алмалыккомур») до 1000 тыс. сом (ГАО «Кызыл-Ки-  транспортные  услуги  при  отсутствии  действенных  мер   мур», «Алмалыккомур»).  ре республики в условиях недостаточных ресурсов угле-
 якомур», «Сулюктакомур»), а стоимость имущества   господдержки, финансово-экономическое состояние от-  Результаты тендера оказались неэффективными, по-  водородного сырья в виде природного газа и нефти, а
 остальных  предприятий  колеблется  от  1260  тыс.   расли продолжало усугубляться и в 1997 году оказалось в   этому Постановлением Правительства Кыргызской   также дефицита электроэнергии вырабатываемых на ги-
 сом (Шахта «Кок-Жангак») до 5867 тыс. сом (разрез   крайне тяжелом положении.  Республики от 14 октября 1997 года №589 «О мерах по   дроэлектростанциях потребует развитие угольной отрас-
 «Ак-Улак»).  При объеме производства товарной продукции на   реализации промышленной политики и углублению   ли и резкого увеличения добычи угля в ближайшие годы.
 Сложное финансовое состояние угольщиков мо-  сумму 101 млн сом дебиторская задолженность со-  реформы предприятий» 6 предприятий отрасли — АО   Имеющиеся перспективные запасы угля на территории
 жет послужить причиной того, что процесс разго-  ставляла 56,8 млн сом, увеличение, ее за период с на-  «Кызыл-Киякомур», «Сулюктакомур», «Алмалыкко-  республики позволит полностью обеспечить потребно-
 сударствления и приватизации в угольной отрасли,   чала года на 22,7  %, а кредиторская — 85,5 млн сом,   мур», ГАО шахта «Джергалан» и два шахтостроительных   сти  народного  хозяйства  в  твердом  топливе  на  долгие
 являющийся по своему предназначению мощным сти-  увеличение за период на 77,5  %. Принимаемые меры   управления гор. Кызыл-Кия и Сулюкты были включены   годы.
 мулятором для дальнейшего развития горного произ-  по погашению задолженности по налоговым и другим   в список предприятий для инициирования процесса
 водства, мог остаться незавершенным и стать причи-  обязательным платежам в виде взаимозачетов за уголь,   банкротства, а ГАО шахта «Кок-Жангак» — в список
 ной банкротства предприятий и организаций.  бартерные товары, поставляемые бюджетными другим   предприятий, подлежащих дополнительному диагно-
 Поэтому, в целях сохранения и дальнейшего разви-  организациям, оказались недостаточными, поэтому   стическому обследованию.
 тия производственно-технического потенциала струк-  задолженность бюджету составляла 5,2 млн сом (уве-  Таким образом, в числе перспективных предприятий
 турных  подразделений  угольной  отрасли  в  условиях   личение на 75 %), социальному фонду —  14,1 млн сом.   оказались только ГАО «Разрез Ак-Улак», АО «Тегенек» и
 разгосударствления и приватизации, необходима под-  (увеличение на 49,4  %), по заработной плате 5,7 млн   ГАО «Таш-Комур», при этом юридически-правовой ста-
 держка государства в виде представления рассрочки   сом (увеличение на 25,5 %).  тус ГАО «Таш-Комур» остался неясным, так как на по-
 по выкупу имущества трудовыми коллективами шахт,   Отрасль продолжала оставаться нерентабельной: прак-  следнем закрытом тендере победителем оказалось част-
 разрезов и других организаций отрасли на срок до 2005   тически все угольные предприятия являлись убыточны-  ное лицо, но окончательных результатов его проведения
 года.  ми, общий размер убытков хотя и снижен в сравнении с   до сих пор нет.
 Ликвидируемые предприятия в рамках программы   началом года наполовину, составлял 5,8 млн сом.
 РЕSАС.  Сведения о финансовом состоянии предприятий: за-  КАДРЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
 На стадии ликвидации, согласно программе РЕSАС,   долженности по бюджетным и другим заемным сред-  ПРЕДПРИЯТИЙ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
 в тот период находились пять предприятий отрасли:   ствам, полученными в 1992-1995 г.г, составляли в сумме   В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА
 шахтоуправления «Кызыл- Кийское», «Сулюктинское»,   18,457 млн сомов, а  задолженности по  ликвидируемым   По состоянию на 1.01.1998 года в предприятиях «Кы-
 «Таш-Комур», шахта «Центральная» в  Каджи-  Сае  и   в рамках программы РЕSAС предприятиям в сумме —   ргызкомурхолдинга»  работало  3438  чел.,  из  которых:
 разрез «Алмалык».  21,3 млн сом.  2772 чел. — рабочих, 502 чел. — ИТР и служащие, и

 64  I  ЛЕТО 2024                                                                                              ЛЕТО 2024  I  65
   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71   72