Page 64 - IE_№ 2_2024
P. 64
СОСТОЯНИЕ УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ Таш-Кумыре, из-за чего произошло самовозгорание угля
И ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ в отработанном пространстве лавы N56 и шахта не рабо-
МОЩНОСТИ УГЛЕДОБЫВАЮЩИХ тает на протяжении двух лет, по причине самовозгорания
ПРЕДПРИЯТИЙ НА 1 ЯНВАРЯ 1998 ГОДА угля со второй половины 1997 года приостановлены гор-
За основу отсчета производственно-технических мощно- ные работы на шахте им. Раззакова в Сулюкте.
стей угледобывающих предприятий, их сохранения, уве- 2. Снижение производственных мощностей действу-
личения или снижения в программном периоде приняты ющих предприятий из-за необеспеченности матери-
показатели фактической производственно-финансовой ально-техническими ресурсами.
деятельности 1997 года. Ввиду недостатка средств для приобретения лесных,
Благодаря осуществлению серьезных структурных взрывчатых и горюче-смазочных материалов, кабельной,
преобразований отрасли, начатых в 1995 году — меро- тросовой и другой продукции, производимой за предела-
приятий в рамках программы РЕSАС по ликвидации ми Кыргызской Республики, многие шахты и разрезы в
нерентабельных и бесперспективных шахт и разрезов, конце 1996 — начале 1997 года оказались на грани полной
оптимизации объемов производства жизнеспособных остановки, негативные последствия чего сказываются до
предприятий в зависимости от состояния рынков сбыта, сего времени.
акционированию предприятий, выделению финансовой По этим причинам по 3-4 и более месяцев приоста-
поддержки отрасли и т.д. — в истекшем 1997 году уголь- навливались горные работы на разрезе «Абшир» в Кы-
щикам Республики удалось прекратить спад объемов зыл-Кия, в ГАО «Алмалыккомур», более года лихорадило
производства. работу шахты «Кок-Жангак», «Джергалан».
3. Большой износ горно-шахтного и горнотранс-
портного оборудования.
С переходом угольной отрасли на новую За период с 1991 года предприятиями отрасли не при-
качественную ступень, связанную с ее обреталось ни одной единицы нового горно-шахтного и
реструктуризацией, создалась необходимость горнотранспортного оборудования. При средней норме
образования нового единого органа амортизации 12 % и выше в год физический износ добыч-
ных и проходческих комбайнов, механизированных ком-
управления угольной промышленности плексов, ленточных и скребковых конвейеров, экскавато- 47,2 тыс. тонн, Таджикистану 8,1 тыс. тонн и Казахстану Кыргызской Республики по реорганизации и ликвида-
республики. ров и технологических автотранспортных средств достиг 3,1 тыс. тонн, основное снижение темпов против про- ции предприятий от 31 июля 1995 года N 36 «О мерах
уровня от 85 до 100 %, их дальнейшая эксплуатация ста- шлого года произошло по Узбекистану — на 27 %. по реорганизации угольных предприятий, входящих в
новится практически невозможной и во многих случаях Потенциальные возможности отрасли по поставкам программу РЕSАС».
Объем добычи по отрасли составил 416,1 тыс. тонн. опасной для жизни людей. выше их фактического объема в 1,6 раза, так как на скла- Возложенные на них функции эти органы управления
темп роста к 1996 году 18,6 %, обеспечен прирост темпов Из-за отсутствия средств практически не производят- дах предприятий на 01.01.1998 г. имелось 211,5 тыс. тонн в основном выполнили, но с переходом предприятий и
к предыдущему году по выпуску товарной продукции и ся капитальные ремонты, ввиду чего Кызыл-Кийские топлива, т.е. выше складских запасов на начало года на организаций отрасли в собственность трудовых коллек-
производству вскрышных работ соответственно на 26,9 и ЦЭММ, монтажно-наладочное управление оказались без 38 тыс. тонн. тивов и других смешанных акционерных владельцев,
на 32,6%. работы и средств для существования. созданные ранее органы управления потеряли юриди-
Вместе с тем, увеличение темпов угледобычи произо- 4. Значительное сокращение рынка сбыта угля. Основные факторы, сдерживающие расширение и ческий смысл, так как не располагают необходимым па-
шло, в основном, за счет предприятий северного реги- Сбыт угольной продукции в настоящее время является укрепление рынков сбыта угля: кетом акций структурных подразделений.
она: шахты «Джергалан» (2,8 раза) и разреза «Ак-Улак» основополагающим фактором для сохранения, увеличе- — неплатежеспособность основного большинства С переходом угольной отрасли на новую качествен-
(1,7 раза). Что же касается предприятий южного реги- ния или снижения объема добычи угля предприятиями потребителей угля, в результате чего около 80 % взаи- ную ступень, связанную с ее реструктуризацией, созда-
она, то здесь преодолеть последствия кризисного спада отрасли. Рынок сбыта Кыргызских углей на протяжении морасчетов осуществляются в форме бартера или взаи- лась необходимость образования нового единого органа
производства предыдущих лет практически не удалось, 1996-1997 г.г. стабилизировался по двум основным на- мозачетов; управления угольной промышленности республики.
поэтому на уровне предыдущего года темпы угледобы- правлениям — порядка 80% добытого угля потребляется — отсутствие крупных потребителей буроугольных 6. Непомерно высокие тарифы за услуги железной
чи сохранены лишь в АО «Сулюктакомур» и ГАО шахта в республике, оставшаяся часть поставляется на экспорт. отсевов Кызыл-Кийского, Сулюктинского и Алма- дороги при перевозках.
«Кок-Жангак», все остальные допустили снижение тем- При этом необходимость экспортных поставок определя- лыкского месторождений, а также перевод многих тра- Связи с отсутствием внутренней железнодорожной
пов. ется не условиями экономики, а отсутствием потребно- диционных потребителей угля на другие энергоносите- линии связывающей Север республики с Югом, транс-
Кроме того, допущено серьезное отставание по выпол- сти республики в угольных отсевах Кызыл-Кийского, Ал- ли (Кызыл-Кийская котельная, коммунальные службы г. порт угля с южных регионов на северные, становится
нению показателей индикативного плана по добыче угля, малыкского, Сулюктинского и частично Таш-Кумырского Ош, Кара-Су, Баткенского, Ляйлякского районов и т.д.); экономически невыгодным для потенциальных потре-
а также программы 1997 года по проходке горных выра- месторождений. — непомерно высокие тарифы за услуги железной бителей. При средней отпускной цене угля 220-270 со-
боток и вскрышных работ, которые в целом по отрасли Объем поставок угля за истекший год составил 353,3 дороги при поставках с южного региона на север респу- мов за 1 тонну угля, железнодорожный тариф за пере-
выполнены соответственно на 85, 65, и 66%. тыс. тонн, т.е. на 15 % ниже уровня его добычи, при этом блики, из-за чего теряется экономическая целесообраз- возку составляет 400-480 сомов. Усугубляет положение
снижение против плана поставок составило 34 процента, ность потребления угля, а также отсутствие средств у и то, что ж/д составы пересекают 3 раза границы сосед-
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ а против прошлого года — на 5,6 %. потребителей на предоплату за пользование ж/д под- них республик и при этом возникают неизбежные про-
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ Потребителям Кыргызской Республики поставлено вижным составом. блемы таможенного характера.
ПРОИЗВОДСТВА В 1997 ГОДУ: 295 тыс. тонн топлива или 83,5 процента от объема по- 5. Неэффективная система существующей системы
1. Выбытие производственных мощностей. ставок, при этом 135 тыс. тонн сортового угля или 97% управления угольной отраслью. РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ
Ввиду бесперспективности и в соответствии с реко- его производства также отправлено потребителям респу- Параллельно с Госконцерном «Кыргызкомур», создан- И ПРИВАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
мендациями консультантов программы РЕSАС закры- блики. Объем поставок на внутренний рынок сохранен ным Постановлением Кабинета Министров Республи- УГОЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В 90-Х ГОДАХ
ты шахты им. ЛКСМ в Кызыл-Кия, N6/18 в Сулюкте, на уровне 1996 года, вместе с тем, объем экспортных по- ки Кыргызстан от 17 января 1992 года N 19, в отрасли XX ВЕКА
«Центральная» в Каджи-Сае, временно приостановле- ставок снижен на 25 процентов. За пределы республики функционирует и ГАО «Кыргызкомурхолдинг», обра- В соответствии с Законом Кыргызской Республики
ны эксплуатационные работы на шахте «Северная» в поставлено всего 58,4 тыс. тонн, в том числе Узбекистану зованный Постановлением Государственной комиссии «О разгосударствлении и приватизации государствен-
62 I ЛЕТО 2024 ЛЕТО 2024 I 63