Page 66 - ИЕ_02_2025
P. 66
полную либерализацию торговли услугами и свободное движе- 2. Расширение сотрудничества с новыми партнерами и третьими 1. Усиление институциональной базы: повышение эффективно-
ние капитала. Либерализация должна способствовать устра- странами. Развитие соглашений о свободной торговле с госу- сти работы Евразийской экономической комиссии, укрепле-
нению оставшихся барьеров и более тесной интеграции, что в дарствами Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии ние ее полномочий и ресурсов; создание новых институтов
свою очередь позволит создать более прочную и эффективную и Латинской Америки существенно повышает конкурентоспо- для решения специфических задач в сферах экономики, науки
экономическую среду в рамках ЕАЭС. Стратегия также нацелена собность Союза. и технологий.
на повышение привлекательности экономического пространства 3. Разработка единых стандартов и регламентов в сфере эколо- 2. Устранение внутренних барьеров: мониторинг и контроль за
ЕАЭС для бизнеса путем устранения административных барье- гической политики. Это позволяет адаптироваться к междуна- выполнением обязательств, обеспечение исполнения решений
ров и гармонизации налоговых режимов. родным экологическим требованиям и создавать условия для Союза на национальном уровне, активизация работы по гар-
В условиях санкционного давления и глобальной нестабиль- устойчивого роста. монизации законодательства, проведение совместных меро-
ности особое значение приобрела задача по развитию техноло- Развитие научно-технического сотрудничества также является приятий, обмен опытом.
гической самостоятельности ЕАЭС. Один из приоритетов – со- важным фактором для ускорения технологического развития, а 3. Инвестиции в человеческий капитал: развитие образования и
здание условий для научно-технологического сотрудничества укрепление институциональной базы ЕАЭС позволит улучшить науки, создание совместных образовательных программ, под-
между странами-участницами. координацию и повысить эффективность интеграционных про- держка академической мобильности, обеспечение социальных
В Стратегии подчеркивается необходимость развития науч- цессов. гарантий для граждан государств – членов Союза, улучшение
но-технического сотрудничества и поддержки инновационных К настоящему моменту ЕАЭС прошел важный этап станов- условий труда.
проектов, что позволит странам Союза укрепить свои позиции ления и укрепления экономического сотрудничества между его 4. Привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры: созда-
на фоне ограниченного доступа к западным технологиям. странами-членами, показав потенциал для дальнейшего раз- ние благоприятного инвестиционного климата, упрощение
Важным направлением является также экологическая повест- вития. Стратегия – 2025 сформировала долгосрочное видение, процедур, обеспечение правовой защиты инвесторов; разви-
ка, где предусмотрены шаги для сближения единой политики в которое сориентировало ЕАЭС на углубление интеграции, со- тие транспортной и энергетической инфраструктуры, реали-
области устойчивого развития и внедрения зеленых стандартов. здание устойчивой экономики и укрепление международных зация совместных проектов, модернизация существующих
Для стран ЕАЭС это станет возможностью интегрироваться в позиций. Однако для полноценной реализации этих целей по- сетей.
мировые экологические инициативы и стимулировать переход к требуются гибкость, способность к инновациям и готовность Новым этапом стратегического планирования в ЕАЭС стало
устойчивым экономическим моделям. стран – членов Союза к более тесному взаимодействию. подписание главами государств в декабре 2023 года Деклара-
Стратегия позволила усилить роль ЕАЭС на международной ции о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках
арене. Союз «не строит крепость», а стремится расширять пар- НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский эко-
тнерства с другими интеграционными объединениями и страна- Сейчас ЕАЭС стоит на пороге нового этапа своего развития, и номический путь». В течение 2024 года ЕЭК совместно с государ-
ми, формируя своеобразный «мост» между Востоком и Западом. его способность адаптироваться к изменяющимся условиям ствами-членами разрабатывали Программу действий-план по ее
Сотрудничество с такими объединениями, как ШОС, АСЕАН и будет ключевым фактором в достижении амбициозных целей. реализации, который планируют утвердить в 2025 году.
БРИКС, становится одним из приоритетов. Приоритеты, заложенные и реализованные в Стратегии – 2025, Таким образом, для дальнейшего эффективного развития Со-
Между тем реализация Стратегии – 2025 столкнулась с серьез- безусловно, повлияли на формирование Союза, во многом су- юза представляется целесообразным разработать новую, учиты-
ными вызовами. мевшего продемонстрировать устойчивость и конкурентоспо- вающую современные вызовы, стратегию на следующую пяти-
Политическая и экономическая нестабильность, являющаяся собность. Однако, учитывая текущие вызовы и необходимость летку, в которой могли бы найти отражение такие цели и задачи,
следствием санкций и напряженных международных отноше- дальнейшего развития, возникает потребность в разработке как:
ний, негативно сказывается на развитии стран – членов ЕАЭС и новых стратегических приоритетов на предстоящую пятилетку. • повышение эффективности работы органов ЕАЭС посред-
усложняет выполнение долгосрочных целей. А различия в эконо- Базой для этого могут стать «Основные направления экономиче- ством укрепления институциональной системы Союза;
мических интересах и подходах к развитию создают препятствия ского развития ЕАЭС до 2030 года» – документ рекомендатель- • продолжение работы по устранению барьеров и ограничений,
для дальнейшей гармонизации законодательства в переданных ного характера, утвержденный 16 октября 2015 года Решением препятствующих свободному движению товаров, услуг, капи-
на уровень Союза сферах ведения и сближение подходов в клю- Высшего Евразийского экономического совета. тала и рабочей силы;
чевых отраслях экономики. Некоторые страны-члены сталкива- Среди ключевых потенциальных направлений дальнейшего • осуществление инвестиций в человеческий капитал и инно-
ются также с трудностями в реализации мер по импортозамеще- раз вития ЕАЭС можно рекомендовать следующие. вации для обеспечения устойчивого развития экономик госу-
нию и развитию локального производства. Во-первых, углубление интеграции и создание общих рынков: дарств – членов Союза;
В современном контексте ЕАЭС вынужден искать пути для единого рынка банковских, страховых и инвестиционных услуг. • дальнейшее развитие сотрудничества в сфере образования, в
координации научно-технического сотрудничества в условиях Важно также завершить формирование общих рынков нефти и том числе путем создания совместных магистерских и бакалав-
ограничений. Есть сложности и в реализации экологической газа для обеспечения энергетической безопасности. рских программ, консорциумов вузов, гармонизации учебных
повестки: приоритеты в этой сфере, заложенные в Стратегии – Во-вторых, развитие инноваций и цифровой экономики: вне- планов. Возможно, следовало бы также предусмотреть созда-
2025, требуют значительных финансовых и инфраструктурных дрение общих цифровых платформ для бизнеса и граждан, под- ние специальной высокой должности в Евразийской экономи-
вложений, что усложняет переход к зеленой экономике, особен- держка исследований в области искусственного интеллекта, био- ческой комиссии по сотрудничеству в сфере образования.
но для стран, экономика которых опирается на традиционные технологий и других перспективных направлений. Десятилетие с момента подписания Договора о ЕАЭС проде-
источники энергии. В-третьих, гармонизация законодательства: унификация пра- монстрировало значительные успехи в интеграционных процес-
Для успешного достижения целей Стратегии – 2025 и преодо- вовых норм в сферах налогового, таможенного и трудового за- сах на евразийском пространстве. Союз смог укрепить экономи-
ления вызовов ЕАЭС сосредоточился на следующих ключевых конодательства, разработка общих стандартов в таких областях, ческие связи между странами-членами, повысить уровень жизни
направлениях: как защита прав потребителей, экология, трудовые отношения. населения и занять достойное место на мировой экономической
1. Развитие цифровой инфраструктуры и создание единого циф- В-четвертых, расширение международного сотрудничества: карте.
рового пространства между странами – членами Союза. Этот продолжение переговоров с Индией, Египтом, Монголией, ОАЭ Вместе с тем не все задачи были решены в полной мере, а не-
процесс стал важным элементом для облегчения взаимодей- и другими странами по выработке соглашений о свободной тор- простая геополитическая и экономическая обстановка создаёт
ствия и повышения эффективности торговли. Совместные говле, активное взаимодействие с международными организаци- для ЕАЭС новые вызовы, эффективно ответить на которые мож-
проекты в области цифровизации позволяют сократить ад- ями и инициативами. но лишь с помощью совместных усилий и политической воли.
министративные барьеры и упростить взаимодействие, делая Целесообразно также продолжить развитие следующих пер- Но, несмотря на это, можно с уверенностью сказать: ЕАЭС
экономическое пространство Союза более доступным для спективных направлений, частично сформулированных в Стра- состоялся как важное региональное объединение, и впереди его
предпринимательства. тегии – 2025: ждут новые горизонты развития.
64 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 65