Page 66 - ИЕ_02_2025
P. 66

полную либерализацию торговли услугами и свободное движе-  2. Расширение сотрудничества с новыми партнерами и третьими        1. Усиление институциональной базы: повышение эффективно-
                      ние капитала. Либерализация должна способствовать устра-  странами. Развитие соглашений о свободной торговле с госу-            сти работы Евразийской экономической комиссии, укрепле-
                      нению оставшихся барьеров и более тесной интеграции, что в   дарствами Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии             ние ее полномочий и ресурсов; создание новых институтов
                      свою очередь позволит создать более прочную и эффективную   и Латинской Америки существенно повышает конкурентоспо-             для решения специфических задач в сферах экономики, науки
                      экономическую среду в рамках ЕАЭС. Стратегия также нацелена   собность Союза.                                                   и технологий.
                      на повышение привлекательности экономического пространства   3. Разработка единых стандартов и регламентов в сфере эколо-     2. Устранение внутренних барьеров: мониторинг и контроль за
                      ЕАЭС для бизнеса путем устранения административных барье-  гической политики. Это позволяет адаптироваться к междуна-           выполнением обязательств, обеспечение исполнения решений
                      ров и гармонизации налоговых режимов.                   родным экологическим требованиям и создавать условия для                Союза на национальном уровне, активизация работы по гар-
                        В условиях санкционного давления и глобальной нестабиль-  устойчивого роста.                                                  монизации законодательства, проведение совместных меро-
                      ности особое значение приобрела задача по развитию техноло-  Развитие научно-технического сотрудничества также является         приятий, обмен опытом.
                      гической самостоятельности ЕАЭС. Один из приоритетов – со-  важным фактором для ускорения технологического развития, а        3. Инвестиции в человеческий капитал: развитие образования и
                      здание  условий  для  научно-технологического  сотрудничества   укрепление институциональной базы ЕАЭС позволит улучшить        науки, создание совместных образовательных программ, под-
                      между странами-участницами.                           координацию и повысить эффективность интеграционных про-                  держка академической мобильности, обеспечение социальных
                        В Стратегии подчеркивается необходимость развития науч-  цессов.                                                              гарантий для граждан государств – членов Союза, улучшение
                      но-технического сотрудничества и поддержки инновационных   К настоящему моменту ЕАЭС прошел важный этап станов-                 условий труда.
                      проектов, что позволит странам Союза укрепить свои позиции   ления и укрепления экономического сотрудничества между его       4. Привлечение инвестиций и развитие инфраструктуры: созда-
                      на фоне ограниченного доступа к западным технологиям.  странами-членами, показав потенциал для дальнейшего раз-                 ние благоприятного инвестиционного климата, упрощение
                        Важным направлением является также экологическая повест-  вития.  Стратегия  –  2025  сформировала  долгосрочное  видение,    процедур, обеспечение правовой защиты инвесторов; разви-
                      ка, где предусмотрены шаги для сближения единой политики в   которое сориентировало ЕАЭС на углубление интеграции, со-          тие транспортной и энергетической инфраструктуры, реали-
                      области устойчивого развития и внедрения зеленых стандартов.   здание устойчивой экономики и укрепление международных           зация совместных проектов, модернизация существующих
                      Для стран ЕАЭС это станет возможностью интегрироваться в   позиций. Однако для полноценной реализации этих целей по-            сетей.
                      мировые экологические инициативы и стимулировать переход к   требуются гибкость, способность к инновациям и готовность          Новым этапом стратегического планирования в ЕАЭС стало
                      устойчивым экономическим моделям.                     стран – членов Союза к более тесному взаимодействию.                    подписание главами  государств в  декабре  2023 года  Деклара-
                        Стратегия позволила усилить роль ЕАЭС на международной                                                                      ции о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках
                      арене. Союз «не строит крепость», а стремится расширять пар-  НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ                                   ЕАЭС до 2030 года и на период до 2045 года «Евразийский эко-
                      тнерства с другими интеграционными объединениями и страна-  Сейчас ЕАЭС стоит на пороге нового этапа своего развития, и       номический путь». В течение 2024 года ЕЭК совместно с государ-
                      ми, формируя своеобразный «мост» между Востоком и Западом.   его способность адаптироваться к изменяющимся условиям           ствами-членами разрабатывали Программу действий-план по ее
                      Сотрудничество с такими объединениями, как ШОС, АСЕАН и   будет ключевым фактором в достижении амбициозных целей.             реализации, который планируют утвердить в 2025 году.
                      БРИКС, становится одним из приоритетов.               Приоритеты, заложенные и реализованные в Стратегии – 2025,                Таким образом, для дальнейшего эффективного развития Со-
                        Между тем реализация Стратегии – 2025 столкнулась с серьез-  безусловно, повлияли на формирование Союза, во многом су-      юза представляется целесообразным разработать новую, учиты-
                      ными вызовами.                                        мевшего продемонстрировать устойчивость и конкурентоспо-                вающую современные вызовы, стратегию на следующую пяти-
                        Политическая и экономическая нестабильность, являющаяся   собность. Однако, учитывая текущие вызовы и необходимость         летку, в которой могли бы найти отражение такие цели и задачи,
                      следствием санкций  и напряженных  международных  отноше-  дальнейшего развития, возникает потребность в разработке           как:
                      ний, негативно сказывается на развитии стран – членов ЕАЭС и   новых стратегических приоритетов на предстоящую пятилетку.     •  повышение эффективности работы органов ЕАЭС посред-
                      усложняет выполнение долгосрочных целей. А различия в эконо-  Базой для этого могут стать «Основные направления экономиче-      ством укрепления институциональной системы Союза;
                      мических интересах и подходах к развитию создают препятствия   ского развития ЕАЭС до 2030 года» – документ рекомендатель-    •  продолжение работы по устранению барьеров и ограничений,
                      для дальнейшей гармонизации законодательства в переданных   ного характера, утвержденный 16 октября 2015 года Решением          препятствующих свободному движению товаров, услуг, капи-
                      на уровень Союза сферах ведения и сближение подходов в клю-  Высшего Евразийского экономического совета.                        тала и рабочей силы;
                      чевых отраслях экономики. Некоторые страны-члены сталкива-  Среди ключевых потенциальных направлений дальнейшего              •  осуществление инвестиций в человеческий капитал и инно-
                      ются также с трудностями в реализации мер по импортозамеще-  раз вития ЕАЭС можно рекомендовать следующие.                      вации для обеспечения устойчивого развития экономик госу-
                      нию и развитию локального производства.                 Во-первых, углубление интеграции и создание общих рынков:               дарств – членов Союза;
                        В современном контексте ЕАЭС вынужден искать пути для   единого рынка банковских, страховых и инвестиционных услуг.         •  дальнейшее развитие сотрудничества в сфере образования, в
                      координации научно-технического сотрудничества в условиях   Важно также завершить формирование общих рынков нефти и             том числе путем создания совместных магистерских и бакалав-
                      ограничений. Есть сложности и в реализации экологической   газа для обеспечения энергетической безопасности.                    рских программ, консорциумов вузов, гармонизации учебных
                      повестки: приоритеты в этой сфере, заложенные в Стратегии –   Во-вторых, развитие инноваций и цифровой экономики: вне-          планов. Возможно, следовало бы также предусмотреть созда-
                      2025, требуют значительных финансовых и инфраструктурных   дрение общих цифровых платформ для бизнеса и граждан, под-           ние специальной высокой должности в Евразийской экономи-
                      вложений, что усложняет переход к зеленой экономике, особен-  держка исследований в области искусственного интеллекта, био-     ческой комиссии по сотрудничеству в сфере образования.
                      но  для стран,  экономика  которых  опирается на  традиционные   технологий и других перспективных направлений.                 Десятилетие с момента подписания Договора о ЕАЭС проде-
                      источники энергии.                                      В-третьих, гармонизация законодательства: унификация пра-             монстрировало значительные успехи в интеграционных процес-
                        Для успешного достижения целей Стратегии – 2025 и преодо-  вовых норм в сферах налогового, таможенного и трудового за-      сах на евразийском пространстве. Союз смог укрепить экономи-
                      ления вызовов ЕАЭС сосредоточился на следующих ключевых   конодательства, разработка общих стандартов в таких областях,       ческие связи между странами-членами, повысить уровень жизни
                      направлениях:                                         как защита прав потребителей, экология, трудовые отношения.             населения и занять достойное место на мировой экономической
                      1. Развитие цифровой инфраструктуры и создание единого циф-  В-четвертых, расширение международного сотрудничества:           карте.
                        рового пространства между странами – членами Союза. Этот   продолжение переговоров с Индией, Египтом, Монголией, ОАЭ          Вместе с тем не все задачи были решены в полной мере, а не-
                        процесс стал важным элементом для облегчения взаимодей-  и другими странами по выработке соглашений о свободной тор-        простая геополитическая и экономическая обстановка создаёт
                        ствия и повышения эффективности торговли. Совместные   говле, активное взаимодействие с международными организаци-          для ЕАЭС новые вызовы, эффективно ответить на которые мож-
                        проекты в области цифровизации позволяют сократить ад-  ями и инициативами.                                                 но лишь с помощью совместных усилий и политической воли.
                        министративные барьеры и упростить взаимодействие, делая   Целесообразно также продолжить развитие следующих пер-             Но, несмотря на это, можно с уверенностью сказать: ЕАЭС
                        экономическое пространство Союза более доступным для   спективных направлений, частично сформулированных в Стра-            состоялся как важное региональное объединение, и впереди его
                        предпринимательства.                                тегии – 2025:                                                           ждут новые горизонты развития.

              64 I  ЛЕТО 2025                                                                                                                                                                                                                          ЛЕТО 2025  I  65
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71