Page 97 - №1(1)-2021
P. 97

№ 1 (1), осень 2021 г.                                                                                            № 1 (1), осень 2021 г.



            миссия могла бы способствовать плавному переходу власти к преем-  «Siemens», «Schneider Electric», «Raiffeisen Bank International»,
 Ульф ШНАЙДЕР, председатель правления инициативы Лиссабон-Владивосток, президент SCHNEIDER GROUP  никам и оказывать положительное влияние на дальнейшее экономи-  «Северсталь» и  другие. Для управления своей деятельностью
   СБЛИЖЕНИЕ    ОТВЕТ ЕВРОПЫ НА КИТАЙСКИЙ                         шли представители из Австрии, Беларусии, Франции, Германии,
                                                                  инициатива создала международное правление, в  которое во-
            ческое и общественное развитие.
                                                                  Италии и России. Автор этой статьи был избран председателем
                                                                  правления. Для разработки более конкретных предложений даль-
            «НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ»
                                                                  нейшей работы созданы Task force. Направления их  деятельно-
               Один  из  часто  задаваемых  вопросов:  как  проект  «Лисса-
            бон-Владивосток» соотносится  с  инициативой  «Один пояс
            и  один путь»? Ответ прост: это не  конкурирующая инициати-  сти — таможня и транспорт, техническое регулирование, ви-
                                                                  зовый режим, налогообложение. Также планируется создание Task
   ЕС И ЕАЭС* —   утверждения — общие стандарты ЕС и ЕАЭС будут действовать   ТЕХНИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ МОГУТ ПОВЛИЯТЬ
            ва, а  логичное европейско-евразийское дополнение. В  случае
                                                                  force с другими задачами.
            и для Китая, а также для недавно созданного Всестороннего ре-
                                                                  НА ТОРГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
            гионального экономического партнёрства 16 стран (ВРЭП). Та-
                                                                    При более детальной проработке вопросов сотрудничества
            ким образом, инициатива Лиссабон-Владивосток это ещё и спо-
            соб снизить тревожность граждан обоих союзов в  отношении
            Китая и его «Нового шелкового пути».                  важную  роль сыграла поддержка Федерального министерства
                                                                  экономики Германии. Экономические исследования показыва-
 БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА  КАК ИДЕЯ МОЖЕТ СТАТЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ  ют, что при реализации проекта, бизнес ЕС выиграет больше,
                                                                  чем бизнес ЕАЭС. Сделать положение взаимовыгодным возмож-
               Хотя идея единого экономического пространства от Лисса-
                                                                  ЕС должен учесть интересы стран ЕАЭС, например, значитель-
            бона до  Владивостока не  нова, она пока не  стала конкретным   но. При выстраивании стратегии политического взаимодействия
            планом. Отдельные попытки её реализации мы  видим, напри-  но упростить визовый режим, как это было сделано со сторо-
 В СЛУЧАЕ УТВЕРЖДЕНИЯ СОГЛАШЕНИЙ В РАМКАХ ИНИЦИАТИВЫ «ЛИССАБОН-ВЛАДИВОСТОК» —    мер, в ЕС. Так, вопрос о создании единого экономического про-  ны ЕАЭС для граждан ЕС. Это, в свою очередь, принесет поль-
 ОБЩИЕ СТАНДАРТЫ ЕС И ЕАЭС БУДУТ ДЕЙСТВОВАТЬ И ДЛЯ КИТАЯ, А ТАКЖЕ ДЛЯ НЕДАВНО СОЗДАННОГО   странства от Лиссабона до Владивостока закреплен в действую-  зу и предприятиям ЕС, работающим, например, в сфере туризма,
            щем коалиционном соглашении о формировании правительства
                                                                  авиации и моды.
 ВСЕСТОРОННЕГО РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА 16 СТРАН (ВРЭП).  ФРГ, возглавляемого канцлером Ангелой Меркель.   Единое экономическое пространство будет способствовать
               В части международного сотрудничества в данном направ-  созданию безопасной европейско-евразийской зоны — от Лис-
            лении можно привести ещё один пример: в прошлом году на ра-  сабона до Владивостока или даже от Токио до Ванкувера, вклю-
 огласно  серьезным  академическим  Несомненно, в  экономической политике России   бочем уровне состоялось совещание представителей Евразий-  чая  Европу.  В  него должны  входить  такие страны, как  Грузия,
 исследованиям, если бы  между Евро-  присутствует некоторый протекционизм. Однако сход-  ской экономической комиссии и Европейской комиссии. Одним   Сербия, Молдова и  Украина. Торговые отношения могут ока-
 пейским союзом (ЕС) и  Евразийским   ная ситуация наблюдается в США (и может сохранить-  из их результатов можно считать создание рабочей группы «Лис-  зать решающее влияние и на силовую политику. Кроме того, как
 экономическим союзом (ЕАЭС) (в со-  ся, несмотря на новое правительство), Китае и, в опре-  сабон-Владивосток», которую поддерживают более 100 ком-  показал трагический конфликт на Украине, нация, которая мо-
 став союза входят: Армения, Беларусь,   деленной степени, в ЕС. Переговоры между ЕС и ЕАЭС   паний и бизнес-ассоциаций из 12 стран ЕС и ЕАЭС, среди них:   жет устанавливать технические стандарты, имеет преимуще-
 СКазахстан, Кыргызстан и Россия) было   помогут снизить общий уровень протекционизма.   Российско-Германская внешнеторговая палата (AHK), Восточ-  ство и во внешней торговле. Мы понимаем, что такое возможно
 заключено комплексное торговое соглашение, ЕС мог   В свою очередь, с геополитической точки зрения США   ный комитет германской экономики (Ostausschuss der deutschen   и при реализации проекта «Нового шелкового путём» или ново-
 бы увеличить свой экспорт в страны ЕАЭС более чем   действительно не заинтересованы в создании единого   Wirtschaft), Российский союз промышленников и  предприни-  го партнерства ВРЭП. В свою очередь, при реализации проекта
 на 50 процентов. В свою очередь, рост экспорта ЕАЭС   экономического пространства от Лиссабона до Влади-  мателей  (РСПП),  Белорусская  торгово-промышленная  палата   единого экономического пространства от Лиссабона до Влади-
 был бы  немного ниже, но  тоже оказался бы  значи-  востока. При этом следует отметить, что Европа не вы-  (БелТПП), Франко-российская торгово-промышленная пала-  востока, который подразумевает гармонизацию стандартов и ре-
 тельным. Экономические выгоды для бизнеса обоих   ражала сво ю позицию относительно нового соглаше-  та (CCIFR), российское подразделение Всеобщей конфедерации   гламентов, ЕС и ЕАЭС смогли бы создать стабильное политиче-
 союзов  — очевидны, однако преимущества тесного   ния о свободной торговле между США, Канадой   итальянской промышленности (Confindustria Russia), компании   ское и экономическое равновесие.  И Е
 сотрудничества между ЕС и  ЕАЭС выходят далеко   и  Мексикой (USMCA, ранее NAFTA),
 за  рамки экономики. Новое соглашение не  только   хотя это соглашение является явным   ОБ ИНИЦИАТИВЕ:
 внесло бы значительный вклад в развитие междуна-  примером закона, основанного на пра-  Инициатива Лиссабон-Владивосток зародилась в европейских деловых кругах для про-
 родных отношений и упрочили борьбу с протекцио-  ве сильного, а не на силе права.
 низмом, но  также заложило бы  более совершенный   движения идеи создания единого экономического пространства на территории Европейского
 фундамент для многостороннего взаимодействия   ПОЛИТИЧЕСКАЯ
 высокого уровня и создало бы хороший баланс инте-  И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ   Союза и Евразийского экономического союза (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия,
 ресов при реализации инициативы Китая «Один пояс   СТАБИЛЬНОСТЬ   Россия). В основе Инициативы лежит потребность бизнес-сообщества в экономической
 и один путь».  НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕАЭС
 С 2015 года представители ев-  интеграции и расширении экономического взаимодействия на пространстве Большой Европы.
 КОНСТРУКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД    ропейских и евразийских деловых   В качестве среднесрочной и краткосрочной цели мы видим гармонизацию регламентов
 НА МНЕНИЕ ОППОНЕНТОВ  кругов  в  рамках  Инициативы
 Частым аргументом против официального со-  «Лиссабон-Владивосток» под-  обоих союзов. Инициатива уже объединяет более 100 компаний, а также крупные бизнес-
 трудничества между ЕС и ЕАЭС является апелляция   держивают создание едино-  ассоциации из 12 стран-членов Европейского Союза и Евразийского экономического
 к  доминированию  России  среди  пяти  стран ЕАЭС.   го экономического простран-
 Отдельными аспектами, мешающими сотрудниче-  ства на  территории ЕС   союза. В 2020 году инициатива получила организационную форму в виде правления
 ству между союзами, выступают необходимость реа-  и ЕАЭС. Подобное междуна-
 лизации Минских соглашений и изменение реализу-  родное соглашение между ЕС   и ряда рабочих групп: таможня и транспорт, сертификация, НДС (общий подход
 емой Россией политики протекционизма. Отдельные   и ЕАЭС также могло бы значи-  к юрисдикции НДС), зеленая сделка, фармацевтика (общие правила фармацевтики),
 оппоненты часто утверждают, что США не  поддер-  тельно усилить роль Евразийской
 живают создание общего экономического простран-  комиссии как ключевого института фор-  либерализация визового режима). Регулярно проводятся мероприятия, посвященные
 ства на территории ЕС и ЕАЭС или, по крайней мере,   мирования внутрисоюзной политики.   дальнейшему продвижению инициативы. В мероприятиях принимают участие руководители
 Польша и страны Балтии выступают против подобно-  В  случае отставки важных политиков
 го проекта.   стран ЕАЭС сильная Евразийская ко-  и собственники бизнеса, официальные лица и авторитетные члены экспертного сообщества.



 94                                                                                                                           95
   92   93   94   95   96   97   98   99   100