Page 44 - ИЕ_04_2024_по разворотам (1)
P. 44

Рис.4
            Первичная переработка нефти в Российской Федерации




                                280
                                260
             624                240

                                220

             млн тонн           200
                                180

               РСФСР            160
                1987 г.            1992  1993  1994  1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006  2007  2008  2009






                      собственности на подземные богатства, используется фискальная   2022-2023 годах и писать не хочется — 2022 год — 28,4 тыс. погон-
                      система, основанная на роялти и налогах. Отметим при этом, что   ных метров; 2023 — 28,1 тыс. погонных метров.
                      с начала 1990-х годов фискальная и природоохранная политика   В результате сворачивания геологоразведочных работ доля
                      правительств  Французской  Республики  практически  полностью   трудноизвлекаемых запасов составила около 70 %, а это в свою
                      заморозило проекты по освоению недр на территории метропо-  очередь привело к резкому снижению среднесуточного деби-
                      лии, перенеся основную нагрузку, как экологическую, так и соци-  та новых скважин. Так, в 1975 г. он составил 59 тонн в сутки, в
                      альную на страны Французской Африки. Российская Федерация   2016 г. — менее 10 тонн в сутки, в 2019 г. — 8,5 тонн, и падение
                      такой возможности не имеет, кроме того, такая практика, как мы   продолжается.
                      видим на французском примере, делает государство чрезвычайно   Статистические данные ЦДУ ТЭК  показывают, что сниже-
                                                                                                         6
                      уязвимым при реализации внешнеполитических рисков.    ние проходки в разведочном бурении в 2009 году, после кризиса
                        Что касается традиционных недропользовательских концессий,   2008 г., который, как известно, «почти не затронул нашу страну»,
                      то к их разновидности соглашения о разделе продукции  (далее —   составило 45,5%. В 2015 г. было пробурено 818 тыс. погонных ме-
                                                                5
                      СРП) можно отнести в гораздо меньшей степени.         тров поисково-разведочных нефтяных скважин.
                        Различия между СРП и традиционной недропользовательской   При этом, если исходить из материалов СМИ и Министерства
                      концессией, помимо раздела продукции, заключаются также в   природных ресурсов и экологии РФ, мы готовы не просто искать
                      ином качестве и большем объеме полномочий концессионера в   нефть на арктическом шельфе, но уже приготовились её и добы-
                      отношении участка недр, переданного в концессию. Однако ос-  вать. Но чем выше мировая цена за баррель нефти, тем меньше
                      нованием для признания СРП разновидностью таких концессий   средств вкладывается в России в поиск новых нефтегазовых ре-
                      являются: предоставление недр по СРП и традиционному кон-  сурсов. Даже на суше. Не говоря о крайне сложном в техниче-
                      цессионному договору на основе акта публичной власти; общий   ском и экологическом отношении арктическом шельфе.
                      объект, переданный в разработку недропользователям по СРП и   В  таких  странах  как  Великобритания,  Норвегия,  Таиланд,
                      концессии; возможность самостоятельно добывать продукцию и   США, Австралия и др. имеется специальное законодательство,
                      распоряжаться определенной долей такой продукции (для СРП);   регулирующее развитие нефтяной промышленности, концессии
                      передача недропользователю по СРП и концессионному договору   на разведку могут называться лицензией или разрешением, а на
                      исключительных прав на разработку месторождения.      эксплуатацию месторождения — договором аренды.
                        В последний год существования СССР мировая цена на нефть   Дело не в том, что лучше — концессия или лицензия, СРП или
                      составляла 16–18 долларов за баррель. При этом в СССР пробури-  сервисный контракт — главное, чтобы законодательство решало
                      ли 4 млн 300 тыс. погонных метров поисково-разведочных нефтя-  вопросы правовой стабильности договоров, обеспечивало раз-
                      ных скважин. Пятнадцать лет спустя — 2005 г. — мировые цены на   умную систему расчетов и самое главное обеспечивало экологи-
                      нефть 60–70 долларов за баррель. Пробурено 1 млн 340 тыс. погон-  ческую безопасность и устойчивое развитие региона без ущерба
                      ных метров. В 2016 году объем нефтяного бурения существенно   местным сообществам.
                      меньше 1 млн. погонных метров. Об объеме нефтяного бурения в   По вводу нефтеперерабатывающих мощностей мы «достигли»
                                                                            уровня Российской Империи образца 1910 года. Кстати, так же,
                      5  В России договорные отношения в сфере недропользования возможны посредством заключения   как и РФ, занимавшей в начале ХХ века первое место по нефте-
                      СРП на основании Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225(ФЗ «О соглашениях о   добыче в мире.
                      разделе продукции», а также сервисных контрактов без риска согласно положениям разд. 5  гл.
                      37 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г.№ 14 ФЗ(СЗ
                      РФ. 2005. № 30. Ч. II. Ст. 3126). Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115(ФЗ «О концессионных
                      соглашениях») не позволяет заключать концессионные договоры в сфере недропользования, хотя в   6  ЦДУ ТЭК — федеральное государственное унитарное предприятие «центральное диспетчерское
                      проектной документации к закону такая возможность предусматривалась.  управление топливно-энергетического комплекса»

            42 I  ЗИМА 2024
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49