Page 20 - IE_3_2024
P. 20
включая Россию и Саудовскую Аравию, с начала 2024 г. на 6 меся- 3. Завершен налоговый маневр в нефтяной отрасли: с 1 января
Миллер Е.М., н.с. лаборатории отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара цев для балансировки рынка были продлены на III квартал 2024 2024 г. ставки экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты
г., а добровольное сокращение на 1,66 млн барр./сут., взятое теми обнулились (взамен произошел рост ставки НДПИ), т.е. внутрен-
НЕФТЯНОЙ РЫНОК 1 представлена динамика согласованных на встрече объемов до- экспортным, которые равны мировым за вычетом дисконта,
же странами со II квартала 2023 г., продлено на весь 2025 г. В табл.
ние цены на нефть и нефтепродукты стали равными российским
бычи нефти с июня 2024 г. по декабрь 2025 г. с учетом принятых
возникшего из-за санкций. По сути, за 2019–2024 гг. был изме-
изменений.
нен механизм субсидирования российских НПЗ: заниженным
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГНОЗЫ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ на величину экспортной пошлины относительно мировых цен
внутренним ценам на нефть пришел на смену обратный акциз на
В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2024 ГОДА Согласно прогнозам EIA , цена на нефть марки Brent вырастет нефтяное сырье (в совокупности с демпферной надбавкой), ко-
торый носит практически безусловный характер (поддержку по-
с 82 долл./ барр. в июне до 89 долл./барр. до конца 2024 г. и до
91 долл./барр. в I квартале 2025 г. Рост связан с небольшим сни- лучают как прибыльные НПЗ, которые в ней не нуждаются, так
жением мировых запасов нефти из-за продления добровольных и убыточные), а также не имеет законодательно утвержденного
РОСТ СПРОСА НА ЖИДКИЕ УГЛЕВОДОРОДЫ СО СТОРОНЫ АВИАПЕРЕВОЗОК И НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО СЕКТОРА сокращений странами — участницами соглашения ОПЕК+ объ- срока окончания, что создает базу для субсидирования отрасли
СТАНЕТ ЕЩЕ ОДНИМ ФАКТОРОМ, ПОМИМО ПРОДЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ОБЪЕМОВ ДОБЫЧИ емов добычи. В IV квартале 2024 г. EIA предполагает, что рост напрямую трансфертами из бюджета. Периодическая корректи-
НЕФТИ В РАМКАХ СОГЛАШЕНИЯ ОПЕК+, КОТОРЫЙ УДЕРЖИТ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ НА УРОВНЕ 80–85 ДОЛЛ./БАРР. предложения из стран, не входящих в ОПЕК+ (за счет США, Ка- ровка его параметров (в частности, индикативной цены, уже на-
ПО ИТОГАМ 2024 Г. нады, Бразилии и Гайаны), вернет мировой рынок к умеренному блюдавшаяся в 2019, 2021 и 2022 гг.) может привести к «ручному»
росту запасов, эффект сохранится и в первой половине 2025 г. управлению ценами.
По прогнозу ОПЕК, средние цены на нефть марки Urals по 4. Введен временный запрет на экспорт бензина (с 1 марта по
о второй половине 2024 г. ожидается корректировка ми HIS, Wood Mackenzie и Rystad Energy значения уровней добы- итогам 2024 г. будут находиться в районе 67,16 долл./барр. Рост 31 августа 2024 г.) и увеличен норматив продаж дизельного то-
условий обнуления демпфера на бензин и дизельное чи, которые смогут достичь в 2024 г. Ангола, Конго и Нигерия (на мирового спроса на нефть в 2024 г. останется на уровне 2,2 млн плива на биржевых торгах с 12,5 до 16% для устранения дефи-
топливо, после которой подорожание одной категории них будет приходиться основной объем сокращения): 1 110 тыс., барр./сут.: для ОЭСР он вырастет на 0,2 млн барр./сут., а для цита нефтепродуктов (в частности, АИ-95). Мера позволит на-
Вне лишит выплат субсидии по другой. 277 тыс., 1 500 тыс. барр./сут. соответственно. стран, не входящих в ОЭСР, на 2,0 млн барр./сут. Ожидается, что растить запасы топлива на нефтебазах, что должно существенно
По итогам 37-й встречи было принято решение о продлении в 2025 г. мировой спрос на нефть увеличится на 1,8 млн барр./ сократить поставки напрямую с НПЗ на АЗС до начала высокого
СОГЛАШЕНИЕ О КОРРЕКТИРОВКЕ ОБЪЕМОВ действующих до конца 2024 г. целевых уровней добычи нефти на сут., а основными драйверами роста поставок жидких углеводо- спроса на топливо.
ДОБЫЧИ НЕФТИ ОПЕК+ весь 2025 г., но с небольшими изменениями, которые коснулись родов станут США, Канада, Бразилия и Норвегия, отрасли авиа- 5. Продлен до 31 декабря 2024 г. запрет на поставки россий-
По результатам 36-ой встречи министров стран ОПЕК и стран, ОАЭ: страна получила возможность постепенно увеличить раз- сообщение и нефтехимия. ской нефти и нефтепродуктов в адрес иностранных компаний и
не входящих в ОПЕК, было принято решение продлить установ- решенный уровень добычи нефти на 300 тыс. барр./сут., начиная Банк России повысил прогноз цены на нефть марки Urals физлиц, если в контрактах зафиксирована предельная цена.
ленные на предыдущей встрече объемы добычи нефти, а также с января 2025 г. Обязательства по добровольным сокращени- в 2024 г. с 80 долл./барр. до 85 долл./барр. В 2025 г. регулятор В ближайшее время, возможно, будут внесены очередные по-
были представлены оцененные тремя независимыми компания- ям на 2,2 млн барр./сут., взятые некоторыми странами ОПЕК+, ожидает стоимость нефти на уровне 80 долл./барр., в 2026 г. — правки, связанные с параметрами демпфера: Минфин и Минэ-
70 долл./барр. нерго согласовывают детали по изменению условий обнуления
Таблица 1 Международный валютный фонд прогнозирует средние демпфера по бензину и дизельному топливу. В действующих
Согласованные на 37-й встрече министров стран ОПЕК+ уровни добычи нефти в июне 2024 г. — декабре 2025 г., тыс. барр./сут цены на нефть в 2024 г. на уровне 81,6 долл./барр., а в 2025 г. — нормативных документах обнуление прописано в случае, если
76,38 долл./барр. оптовая стоимость бензина увеличивается больше, чем на 10%
СТРАНЫ* Алжир Ирак Кувейт КСА ОАЭ Казахстан Оман Россия Прогнозы международных ведомств цен на нефть представ- от максимума в 58,65 тыс. руб. и на 20% от 55 тыс. у дизельного
июнь-сентябрь 908 4 000 2 413 8 978 2 912 1 468 759 8 978 лены на рис. 1. топлива. Обсуждаемое изменение предполагает, что обнуление
Анализ изменений законодательства, регулирующего нефтя- демпфера для бензина и дизельного топлива будет происходить
2024 г. октябрь 912 4 018 2 424 9 061 2 926 1 475 763 9 017 ную и нефтеперерабатывающую отрасли. отдельно, т.е. подорожание одной категории не лишит выплат
В первой половине 2024 г. в законодательстве, регулирующем
субсидии по другой. Положительным эффектом станет пред-
1 482
9 057
766
4 037
2 436
ноябрь
917
6 145
2 939
нефтяную отрасль России, произошел ряд изменений: сказуемость рынка для НПЗ. Вместе с тем риском может стать
декабрь 921 4 055 2 447 6 228 2 953 1 489 770 9 096 1. Продлен запрет предоставления и распространения офици- снижение стимулов НПЗ по стабилизации роста оптовых цен на
альной статистики в отношении ряда видов продукции и видов топливо.
январь 925 4 073 2 458 9 311 3 000 1 495 773 9 135
экономической деятельности (в частности ежемесячная, еже- Согласно проведенному анализу прогнозов международных
февраль 929 4 092 2 469 9 395 3 047 1 502 777 9 174 квартальная и годовая статистика по добыче нефти, газа и газо- агентств, можно говорить о перспективах роста мирового спро-
вого конденсата) до 1 апреля 2025 г. , что делает анализ текущей са на нефть в 2024– 2025 гг. за счет увеличения спроса со сторо-
март 934 4 110 2 481 9 478 3 094 1 509 780 9 214
динамики ключевых показателей деятельности российского не- ны стран Азии и Бразилии, роста авиаперевозок и повышения
апрель 938 4 128 2 492 9 561 3 140 1 516 784 9 253 фтяного сектора затруднительным, учитывая то, что статистика выпуска в нефтехимической отрасли. По итогам 2024 г. цена на
по экспорту нефти и нефтепродуктов закрыта с 2022 г. нефть ожидается на уровне 80–85 долл./барр., даже с учетом ре-
4 147
2 503
май
942
9 645
787
9 292
3 187
1 523
2. С мая 2024 г. приостановлена публикация Росстатом стати-
2025 г. июнь 946 4 165 2 514 9 728 3 234 1 530 791 9 331 стических данных о производстве бензина (в статистике по бен- шения ОПЕК+ по постепенному восстановлению объемов до-
бычи за счет отказа от добровольных сокращений, начиная с III
зину и дизельному топливу за период с 21 по 27 мая 2024 г. отра- квартала 2024 г.
июль 951 4 183 2 526 9 811 3 281 1 536 794 9 371 жена только динамика потребительских цен на нефтепродукты, Что касается изменений на внутреннем рынке, то продление
тогда как за предыдущую неделю, с 13 по 19 апреля, приводились приостановки публикации статистики затрудняет анализ теку-
август 955 4 202 2 537 9 895 3 328 1 543 798 9 410
данные и по объемам производства) для обеспечения инфор- щей динамики ключевых показателей нефтегазовой отрасли.
сентябрь 959 4 220 2 548 9 978 3 375 1 550 801 9 449 мационной безопасности внутреннего рынка нефтепродуктов. Помимо этого, частые корректировки параметров налогового
Закрытие статистики расширяет возможности манипуляции с законодательства негативно влияют на инвестклимат в отрасли:
октябрь-декабрь 959 4 220 2 548 9 978 3 375 1 550 801 9 449
данными, особенно в сезон высокого спроса, связанного с пери- сокращается объем инвестиций в развитие и модернизацию, что
одом отпусков в летние месяцы. Например, объем производства в условиях санкций является необходимой задачей (для увеличе-
Допустимый уровень 1 007 4 431 2 676 10 478 3 519 1 628 841 9 949
добычи (37-й NOMMC) нефтепродуктов можно рассчитать косвенно через публикуемые ния доходов на внешних рынках за счет добавленной стоимости
Минфином России данные по уплате демпферной надбавки. продукции, а также для преодоления дефицита топлива).
18 I ОСЕНЬ 2024 ОСЕНЬ 2024 I 19