Page 21 - ИЕ_02_2025
P. 21

•  Эмпирические данные (рост доли расчетов в национальных   •  Институциональная консолидация: четкое определение прав
              валютах до 35% в 2024 г.) подтверждают потенциал, но нерав-  партнеров и членов.
              номерность прогресса (лидерство Китая и России) указывает   •  Баланс интересов: согласование приоритетов Севера (Китай,
              на асимметричную кооперацию.                          Россия) и Юга (Бразилия, Африка).
            4. Институциональные вызовы: гибкость vs. эффективность.   •  Практическая реализация инициатив: от платежных систем
              Статус стран-партнеров: неопределенность правового стату-  до климатических программ.
              са (участие без голоса) требует формализации, что противо-  Угрозы сохраняются: давление США, внутренняя фрагмен-
              речит принципу гибкого мультилатерализма.           тация, юридические конфликты. Однако синергия между сам-
              Реформа ООН: призыв Бразилии к реформе СБ ООН сталки-  митами БРИКС и COP-30 может усилить влияние Глобального
            вается с институциональным тупиком (вето постоянных чле-  Юга, бросив вызов гегемонии западных институтов.
            нов). Однако активизация дискуссий в рамках БРИКС усилива-  Как показывает анализ, БРИКС остаётся гибридным ин-
            ет давление на западные институты.                    ститутом, сочетающим элементы «клуба» и функциональных
                                                                  альянсов. Его успех в конкуренции с НАТО и G7 будет опре-
               Кейс: МУС и иммунитет В.В. Путина.                 деляться способностью трансформировать риторику многопо-
              Потенциальное присутствие президента В.В. Путина в Рио те-  лярности в конкретные режимы кооперации.
            стирует нормы международного права. Бразилия, как участник
            Римского статута, балансирует между обязательствами  перед   ЗАКЛЮЧЕНИЕ
            МУС и принципом государственного иммунитета. Прецедент   В заключение можно отметить, что ценностный консенсус как
            Монголии (2023) показывает, что страны БРИКС склонны трак-  основа устойчивости БРИКС проявляется в единстве по ключе-
            товать юрисдикцию МУС как политически ангажированную.   вым вопросам (многополярность, критика санкций), несмотря
              5. Климатическая и социальная повестка: синергия с COP-30.   на культурные и политические различия. Институциональная
              Бразилия интегрирует климатические инициативы (подго-  гибкость группы позволяет адаптироваться к расширению,
 •  Реакция на угрозы США: критика доллара как «оружия» Ва-  медиатором между Севером и Югом, совмещая повестки   товка к COP-30) в рамки БРИКС, акцентируя следующее:   но требует баланса между эффективностью и суверенитетом
 шингтона (с отсылкой к тезисам С.В. Лаврова о «несовмести-  многосторонности и суверенитета.   •  Цифровизация управления: использование ИИ для ускоре-  участников. Экономические инициативы (дедолларизация, тех-
 мости гегемонии с многополярностью») подкрепляется соз-  2. Геополитическая динамика: фокус на Глобальный Юг. Тема   ния программ по образованию и здравоохранению.  нологический суверенитет) остаются фрагментированными,
 данием альтернативных институтов. Эти шаги соответствуют   саммита «Укрепление сотрудничества с Глобальным Югом   •  Инфраструктурные проекты: комбинирование инвестиций   что ограничивает их глобальное влияние. Перспективы БРИКС
 концепции сопротивления через институты, где БРИКС оспа-  для инклюзивного управления» отражает стратегию регио-  БРИКС с целями устойчивого развития (SDGs).  зависят  от  способности  трансформировать  антигегемонист-
 ривает монополию Запада на нормотворчество.   нального лидерства Бразилии. Смещение акцента на Латин-  Однако успех зависит от мобилизации ресурсов: страны Гло-  скую риторику в конкретные режимы сотрудничества, включая
 ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  скую Америку и Африку соответствует теории структурной   бального Юга требуют технологических трансфертов, тогда как   гармонизацию стандартов и усиление публичной легитимации.
 1. Институциональная амбивалентность: противоречие между   зависимости, где БРИКС интерпретируется как инструмент   Китай и Россия предпочитают проекты с быстрой окупаемостью.   Российское председательство 2024 г. укрепило позиции группы,
 расширением и сохранением гибкости может привести к «ди-  преодоления периферийного статуса. Однако  внутренние   6. Заключение: перспективы БРИКС под руководством Брази-  однако успех бразильского этапа будет определяться способ-
 лемме эффективности».   противоречия группы сохраняются.   лии. Председательство Бразилии может укрепить БРИКС как   ностью преодолеть структурные противоречия и предложить
 2. Экономическая асимметрия: лидерство Китая в проектах   Север-Юг в БРИКС: разрыв в приоритетах между «основа-  платформу альтернативного нормотворчества, если будут ре-  инклюзивную модель управления, альтернативную западной
 (73% инвестиций в ИИ внутри БРИКС) усиливает подозре-  телями» (Россия, Китай, Индия) и новыми членами (Эфиопия,   шены следующие ключевые задачи:   гегемонии.
 ния в «скрытой гегемонии».   Египет) проявляется в вопросах инвестиций в инфраструктуру
 3. Политическая фрагментация: различия в трактовке сувере-  Юга.
 нитета (например, позиции по Украине) ограничивают кон-  Политика расширения: включение 13 стран-партнеров (Ал-
 солидацию.   жир, Куба и др.) усиливает фрагментацию. Бразилия стремится
 В заключение можно отметить, что российское председатель-  консолидировать статусы, избегая конфликтов (например, вето
 ство в БРИКС (2024) укрепило группу как институт полицен-  на Никарагуа и Венесуэлу).
 тричного миропорядка, однако её потенциал зависит от реше-
 ния трёх задач:   Кейс: Аргентина.
 •  гармонизация интересов через многоуровневый консенсус;  Отказ  Аргентины  от  членства  (2023)  демонстрирует  хруп-
 •  ускорение материализации проектов (клиринг, страхование);  кость политических обязательств в условиях смены власти.
 •  публичная легитимация решений для усиления «мягкой   Проведение саммита в Рио может реактивировать дискуссии о
 силы».  присоединении Колумбии, усиливая конкуренцию за влияние в
 По итогам научного анализа приоритетов председательства   Латинской Америке.
 Бразилии в БРИКС (2025) можно выделить следующие инсти-  3. Экономические инициативы: между дедолларизацией и угро-
 туциональные, геополитические и экономические вызовы раз-  зами.
 вития инициатив России.   Бразилия продолжает российскую инициативу по созданию
 1. Введение: стратегический контекст председательства Бра-  трансграничной платежной системы БРИКС, основанной на
 зилии. Переход председательства в БРИКС от России к Бра-  национальных валютах. Эта модель соответствует концепции
 зилии (2025) происходит в условиях усиления конкуренции   стратегической автономии, направленной на снижение зависи-
 между институтами глобального управления (G20, МВФ) и   мости от доллара. Однако вызовы остаются:
 альтернативными платформами. Бразилия, используя опыт   •  Технические ограничения: отсутствие унифицированных
 проведения саммита G20 (2024), позиционирует БРИКС как   клиринговых механизмов и страхования сделок.
 механизм ребалансировки мировой власти в пользу Глобаль-  •  Внешнее давление: угрозы США ввести 100%-ные тарифы на
 ного Юга. Акцент на Рио-де-Жанейро как площадке двух   экспорт стран БРИКС создают дилемму между суверените-
 ключевых форумов подчеркивает амбиции Бразилии стать   том и экономическими рисками.



 18 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  19
   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25   26