Page 21 - ИЕ_02_2025
P. 21
• Эмпирические данные (рост доли расчетов в национальных • Институциональная консолидация: четкое определение прав
валютах до 35% в 2024 г.) подтверждают потенциал, но нерав- партнеров и членов.
номерность прогресса (лидерство Китая и России) указывает • Баланс интересов: согласование приоритетов Севера (Китай,
на асимметричную кооперацию. Россия) и Юга (Бразилия, Африка).
4. Институциональные вызовы: гибкость vs. эффективность. • Практическая реализация инициатив: от платежных систем
Статус стран-партнеров: неопределенность правового стату- до климатических программ.
са (участие без голоса) требует формализации, что противо- Угрозы сохраняются: давление США, внутренняя фрагмен-
речит принципу гибкого мультилатерализма. тация, юридические конфликты. Однако синергия между сам-
Реформа ООН: призыв Бразилии к реформе СБ ООН сталки- митами БРИКС и COP-30 может усилить влияние Глобального
вается с институциональным тупиком (вето постоянных чле- Юга, бросив вызов гегемонии западных институтов.
нов). Однако активизация дискуссий в рамках БРИКС усилива- Как показывает анализ, БРИКС остаётся гибридным ин-
ет давление на западные институты. ститутом, сочетающим элементы «клуба» и функциональных
альянсов. Его успех в конкуренции с НАТО и G7 будет опре-
Кейс: МУС и иммунитет В.В. Путина. деляться способностью трансформировать риторику многопо-
Потенциальное присутствие президента В.В. Путина в Рио те- лярности в конкретные режимы кооперации.
стирует нормы международного права. Бразилия, как участник
Римского статута, балансирует между обязательствами перед ЗАКЛЮЧЕНИЕ
МУС и принципом государственного иммунитета. Прецедент В заключение можно отметить, что ценностный консенсус как
Монголии (2023) показывает, что страны БРИКС склонны трак- основа устойчивости БРИКС проявляется в единстве по ключе-
товать юрисдикцию МУС как политически ангажированную. вым вопросам (многополярность, критика санкций), несмотря
5. Климатическая и социальная повестка: синергия с COP-30. на культурные и политические различия. Институциональная
Бразилия интегрирует климатические инициативы (подго- гибкость группы позволяет адаптироваться к расширению,
• Реакция на угрозы США: критика доллара как «оружия» Ва- медиатором между Севером и Югом, совмещая повестки товка к COP-30) в рамки БРИКС, акцентируя следующее: но требует баланса между эффективностью и суверенитетом
шингтона (с отсылкой к тезисам С.В. Лаврова о «несовмести- многосторонности и суверенитета. • Цифровизация управления: использование ИИ для ускоре- участников. Экономические инициативы (дедолларизация, тех-
мости гегемонии с многополярностью») подкрепляется соз- 2. Геополитическая динамика: фокус на Глобальный Юг. Тема ния программ по образованию и здравоохранению. нологический суверенитет) остаются фрагментированными,
данием альтернативных институтов. Эти шаги соответствуют саммита «Укрепление сотрудничества с Глобальным Югом • Инфраструктурные проекты: комбинирование инвестиций что ограничивает их глобальное влияние. Перспективы БРИКС
концепции сопротивления через институты, где БРИКС оспа- для инклюзивного управления» отражает стратегию регио- БРИКС с целями устойчивого развития (SDGs). зависят от способности трансформировать антигегемонист-
ривает монополию Запада на нормотворчество. нального лидерства Бразилии. Смещение акцента на Латин- Однако успех зависит от мобилизации ресурсов: страны Гло- скую риторику в конкретные режимы сотрудничества, включая
ВЫЗОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ скую Америку и Африку соответствует теории структурной бального Юга требуют технологических трансфертов, тогда как гармонизацию стандартов и усиление публичной легитимации.
1. Институциональная амбивалентность: противоречие между зависимости, где БРИКС интерпретируется как инструмент Китай и Россия предпочитают проекты с быстрой окупаемостью. Российское председательство 2024 г. укрепило позиции группы,
расширением и сохранением гибкости может привести к «ди- преодоления периферийного статуса. Однако внутренние 6. Заключение: перспективы БРИКС под руководством Брази- однако успех бразильского этапа будет определяться способ-
лемме эффективности». противоречия группы сохраняются. лии. Председательство Бразилии может укрепить БРИКС как ностью преодолеть структурные противоречия и предложить
2. Экономическая асимметрия: лидерство Китая в проектах Север-Юг в БРИКС: разрыв в приоритетах между «основа- платформу альтернативного нормотворчества, если будут ре- инклюзивную модель управления, альтернативную западной
(73% инвестиций в ИИ внутри БРИКС) усиливает подозре- телями» (Россия, Китай, Индия) и новыми членами (Эфиопия, шены следующие ключевые задачи: гегемонии.
ния в «скрытой гегемонии». Египет) проявляется в вопросах инвестиций в инфраструктуру
3. Политическая фрагментация: различия в трактовке сувере- Юга.
нитета (например, позиции по Украине) ограничивают кон- Политика расширения: включение 13 стран-партнеров (Ал-
солидацию. жир, Куба и др.) усиливает фрагментацию. Бразилия стремится
В заключение можно отметить, что российское председатель- консолидировать статусы, избегая конфликтов (например, вето
ство в БРИКС (2024) укрепило группу как институт полицен- на Никарагуа и Венесуэлу).
тричного миропорядка, однако её потенциал зависит от реше-
ния трёх задач: Кейс: Аргентина.
• гармонизация интересов через многоуровневый консенсус; Отказ Аргентины от членства (2023) демонстрирует хруп-
• ускорение материализации проектов (клиринг, страхование); кость политических обязательств в условиях смены власти.
• публичная легитимация решений для усиления «мягкой Проведение саммита в Рио может реактивировать дискуссии о
силы». присоединении Колумбии, усиливая конкуренцию за влияние в
По итогам научного анализа приоритетов председательства Латинской Америке.
Бразилии в БРИКС (2025) можно выделить следующие инсти- 3. Экономические инициативы: между дедолларизацией и угро-
туциональные, геополитические и экономические вызовы раз- зами.
вития инициатив России. Бразилия продолжает российскую инициативу по созданию
1. Введение: стратегический контекст председательства Бра- трансграничной платежной системы БРИКС, основанной на
зилии. Переход председательства в БРИКС от России к Бра- национальных валютах. Эта модель соответствует концепции
зилии (2025) происходит в условиях усиления конкуренции стратегической автономии, направленной на снижение зависи-
между институтами глобального управления (G20, МВФ) и мости от доллара. Однако вызовы остаются:
альтернативными платформами. Бразилия, используя опыт • Технические ограничения: отсутствие унифицированных
проведения саммита G20 (2024), позиционирует БРИКС как клиринговых механизмов и страхования сделок.
механизм ребалансировки мировой власти в пользу Глобаль- • Внешнее давление: угрозы США ввести 100%-ные тарифы на
ного Юга. Акцент на Рио-де-Жанейро как площадке двух экспорт стран БРИКС создают дилемму между суверените-
ключевых форумов подчеркивает амбиции Бразилии стать том и экономическими рисками.
18 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 19