Page 75 - №1-2 2022
P. 75

№ 1-2 (2), 2022 года



               Во-вторых, открытым остается вопрос технологий. Даже при
            сохранении на ТМЗ всего промышленного оборудования, кото-
            рое использовалось для строительства Ил-76, оно уже устарело
            как морально, так и физически, и потребовалось бы полное пе-
            ревооружение завода. В  Ульяновске, например, для внедрения
            современной поточной линии бесстапельной сборки Ил-76МД-
            90А и выпуска первых четырёх машин на этой линии, ушло более
            пяти лет. Были вложены огромные финансовые ресурсы, подго-
            товлены специалисты и инженерно-технический персонал. Со-
            временные технологии, которые применяются при строитель-
            стве самолётов Ил-76МД-90А, сильно отличаются от  того, что
            ранее применялось в Ташкенте.
               Но несмотря на это, в республике есть потенциал и возмож-
            ности для кооперации в авиастроении — это производство ком-
            плектующих. В  Узбекистане работает предприятие Uzbekistan
            Airways Technics, ранее  — 243  авиаремонтный завод, где осу-
            ществлялся ремонт и техническое обслуживание всей советской
            техника «Аэрофлота». UAT обладает компетенциями в области
            ТОиР современных самолётов «Боинг» и «Эйрбас», покраски ВС,
            инспекции компонентов самолётов, изготовления оборудования
            салонов, обслуживания и ремонта агрегатов и комплектующих
            из ПКМ.
               Кроме того, Узбекистан обладает широкой и  оснащённой
            базой для выплавки металлов, металлообработки, изготовле-
            ния  резинотехнических  и  полимерно-пластмассовых  изделий.
            В Ташкенте и других городах республики функционируют необ-
            ходимые мощности, в том числе и на Ташкентском механическом
            заводе. Поэтому компетенции производства комплектующих
            для нужд авиастроительной отрасли в  республике достаточ-
            но, и  привлечение этих мощностей для участия в  кооперации
            по строительству самолётов Ту-214 — вполне реальная задача.
               В  декабре 2020  года президент Узбекистана Шавкат Мир-  Сейчас на кафедре «Авиационный инжиниринг» проходит обу-
            зиёев рассказывал главе Минпромторга РФ Денису Мантурову   чение по семи специальностям:
            о желании возродить авиазавод в Ташкенте. Однако в настоящее   •  «Техническая эксплуатация воздушных судов»;
            время вопросы кооперации в авиастроении остаются на стадии   •  «Авиастроение»;
            предварительных предложений и обсуждения. Вернуться к бо-  •  «Техническая и технологическая эксплуатация беспилотных
            лее детальным переговорам и  выработке конкретных совмест-  авиационных комплексов»;
            ных действий можно будет через несколько лет, когда производ-  •  «Авиационный инжиниринг (авиастроение)»;
            ство МС-21, Ил-114-300, Ту-214, самолётов «Ладога» и «Байкал»   •  «Авиационный инжиниринг (авиационные комплексы
            будет полностью налажено.                               беспилотных летательных аппаратов)»;
               В  настоящее время остаётся открытым вопрос подготов-  •  «Проектирование и эксплуатация дронов»;
            ки и уровня квалификации инженерно-технического персонала   •  «Эксплуатация воздушных судов и авиационных двигателей».
            и специалистов рабочих профессий. В 2008 году постановлением   Небольшая кафедра, реорганизованная из крупного института,
            Кабмина Республики Узбекистан Ташкентский государствен-  совершенно недостаточно для возобновления полноценного совре-
            ный авиационный институт был ликвидирован и включен в со-  менного авиастроения в государстве с населением 30-35 миллионов
            став Ташкентского государственного технического университета   человек. Поэтому, для использования высокотехнологичного обо-
            как «Авиационный факультет». С августа 2020 года — это кафе-  рудования и строительства современных воздушных судов целесо-
            дра «Авиационный инжиниринг» в составе Ташкентского госу-  образно наладить процесс обучения специалистов из Узбекистана
            дарственного транспортного университета. Как сказано на сайте   в российских вузах. После распада СССР большая часть специали-
            университета, кафедра является подготовительной в составе фа-  стов переехала из Ташкента в Воронеж и Ульяновск. Сейчас нехват-
            культета «Авиационной и транспортной инженерии», куда вхо-  ка кадров в авиастроительной отрасли является главной проблемой
            дит также кафедра «Аэронавигационные системы».        Узбекистана, Россия может помочь в её решении.  И Е


              Вопрос о возобновлении сотрудничества с Узбекистаном в авиастроении не возник
              случайно или по причине антироссийских санкций против отечественной гражданской
              авиации. Ещё в 2017 году в Ташкент приезжал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда

              пост отраслевого вице-премьера. Он обсуждал с руководством республики два
              перспективных проекта — кооперация по производству МС-21 и создание центра
              по техническому обслуживанию этих самолётов.



                                                                                                                              73
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80