Page 75 - №1-2 2022
P. 75
№ 1-2 (2), 2022 года
Во-вторых, открытым остается вопрос технологий. Даже при
сохранении на ТМЗ всего промышленного оборудования, кото-
рое использовалось для строительства Ил-76, оно уже устарело
как морально, так и физически, и потребовалось бы полное пе-
ревооружение завода. В Ульяновске, например, для внедрения
современной поточной линии бесстапельной сборки Ил-76МД-
90А и выпуска первых четырёх машин на этой линии, ушло более
пяти лет. Были вложены огромные финансовые ресурсы, подго-
товлены специалисты и инженерно-технический персонал. Со-
временные технологии, которые применяются при строитель-
стве самолётов Ил-76МД-90А, сильно отличаются от того, что
ранее применялось в Ташкенте.
Но несмотря на это, в республике есть потенциал и возмож-
ности для кооперации в авиастроении — это производство ком-
плектующих. В Узбекистане работает предприятие Uzbekistan
Airways Technics, ранее — 243 авиаремонтный завод, где осу-
ществлялся ремонт и техническое обслуживание всей советской
техника «Аэрофлота». UAT обладает компетенциями в области
ТОиР современных самолётов «Боинг» и «Эйрбас», покраски ВС,
инспекции компонентов самолётов, изготовления оборудования
салонов, обслуживания и ремонта агрегатов и комплектующих
из ПКМ.
Кроме того, Узбекистан обладает широкой и оснащённой
базой для выплавки металлов, металлообработки, изготовле-
ния резинотехнических и полимерно-пластмассовых изделий.
В Ташкенте и других городах республики функционируют необ-
ходимые мощности, в том числе и на Ташкентском механическом
заводе. Поэтому компетенции производства комплектующих
для нужд авиастроительной отрасли в республике достаточ-
но, и привлечение этих мощностей для участия в кооперации
по строительству самолётов Ту-214 — вполне реальная задача.
В декабре 2020 года президент Узбекистана Шавкат Мир- Сейчас на кафедре «Авиационный инжиниринг» проходит обу-
зиёев рассказывал главе Минпромторга РФ Денису Мантурову чение по семи специальностям:
о желании возродить авиазавод в Ташкенте. Однако в настоящее • «Техническая эксплуатация воздушных судов»;
время вопросы кооперации в авиастроении остаются на стадии • «Авиастроение»;
предварительных предложений и обсуждения. Вернуться к бо- • «Техническая и технологическая эксплуатация беспилотных
лее детальным переговорам и выработке конкретных совмест- авиационных комплексов»;
ных действий можно будет через несколько лет, когда производ- • «Авиационный инжиниринг (авиастроение)»;
ство МС-21, Ил-114-300, Ту-214, самолётов «Ладога» и «Байкал» • «Авиационный инжиниринг (авиационные комплексы
будет полностью налажено. беспилотных летательных аппаратов)»;
В настоящее время остаётся открытым вопрос подготов- • «Проектирование и эксплуатация дронов»;
ки и уровня квалификации инженерно-технического персонала • «Эксплуатация воздушных судов и авиационных двигателей».
и специалистов рабочих профессий. В 2008 году постановлением Небольшая кафедра, реорганизованная из крупного института,
Кабмина Республики Узбекистан Ташкентский государствен- совершенно недостаточно для возобновления полноценного совре-
ный авиационный институт был ликвидирован и включен в со- менного авиастроения в государстве с населением 30-35 миллионов
став Ташкентского государственного технического университета человек. Поэтому, для использования высокотехнологичного обо-
как «Авиационный факультет». С августа 2020 года — это кафе- рудования и строительства современных воздушных судов целесо-
дра «Авиационный инжиниринг» в составе Ташкентского госу- образно наладить процесс обучения специалистов из Узбекистана
дарственного транспортного университета. Как сказано на сайте в российских вузах. После распада СССР большая часть специали-
университета, кафедра является подготовительной в составе фа- стов переехала из Ташкента в Воронеж и Ульяновск. Сейчас нехват-
культета «Авиационной и транспортной инженерии», куда вхо- ка кадров в авиастроительной отрасли является главной проблемой
дит также кафедра «Аэронавигационные системы». Узбекистана, Россия может помочь в её решении. И Е
Вопрос о возобновлении сотрудничества с Узбекистаном в авиастроении не возник
случайно или по причине антироссийских санкций против отечественной гражданской
авиации. Ещё в 2017 году в Ташкент приезжал Дмитрий Рогозин, занимавший тогда
пост отраслевого вице-премьера. Он обсуждал с руководством республики два
перспективных проекта — кооперация по производству МС-21 и создание центра
по техническому обслуживанию этих самолётов.
73