Page 44 - №1-2 2022
P. 44

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ

                                                                                                   Выпуск № 106, март 2022

                          В случае введения запрета на импорт российского
                                                                                           Комментарий Л.Григорьева:
                          угля  объем  выпадающего  экспорта  составит               Рост энергетической компоненты в
                          67 млн т для стран ЕС и 10 млн т  для Польши, а в           ценах на товары и услуги ускоряет
                                                             11
                          денежном  выражении  –  11,2  и  1,2 млрд долл.     12
            № 1-2 (2), 2022 года                                                        внутреннюю инфляцию во многих
                          соответственно.  В  2021  году  доля  ЕС  в  экспорте                 странах, в частности – в
                          каменного     угля    России     составила      22,5%
                                                                                     продовольственном секторе. Также
                     Рост энергетической компоненты в ценах на товары и услуги ускоряет внутреннюю
                          (~47,4 млн т),  доля  Польши  –  3,5% (~7,7 млн т) ,
                                                                              13
                                                                                         нарушение системы поставок из
                     инфляцию во многих странах, в частности — в продовольственном секторе. Также
                          однако  высокая  стоимость  экспорта  по  указанным
                                                                                      России вызывает дополнительные
                     нарушение системы поставок из России вызывает дополнительные издержки
                          направлениям обусловлена исторически высокими
                                                                                      издержки в логистике. В том числе
                          ценами  угля  на  мировых  рынках  в  2021  году.  На
                     в логистике. В том числе проблемы с экспортом удобрений из России и  Белоруссии
                                                                                     проблемы с экспортом удобрений из
                          данный момент высокая цена на уголь в Европе  –
                     провоцируют рост цен и нехватку удобрений (потенциально — урожая) в широком
                                                                                       России и Белоруссии провоцируют
                                          14
                                                   способна
                                                               компенсировать
                          282,5 долл./т
                                               –
                     круге стран. Учитывая нарушения в финансовых потоках, хаотизация развития
                                                                                          рост цен и нехватку удобрений
                          выпадающие объемы российского экспорта, но она
                     приведет к существенным суммарным потерям в мировой экономике.
                                                                                     (потенциально – урожая) в широком
                          может  снизиться  в  течение  года.  При  этом             круге стран. Учитывая нарушения в
                          минимальное  значение  контрактной  цены,  при
                                                                                        финансовых потоках, хаотизация
                         В случае введения запрета на импорт российского угля объем   ках в 2021 году. На данный момент высокая цена на уголь в Евро-
                          которой  будут  компенсироваться  выпадающие
                                                                                    развития приведет к существенным
                       выпадающего экспорта составит 67 млн т для стран ЕС и 10 млн. т   пе — 282,5 долл./т. — способна компенсировать выпадающие объ-
                          объемы  экспорта  при  эмбарго  ЕС,  составляет
                       для Польши, а в денежном выражении — 11,2 и 1,2 млрд долл. cоот-  емы российского экспорта, но она может снизиться в течение года.
                                                                                          суммарным потерям в мировой
                          156 долл./т.
                       ветственно. В 2021 году доля ЕС в экспорте каменного угля России   При этом минимальное значение контрактной цены, при которой
                                                                                                                экономике.
                       составила 22,5% (~47,4 млн. т), доля Польши — 3,5% (~7,7 млн. т),   будут компенсироваться выпадающие объемы экспорта при эм-
                       однако высокая стоимость экспорта по указанным направлениям   барго ЕС, составляет 156 долл./т.
                       обусловлена исторически высокими ценами угля на мировых рын-
                         Таблица 2
                         Структура экспорта угля из России по основным направлениям в 2021 году (млн т)
       Таб. 2             Направление экспорта                       2020 год                2021 год           %, 2021 к 2020
       Структура экспорта   Европа, в т.ч.                               62,4                    64,1                   +2,7
       угля из России       Германия                                      9,9                     7,0                   -29,6
       по основным
       направлениям         Великобритания                                1,3                     2,0                  +55,1
       в 2021 году (млн т).  Польша                                       9,8                     7,7                   -21,8
                            АТР, в т.ч.                                 108,1                   112,7                   +4,2
                            Китай                                        29,4                    43,2                  +47,2
                            Индия                                         7,5                ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ
                                                                                                                        -21,6
                                                                                                  5,9
                            Япония                                       21,4                    21,8                   +1,9
                            Прочие, в т.ч.                               15,5                  Выпуск № 106, март 2022
                                                                                                                       +15,2
                                                                                                 17,8
                            США                                           0,3                     0,3                   +1,4
                           Источник: ФТС России
                         В угольной отрасли в отсутствие прямых санкций со стороны крупнейших потребителей угля –
                                                                            ПНД) к железным дорогам Восточного полигона, что предоставля-
                         В угольной отрасли в отсутствие прямых санкций со стороны
                         стран  Азии  (Китай,  Япония  и  Республика  Корея)  –  существуют  риски  потери  значительных
                       крупнейших потребителей угля — стран Азии (Китай, Япония и Ре-  ет ОАО «РЖД» возможность регулировать перевозки «вручную»
                         приоритетность проезда одних грузов перед другими. 15 марта ОАО «РЖД» снизило приоритет
                         объемов доходов. В связи с этим возникает необходимость превентивных мер и оперативного
                       спублика Корея) — существуют риски потери значительных объемов   и устанавливать приоритетность проезда одних грузов перед дру-
                         перевозки  угля  перед  категориями  грузов,  имеющих  высокую  добавленную  стоимость.  В
                       доходов. В связи с этим возникает необходимость превентивных мер   гими. 15 марта ОАО «РЖД» снизило приоритет перевозки угля
                         реагирования  для  сохранения  прежних  показателей  добычи  и  прибыли  компаний,  а  также
                         результате под риск попадает около 76 млн т угля в рамках квот на вывоз угля из регионов:
                       и оперативного реагирования для сохранения прежних показателей   перед категориями грузов, имеющих высокую добавленную стои-
                         предотвращения  роста  безработицы  в  ключевых  угольных  регионах  России.  Возможным
                       добычи и прибыли компаний, а также предотвращения роста безра-  мость. В результате под риск попадает около 76 млн. т. угля в рам-
                         Кузбасса (58 млн т), Хакасии (8,6 млн т), Бурятии (9 млн т) и Тувы (0,4 млн т). Другими словами,
                       ботицы в ключевых угольных регионах России. Возможным решени-  ках квот на вывоз угля из регионов:
                         решением видится перенаправление части объемов в страны Азии – Китай, Индию, Вьетнам и
                       ем видится перенаправление части объемов в страны Азии — Китай,   Кузбасса (58 млн. т.), Хакасии (8,6 млн. т.), Бурятии (9 млн. т.)
                         в  контексте  потенциального  снижения  объема  перевозок  угля  по  инфраструктуре  Восточного
                       Индию, Вьетнам и Таиланд, однако ключевым препятствием для от-я отправки дополнительных объемов в азиатском
                         Таиланд, однако ключевым препятствием дл
                                                                            и Тувы (0,4 млн. т.). Другими словами, в контексте потенциально-
                         полигона можно ожидать снижения уровня добычи и доходов угольных компаний России.
                       правки дополнительных объемов в азиатском направлении является   го снижения объема перевозок угля по инфраструктуре Восточ-
                         направлении является низкая пропускная способность железных дорог.
                       низкая пропускная способность железных дорог.        ного полигона можно ожидать снижения уровня добычи и дохо-
                         График 4                                           дов угольных компаний России.
                         В начале марта Правительство России до 1 июля 2022 г. при-
                         В  начале  марта  Правительство  России  до  1  июля  2022 г.  приостановило  правила
                         Структура перевалки российского угля и кокса на экспорт через порты в 2021 году
                       остановило правила недискриминационного доступа (далее  —
                         недискриминационного доступа (далее  – ПНД) к железным дорогам Восточного полигона, что
                         предоставляет ОАО «РЖД» возможность регулировать перевозки «вручную» и устанавливать
       График 4              Дальневосточной бассейн
       Структура перевалки
       российского угля          Балтийский бассейн
       и кокса на экспорт   11  При оценке импорта угля в ЕС и Польшу +7,0% в 2022 году к объему 2021 года.
       через порты       12  Расчеты основаны на среднем значении индекса API 2 за 2021 года – 120 долл./т.
                          Азово-Черноморский бассейн
       в 2021 году       13  По данным ФТС России.
                         14  Указано актуальное значение европейского индекса API 2 на 15.03.2022.
                                 Арктический бассейн
                                                                                                                            9
                                                 0          20         40         60          80        100         120

           42            Источник: АО «Морцентр-ТЭК»

                         Более  того,  необходимо  отметить  отказ  зарубежных  судовладельческих  компаний  заходить  в
                         российские  порты  и  последующий  рост  стоимости  фрахта  балкеров,  которые  занимаются
                         перевозкой угля. В 2021 году экспорт угля из России через порты составил 200,1 млн т, доля
                         портов  Дальневосточного  бассейна  достигла  52,6%  (График  3).  В  то  же  время  экспортные
                         перевозки по сетям ОАО «РЖД» в 2021 году достигли исторического максимума и превысили
                         490 млн т, из которых угля было перевезено 215,1 млн т (43,9% от общего объема перевозок).
                         Таким  образом,  сейчас  ключевым  риском  для  угольной  отрасли  целесообразно  считать
                         потенциальное  снижение  объемов  экспорта  из-за  изменения  правил  транспортировки  грузов
                         железнодорожным транспортом. В связи с этим наиболее эффективной мерой реагирования и
                         поддержки угольной отрасли России может выступить установка минимальных объемов вывоза
                         угля из регионов по сетям ОАО «РЖД». Подобная мера расширит возможности оперативного
                         реагирования компаний и позволит формировать краткосрочные планы развития, учитывающие
                         нестабильную  конъюнктуру  на  транспортном  и  угольном  рынке.  Кроме  того,  представляется
                         целесообразным введение отсрочки оплаты тарифов по перевозке угля и сокращение сроков
                         оплаты авансовых платежей для сохранения ликвидности угольных компаний.
                         Инвестиционная активность ТЭК
                         Ограничения  на  поставки  оборудования  для  российской  энергетики  из  США,  ЕС  и  Японии
                         затрагивают и электрогенерацию: такие иностранные компании, как Fortum и General Electric, уже
                         выходят из российских инвестиционных проектов.
                         Введенные  санкции,  по  оценкам  российских  генерирующих  компаний,  могут  затруднить
                         эксплуатацию импортных энергоблоков на ТЭС вплоть до их полной остановки – в зоне риска
                         находятся турбины общей мощностью 35 ГВт, что составляет около 20% от мощности всех ТЭС,
                         на  которые  в  России  в  2019  году,  по  данным  СО  ЕЭС,  приходилось  62%  общего  объема
                         генерации.  Преодолевать  возникшие  затруднения  возможно  через  реализацию  ускоренного
                         импортозамещения  и  путем  закупки  оборудования  у  альтернативных  поставщиков  из  стран,
                         которые  пока  не  ввели  санкции.  Модернизация  инфраструктуры  электроэнергетики,  согласно
                                                                                                                      10
   39   40   41   42   43   44   45   46   47   48   49