Page 44 - №1-2 2022
P. 44
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ
Выпуск № 106, март 2022
В случае введения запрета на импорт российского
Комментарий Л.Григорьева:
угля объем выпадающего экспорта составит Рост энергетической компоненты в
67 млн т для стран ЕС и 10 млн т для Польши, а в ценах на товары и услуги ускоряет
11
денежном выражении – 11,2 и 1,2 млрд долл. 12
№ 1-2 (2), 2022 года внутреннюю инфляцию во многих
соответственно. В 2021 году доля ЕС в экспорте странах, в частности – в
каменного угля России составила 22,5%
продовольственном секторе. Также
Рост энергетической компоненты в ценах на товары и услуги ускоряет внутреннюю
(~47,4 млн т), доля Польши – 3,5% (~7,7 млн т) ,
13
нарушение системы поставок из
инфляцию во многих странах, в частности — в продовольственном секторе. Также
однако высокая стоимость экспорта по указанным
России вызывает дополнительные
нарушение системы поставок из России вызывает дополнительные издержки
направлениям обусловлена исторически высокими
издержки в логистике. В том числе
ценами угля на мировых рынках в 2021 году. На
в логистике. В том числе проблемы с экспортом удобрений из России и Белоруссии
проблемы с экспортом удобрений из
данный момент высокая цена на уголь в Европе –
провоцируют рост цен и нехватку удобрений (потенциально — урожая) в широком
России и Белоруссии провоцируют
14
способна
компенсировать
282,5 долл./т
–
круге стран. Учитывая нарушения в финансовых потоках, хаотизация развития
рост цен и нехватку удобрений
выпадающие объемы российского экспорта, но она
приведет к существенным суммарным потерям в мировой экономике.
(потенциально – урожая) в широком
может снизиться в течение года. При этом круге стран. Учитывая нарушения в
минимальное значение контрактной цены, при
финансовых потоках, хаотизация
В случае введения запрета на импорт российского угля объем ках в 2021 году. На данный момент высокая цена на уголь в Евро-
которой будут компенсироваться выпадающие
развития приведет к существенным
выпадающего экспорта составит 67 млн т для стран ЕС и 10 млн. т пе — 282,5 долл./т. — способна компенсировать выпадающие объ-
объемы экспорта при эмбарго ЕС, составляет
для Польши, а в денежном выражении — 11,2 и 1,2 млрд долл. cоот- емы российского экспорта, но она может снизиться в течение года.
суммарным потерям в мировой
156 долл./т.
ветственно. В 2021 году доля ЕС в экспорте каменного угля России При этом минимальное значение контрактной цены, при которой
экономике.
составила 22,5% (~47,4 млн. т), доля Польши — 3,5% (~7,7 млн. т), будут компенсироваться выпадающие объемы экспорта при эм-
однако высокая стоимость экспорта по указанным направлениям барго ЕС, составляет 156 долл./т.
обусловлена исторически высокими ценами угля на мировых рын-
Таблица 2
Структура экспорта угля из России по основным направлениям в 2021 году (млн т)
Таб. 2 Направление экспорта 2020 год 2021 год %, 2021 к 2020
Структура экспорта Европа, в т.ч. 62,4 64,1 +2,7
угля из России Германия 9,9 7,0 -29,6
по основным
направлениям Великобритания 1,3 2,0 +55,1
в 2021 году (млн т). Польша 9,8 7,7 -21,8
АТР, в т.ч. 108,1 112,7 +4,2
Китай 29,4 43,2 +47,2
Индия 7,5 ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТРЕНДЫ
-21,6
5,9
Япония 21,4 21,8 +1,9
Прочие, в т.ч. 15,5 Выпуск № 106, март 2022
+15,2
17,8
США 0,3 0,3 +1,4
Источник: ФТС России
В угольной отрасли в отсутствие прямых санкций со стороны крупнейших потребителей угля –
ПНД) к железным дорогам Восточного полигона, что предоставля-
В угольной отрасли в отсутствие прямых санкций со стороны
стран Азии (Китай, Япония и Республика Корея) – существуют риски потери значительных
крупнейших потребителей угля — стран Азии (Китай, Япония и Ре- ет ОАО «РЖД» возможность регулировать перевозки «вручную»
приоритетность проезда одних грузов перед другими. 15 марта ОАО «РЖД» снизило приоритет
объемов доходов. В связи с этим возникает необходимость превентивных мер и оперативного
спублика Корея) — существуют риски потери значительных объемов и устанавливать приоритетность проезда одних грузов перед дру-
перевозки угля перед категориями грузов, имеющих высокую добавленную стоимость. В
доходов. В связи с этим возникает необходимость превентивных мер гими. 15 марта ОАО «РЖД» снизило приоритет перевозки угля
реагирования для сохранения прежних показателей добычи и прибыли компаний, а также
результате под риск попадает около 76 млн т угля в рамках квот на вывоз угля из регионов:
и оперативного реагирования для сохранения прежних показателей перед категориями грузов, имеющих высокую добавленную стои-
предотвращения роста безработицы в ключевых угольных регионах России. Возможным
добычи и прибыли компаний, а также предотвращения роста безра- мость. В результате под риск попадает около 76 млн. т. угля в рам-
Кузбасса (58 млн т), Хакасии (8,6 млн т), Бурятии (9 млн т) и Тувы (0,4 млн т). Другими словами,
ботицы в ключевых угольных регионах России. Возможным решени- ках квот на вывоз угля из регионов:
решением видится перенаправление части объемов в страны Азии – Китай, Индию, Вьетнам и
ем видится перенаправление части объемов в страны Азии — Китай, Кузбасса (58 млн. т.), Хакасии (8,6 млн. т.), Бурятии (9 млн. т.)
в контексте потенциального снижения объема перевозок угля по инфраструктуре Восточного
Индию, Вьетнам и Таиланд, однако ключевым препятствием для от-я отправки дополнительных объемов в азиатском
Таиланд, однако ключевым препятствием дл
и Тувы (0,4 млн. т.). Другими словами, в контексте потенциально-
полигона можно ожидать снижения уровня добычи и доходов угольных компаний России.
правки дополнительных объемов в азиатском направлении является го снижения объема перевозок угля по инфраструктуре Восточ-
направлении является низкая пропускная способность железных дорог.
низкая пропускная способность железных дорог. ного полигона можно ожидать снижения уровня добычи и дохо-
График 4 дов угольных компаний России.
В начале марта Правительство России до 1 июля 2022 г. при-
В начале марта Правительство России до 1 июля 2022 г. приостановило правила
Структура перевалки российского угля и кокса на экспорт через порты в 2021 году
остановило правила недискриминационного доступа (далее —
недискриминационного доступа (далее – ПНД) к железным дорогам Восточного полигона, что
предоставляет ОАО «РЖД» возможность регулировать перевозки «вручную» и устанавливать
График 4 Дальневосточной бассейн
Структура перевалки
российского угля Балтийский бассейн
и кокса на экспорт 11 При оценке импорта угля в ЕС и Польшу +7,0% в 2022 году к объему 2021 года.
через порты 12 Расчеты основаны на среднем значении индекса API 2 за 2021 года – 120 долл./т.
Азово-Черноморский бассейн
в 2021 году 13 По данным ФТС России.
14 Указано актуальное значение европейского индекса API 2 на 15.03.2022.
Арктический бассейн
9
0 20 40 60 80 100 120
42 Источник: АО «Морцентр-ТЭК»
Более того, необходимо отметить отказ зарубежных судовладельческих компаний заходить в
российские порты и последующий рост стоимости фрахта балкеров, которые занимаются
перевозкой угля. В 2021 году экспорт угля из России через порты составил 200,1 млн т, доля
портов Дальневосточного бассейна достигла 52,6% (График 3). В то же время экспортные
перевозки по сетям ОАО «РЖД» в 2021 году достигли исторического максимума и превысили
490 млн т, из которых угля было перевезено 215,1 млн т (43,9% от общего объема перевозок).
Таким образом, сейчас ключевым риском для угольной отрасли целесообразно считать
потенциальное снижение объемов экспорта из-за изменения правил транспортировки грузов
железнодорожным транспортом. В связи с этим наиболее эффективной мерой реагирования и
поддержки угольной отрасли России может выступить установка минимальных объемов вывоза
угля из регионов по сетям ОАО «РЖД». Подобная мера расширит возможности оперативного
реагирования компаний и позволит формировать краткосрочные планы развития, учитывающие
нестабильную конъюнктуру на транспортном и угольном рынке. Кроме того, представляется
целесообразным введение отсрочки оплаты тарифов по перевозке угля и сокращение сроков
оплаты авансовых платежей для сохранения ликвидности угольных компаний.
Инвестиционная активность ТЭК
Ограничения на поставки оборудования для российской энергетики из США, ЕС и Японии
затрагивают и электрогенерацию: такие иностранные компании, как Fortum и General Electric, уже
выходят из российских инвестиционных проектов.
Введенные санкции, по оценкам российских генерирующих компаний, могут затруднить
эксплуатацию импортных энергоблоков на ТЭС вплоть до их полной остановки – в зоне риска
находятся турбины общей мощностью 35 ГВт, что составляет около 20% от мощности всех ТЭС,
на которые в России в 2019 году, по данным СО ЕЭС, приходилось 62% общего объема
генерации. Преодолевать возникшие затруднения возможно через реализацию ускоренного
импортозамещения и путем закупки оборудования у альтернативных поставщиков из стран,
которые пока не ввели санкции. Модернизация инфраструктуры электроэнергетики, согласно
10