Page 31 - №1-2021
P. 31

ПАРТНЕР                                                                                                          ПАРТНЕР




 Наталья Силкина, Анатолий Замрий
 яМал спГ: Мнение ЭКсперТов




 ЭкСпЕРтНО-АНАлИтИчЕСкОгО цЕНтРА СОюзА



 НЕфтЕгАзОпРОмышлЕННИкОв РОССИИ






 «ямал спг» – перВый заВод пао «ноВатэк» по сжижению природного газа. проект предполагает
 запуск трёх технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн спг В год.
 произВодстВо на перВой технологической линии заВода началось 8 декабря. запуск Второй
 и третьей линий запланироВан на конец 2018 года и 2019 года. В дальнейшем будет запущена
 четВёртая линия. наша команда на протяжении нескольких недель собирала комментарии
 аВторитетных лиц отрасли на тему запуска проекта «ямал спг», о перспектиВах его разВития, а
 также о его значимости для отрасли и российской экономики В целом.

 миТрова ТаТьяна алекСеевна,
 директор энергетического центра московской школы управления «Сколково»


 «На  мой  взгляд,  это  действительно  исторический  про-  ативных  стратегий  от  игроков,  желающих  получить  на
 рыв для российской газовой отрасли. Первый завод СПГ,   нем  сильные  позиции.  Клиентоориентированный  под-
 построенный  под  проектным  управлением  российской   ход, развитие трейдинговых подразделений, максималь-
 команды строго в срок и в рамках запланированного бюд-  ное сокращение затрат и оптимизация логистики, выход
 жета – во всей мировой СПГ-индустрии такие примеры по   в  даунстрим  с целью создания новых  рынков  – все это
 пальцам можно пересчитать, а уж для суровых арктичес-  становится непременным условием успешного развития
 ких условий – это вообще уникальный опыт, заслуживаю-  СПГ-бизнеса.
 щий восхищения.   Что касается перспектив дальнейшего развития, то сто-
 Какие  преимущества  мы  получаем?  Выход  на  рынки   ит отметить, что «НОВАТЭК» уже заявил о планах расши-
 СПГ,  которые  в  последние  годы  растут  заметно  быстрее   рения в рамках проекта «Арктик СПГ», благо ресурсная
 рынка сетевого газа, расширение грузопотока по Севмор-  база  и  возможности  по  расширению  завода  это  позво-
 пути и, соответственно, импульс для развития его инфра-  ляют. А главное, были озвучены уже очень амбициозные
 структуры, а главное – стимул для развития всего комп-  цели по внедрению в этом проекте новой технологии, ко-  СТанев владимир СТаниСлавович,
 лекса отечественных технологий СПГ.  торая позволит существенно, на 30%, сократить затраты   вице-президент эац СнгПр по стратегическому развитию
 В  ближайшие  годы  рынок  СПГ  будет  чрезвычайно   на сжижение. Это не только серьёзное конкурентное пре-
 конкурентным,  работа  на  нем  –  и  вызов,  и  отличная   имущество, но и важный шаг по снижению зависимости
 школа.  Рынок  становится  все  более  гибким,  похожим   от импортного оборудования, что особенно актуально в   «Оценивать такой проект и сложно и легко одновремен-  то  и  не  повезёт  –  будет  перегрузка.    В  ту  же  Испанию
 на нефтяной, и требует соответствующих гибких и кре-  условиях усиливающихся санкций».  но. Проект, безусловно, уникальный.  будут покупать в промежуточных портах – в Роттердаме,
                                  Построен уникальный завод в сложнейших условиях.   например. Для восточных направлений уже обсуждают
                                Создана  вся  необходимая  инфраструктура.  Те  же  аме-  создание  собственной  перевалки  на  Камчатке  или  Ку-
 грайфер валерий иСаакович,     риканцы на Аляске – там, где они собирались строить   рилах. Конечно, лучше бы самим строить танкеры ледо-
 председатель Совета директоров оао «лукойл»; председатель Совета директоров ао «ритэк»  такие  мощности,  терминалы  –  под  многочисленными   кольного типа. Но, тем не менее, на первом этапе при-
                                предлогами так и не построили пока ничего подобного.   шлось обращаться к крупным опытным игрокам. Думаю,
                                А ведь условия там гораздо менее тяжёлые. А Россия не   воли хватит у нашего Президента, и построят танкеры
 «Это больная точка для меня. Я был связан с этим регио-  Затем по мере приближения к Парижу давление в трубоп-  побоялась.  нужного класса в России. И очень скоро будут возить газ
 ном ещё до того, как там всё это началось. Мы добываем   роводе падает, происходит испарение жидкости и в Париж   Построены уникальные танкеры. Специально для ра-  только под российским флагом.
 там нефть и отправляем её Северным морским путём в   приходит уже обычный трубный газ. Мне эта технология   боты в арктических условиях.  Таким образом, созданы уникальные предпосылки для
 Мурманск.   показалась тогда интересной.   С  точки  зрения  экономики  проводка  такого  танкера   развития  множества  направлений  и  проектов  в  науке,
 Поэтому  я  знал  то  место,  знал  запасы  и  понимал,  что   Безусловно,  запасы  газа,  подтверждённые  на  Южно-  по Северному морскому пути не то же самое, что везти   технологиях, бизнесе.
 будущее  этого  региона  значительное.  Я  предпринимал   Тамбейском месторождении, это важнейший для страны   из Австралии в Японию. Там два раза экватор пересечь,   Вообще уже давно настало время создать индустрию
 меры,  чтобы  получить  лицензию  на  эту  часть  Обской   ресурс, которые будет задействован в ближайшее время.  Нептуна встретить. А здесь Нептуна нет. Кроме Дедушки   транспортировки  сжиженного  газа  трубопроводным
 губы. Но поддержки, к сожалению, не нашёл.   Надеюсь, что там будет построен и газоперерабатываю-  Мороза никого нет. Но при этом факт остаётся фактом,   транспортом. Хочется верить, что запуск первой очереди
 В первый раз с технологией СПГ я столкнулся во Фран-  щий завод, чтобы не весь газ сжижать, а осуществлять до   что  из  Австралии  в  Великобританию  гораздо  дольше   «Ямал СПГ» даст нужный импульс в этом направлении.
 ции. Мы были на одном конгрессе в Бресте. В порт пришёл   сжижения газофракционирование и обеспечивать, таким   придётся плыть, или идти – как это правильно говорить.   И  если  для  таких  проектов  можно  применить  слово
 газовоз из Алжира. Мы наблюдали в порту, как сжижен-  образом, необходимыми ресурсами отечественные нефте-  Поэтому наши танкеры все равно в Великобритании бу-  Красивый – это самый Красивый проект прошлого года.
 ный газ насосами с судна закачивается в продуктопровод.   химические производства».   дут раньше. А дальше танкером ледокольного типа ник-  И может быть даже десятилетия».

 30                                                                                                                          31
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36