Page 31 - №1-2021
P. 31
ПАРТНЕР ПАРТНЕР
Наталья Силкина, Анатолий Замрий
яМал спГ: Мнение ЭКсперТов
ЭкСпЕРтНО-АНАлИтИчЕСкОгО цЕНтРА СОюзА
НЕфтЕгАзОпРОмышлЕННИкОв РОССИИ
«ямал спг» – перВый заВод пао «ноВатэк» по сжижению природного газа. проект предполагает
запуск трёх технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн спг В год.
произВодстВо на перВой технологической линии заВода началось 8 декабря. запуск Второй
и третьей линий запланироВан на конец 2018 года и 2019 года. В дальнейшем будет запущена
четВёртая линия. наша команда на протяжении нескольких недель собирала комментарии
аВторитетных лиц отрасли на тему запуска проекта «ямал спг», о перспектиВах его разВития, а
также о его значимости для отрасли и российской экономики В целом.
миТрова ТаТьяна алекСеевна,
директор энергетического центра московской школы управления «Сколково»
«На мой взгляд, это действительно исторический про- ативных стратегий от игроков, желающих получить на
рыв для российской газовой отрасли. Первый завод СПГ, нем сильные позиции. Клиентоориентированный под-
построенный под проектным управлением российской ход, развитие трейдинговых подразделений, максималь-
команды строго в срок и в рамках запланированного бюд- ное сокращение затрат и оптимизация логистики, выход
жета – во всей мировой СПГ-индустрии такие примеры по в даунстрим с целью создания новых рынков – все это
пальцам можно пересчитать, а уж для суровых арктичес- становится непременным условием успешного развития
ких условий – это вообще уникальный опыт, заслуживаю- СПГ-бизнеса.
щий восхищения. Что касается перспектив дальнейшего развития, то сто-
Какие преимущества мы получаем? Выход на рынки ит отметить, что «НОВАТЭК» уже заявил о планах расши-
СПГ, которые в последние годы растут заметно быстрее рения в рамках проекта «Арктик СПГ», благо ресурсная
рынка сетевого газа, расширение грузопотока по Севмор- база и возможности по расширению завода это позво-
пути и, соответственно, импульс для развития его инфра- ляют. А главное, были озвучены уже очень амбициозные
структуры, а главное – стимул для развития всего комп- цели по внедрению в этом проекте новой технологии, ко- СТанев владимир СТаниСлавович,
лекса отечественных технологий СПГ. торая позволит существенно, на 30%, сократить затраты вице-президент эац СнгПр по стратегическому развитию
В ближайшие годы рынок СПГ будет чрезвычайно на сжижение. Это не только серьёзное конкурентное пре-
конкурентным, работа на нем – и вызов, и отличная имущество, но и важный шаг по снижению зависимости
школа. Рынок становится все более гибким, похожим от импортного оборудования, что особенно актуально в «Оценивать такой проект и сложно и легко одновремен- то и не повезёт – будет перегрузка. В ту же Испанию
на нефтяной, и требует соответствующих гибких и кре- условиях усиливающихся санкций». но. Проект, безусловно, уникальный. будут покупать в промежуточных портах – в Роттердаме,
Построен уникальный завод в сложнейших условиях. например. Для восточных направлений уже обсуждают
Создана вся необходимая инфраструктура. Те же аме- создание собственной перевалки на Камчатке или Ку-
грайфер валерий иСаакович, риканцы на Аляске – там, где они собирались строить рилах. Конечно, лучше бы самим строить танкеры ледо-
председатель Совета директоров оао «лукойл»; председатель Совета директоров ао «ритэк» такие мощности, терминалы – под многочисленными кольного типа. Но, тем не менее, на первом этапе при-
предлогами так и не построили пока ничего подобного. шлось обращаться к крупным опытным игрокам. Думаю,
А ведь условия там гораздо менее тяжёлые. А Россия не воли хватит у нашего Президента, и построят танкеры
«Это больная точка для меня. Я был связан с этим регио- Затем по мере приближения к Парижу давление в трубоп- побоялась. нужного класса в России. И очень скоро будут возить газ
ном ещё до того, как там всё это началось. Мы добываем роводе падает, происходит испарение жидкости и в Париж Построены уникальные танкеры. Специально для ра- только под российским флагом.
там нефть и отправляем её Северным морским путём в приходит уже обычный трубный газ. Мне эта технология боты в арктических условиях. Таким образом, созданы уникальные предпосылки для
Мурманск. показалась тогда интересной. С точки зрения экономики проводка такого танкера развития множества направлений и проектов в науке,
Поэтому я знал то место, знал запасы и понимал, что Безусловно, запасы газа, подтверждённые на Южно- по Северному морскому пути не то же самое, что везти технологиях, бизнесе.
будущее этого региона значительное. Я предпринимал Тамбейском месторождении, это важнейший для страны из Австралии в Японию. Там два раза экватор пересечь, Вообще уже давно настало время создать индустрию
меры, чтобы получить лицензию на эту часть Обской ресурс, которые будет задействован в ближайшее время. Нептуна встретить. А здесь Нептуна нет. Кроме Дедушки транспортировки сжиженного газа трубопроводным
губы. Но поддержки, к сожалению, не нашёл. Надеюсь, что там будет построен и газоперерабатываю- Мороза никого нет. Но при этом факт остаётся фактом, транспортом. Хочется верить, что запуск первой очереди
В первый раз с технологией СПГ я столкнулся во Фран- щий завод, чтобы не весь газ сжижать, а осуществлять до что из Австралии в Великобританию гораздо дольше «Ямал СПГ» даст нужный импульс в этом направлении.
ции. Мы были на одном конгрессе в Бресте. В порт пришёл сжижения газофракционирование и обеспечивать, таким придётся плыть, или идти – как это правильно говорить. И если для таких проектов можно применить слово
газовоз из Алжира. Мы наблюдали в порту, как сжижен- образом, необходимыми ресурсами отечественные нефте- Поэтому наши танкеры все равно в Великобритании бу- Красивый – это самый Красивый проект прошлого года.
ный газ насосами с судна закачивается в продуктопровод. химические производства». дут раньше. А дальше танкером ледокольного типа ник- И может быть даже десятилетия».
30 31