Page 30 - №1-2021
P. 30

ПАРТНЕР                                                                                                                                                                                                                                    ПАРТНЕР




             Наталья Силкина, Анатолий Замрий
              яМал спГ: Мнение ЭКсперТов




              ЭкСпЕРтНО-АНАлИтИчЕСкОгО цЕНтРА СОюзА



              НЕфтЕгАзОпРОмышлЕННИкОв РОССИИ






             «ямал спг» – перВый заВод пао «ноВатэк» по сжижению природного газа. проект предполагает
             запуск трёх технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн спг В год.
             произВодстВо на перВой технологической линии заВода началось 8 декабря. запуск Второй
             и третьей линий запланироВан на конец 2018 года и 2019 года. В дальнейшем будет запущена
             четВёртая линия. наша команда на протяжении нескольких недель собирала комментарии
             аВторитетных лиц отрасли на тему запуска проекта «ямал спг», о перспектиВах его разВития, а
             также о его значимости для отрасли и российской экономики В целом.

              миТрова ТаТьяна алекСеевна,
              директор энергетического центра московской школы управления «Сколково»


                                «На  мой  взгляд,  это  действительно  исторический  про-  ативных  стратегий  от  игроков,  желающих  получить  на
                                рыв для российской газовой отрасли. Первый завод СПГ,   нем  сильные  позиции.  Клиентоориентированный  под-
                                построенный  под  проектным  управлением  российской   ход, развитие трейдинговых подразделений, максималь-
                                команды строго в срок и в рамках запланированного бюд-  ное сокращение затрат и оптимизация логистики, выход
                                жета – во всей мировой СПГ-индустрии такие примеры по   в  даунстрим  с целью  создания новых  рынков  –  все это
                                пальцам можно пересчитать, а уж для суровых арктичес-  становится непременным условием успешного развития
                                ких условий – это вообще уникальный опыт, заслуживаю-  СПГ-бизнеса.
                                щий восхищения.                                  Что касается перспектив дальнейшего развития, то сто-
                                  Какие  преимущества  мы  получаем?  Выход  на  рынки   ит отметить, что «НОВАТЭК» уже заявил о планах расши-
                                СПГ,  которые  в  последние  годы  растут  заметно  быстрее   рения в рамках проекта «Арктик СПГ», благо ресурсная
                                рынка сетевого газа, расширение грузопотока по Севмор-  база  и  возможности  по  расширению  завода  это  позво-
                                пути и, соответственно, импульс для развития его инфра-  ляют. А главное, были озвучены уже очень амбициозные
                                структуры, а главное – стимул для развития всего комп-  цели по внедрению в этом проекте новой технологии, ко-         СТанев владимир СТаниСлавович,
                                лекса отечественных технологий СПГ.             торая позволит существенно, на 30%, сократить затраты                  вице-президент эац СнгПр по стратегическому развитию
                                  В  ближайшие  годы  рынок  СПГ  будет  чрезвычайно   на сжижение. Это не только серьёзное конкурентное пре-
                                конкурентным,  работа  на  нем  –  и  вызов,  и  отличная   имущество, но и важный шаг по снижению зависимости
                                школа.  Рынок  становится  все  более  гибким,  похожим   от импортного оборудования, что особенно актуально в                          «Оценивать такой проект и сложно и легко одновремен-  то  и  не  повезёт  –  будет  перегрузка.    В  ту  же  Испанию
                                на нефтяной, и требует соответствующих гибких и кре-  условиях усиливающихся санкций».                                                  но. Проект, безусловно, уникальный.             будут покупать в промежуточных портах – в Роттердаме,
                                                                                                                                                                          Построен уникальный завод в сложнейших условиях.   например. Для восточных направлений уже обсуждают
                                                                                                                                                                        Создана  вся  необходимая  инфраструктура.  Те  же  аме-  создание  собственной  перевалки  на  Камчатке  или  Ку-
              грайфер валерий иСаакович,                                                                                                                                риканцы на Аляске – там, где они собирались строить   рилах. Конечно, лучше бы самим строить танкеры ледо-
              председатель Совета директоров оао «лукойл»; председатель Совета директоров ао «ритэк»                                                                    такие  мощности,  терминалы  –  под  многочисленными   кольного типа. Но, тем не менее, на первом этапе при-
                                                                                                                                                                        предлогами так и не построили пока ничего подобного.   шлось обращаться к крупным опытным игрокам. Думаю,
                                                                                                                                                                        А ведь условия там гораздо менее тяжёлые. А Россия не   воли хватит у нашего Президента, и построят танкеры
                                «Это больная точка для меня. Я был связан с этим регио-  Затем по мере приближения к Парижу давление в трубоп-                          побоялась.                                      нужного класса в России. И очень скоро будут возить газ
                                ном ещё до того, как там всё это началось. Мы добываем   роводе падает, происходит испарение жидкости и в Париж                           Построены уникальные танкеры. Специально для ра-  только под российским флагом.
                                там нефть и отправляем её Северным морским путём в   приходит уже обычный трубный газ. Мне эта технология                               боты в арктических условиях.                     Таким образом, созданы уникальные предпосылки для
                                Мурманск.                                       показалась тогда интересной.                                                              С  точки  зрения  экономики  проводка  такого  танкера   развития  множества  направлений  и  проектов  в  науке,
                                Поэтому  я  знал  то  место,  знал  запасы  и  понимал,  что   Безусловно,  запасы  газа,  подтверждённые  на  Южно-                    по Северному морскому пути не то же самое, что везти   технологиях, бизнесе.
                                будущее  этого  региона  значительное.  Я  предпринимал   Тамбейском месторождении, это важнейший для страны                            из Австралии в Японию. Там два раза экватор пересечь,   Вообще уже давно настало время создать индустрию
                                меры,  чтобы  получить  лицензию  на  эту  часть  Обской   ресурс, которые будет задействован в ближайшее время.                        Нептуна встретить. А здесь Нептуна нет. Кроме Дедушки   транспортировки  сжиженного  газа  трубопроводным
                                губы. Но поддержки, к сожалению, не нашёл.       Надеюсь, что там будет построен и газоперерабатываю-                                   Мороза никого нет. Но при этом факт остаётся фактом,   транспортом. Хочется верить, что запуск первой очереди
                                  В первый раз с технологией СПГ я столкнулся во Фран-  щий завод, чтобы не весь газ сжижать, а осуществлять до                         что  из  Австралии  в  Великобританию  гораздо  дольше   «Ямал СПГ» даст нужный импульс в этом направлении.
                                ции. Мы были на одном конгрессе в Бресте. В порт пришёл   сжижения газофракционирование и обеспечивать, таким                           придётся плыть, или идти – как это правильно говорить.   И  если  для  таких  проектов  можно  применить  слово
                                газовоз из Алжира. Мы наблюдали в порту, как сжижен-  образом, необходимыми ресурсами отечественные нефте-                              Поэтому наши танкеры все равно в Великобритании бу-  Красивый – это самый Красивый проект прошлого года.
                                ный газ насосами с судна закачивается в продуктопровод.   химические производства».                                                     дут раньше. А дальше танкером ледокольного типа ник-  И может быть даже десятилетия».

              30                                                                                                                                                                                                                                                      31
   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35