Page 53 - ИЕ_02_2025
P. 53

И.А. Близнец, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой интеллектуальной собственности Московского университета им. А.С. Грибоедова, профессор кафедры интеллек-
 туальных прав МГЮА им. Кутафина, член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ ВШЭ

 М.В. Тюнина, к.ю.н., доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования факультета таможенного дела Российской таможенной академии, доцент кафедры института
 внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН




 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ





 ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ



 СРЕДСТВАМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЕАЭС






 В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
 ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СРЕДСТВАМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
 СОЮЗЕ (ДАЛЕЕ – ЕАЭС, СОЮЗ). АВТОРЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ, ЧТО НОВАЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
 НА ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТРОЕНА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТНЫХ, ГИБКИХ И БЕЗОПАСНЫХ
 РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧАТ ПРЯМОЕ КРУГЛОСУТОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ
 И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ. ПРИ ЭТОМ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОЦЕНИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ И ВАРИАНТЫ
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПОИСКА ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ВНЕШНЕГО   гиональными организациями. Двусторонние соглашения по со-  ЕАЭС. Правовая определенность, связанная с охранными доку-
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ. В СВЯЗИ ЭТИМ АВТОРЫ ДЕЛАЮТ ВЫВОД, ЧТО ВЕДОМСТВАМ СТРАН   трудничеству с государствами, не являющимися членами ЕАЭС,   ментами иностранного происхождения, также важна для мест-
                                                                  ных правообладателей и потенциальных конкурентов, посколь-
            ориентированы на долгосрочную перспективу и стратегическое
 ЕАЭС НЕОБХОДИМО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ТЕСНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НЕ ТОЛЬКО МЕЖДУ СОБОЙ,   партнерство и призваны повысить эффективность глобальной   ку они должны иметь ясность в отношении предоставляемого
 НО И ОТКРЫТОМУ ОБЩЕНИЮ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА СРЕДСТВА   интеллектуальной  системы,  а  также  улучшить  качество  предо-  объема охраны, чтобы избежать развития технологий, наруша-
 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИВЛЕКАТЬ К УЧАСТИЮ В СВОИХ ИНИЦИАТИВАХ ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ   ставления услуг пользователям и правовую определенность.   ющих права других лиц.
 СТОРОНЫ.     Международная политика сотрудничества с государствами,   Вместе с тем правовая надежность процесса выдачи охранных
            которые не являются членами ЕАЭС, включает в себя два основ-  документов в ЕАЭС должна обеспечить высокую степень право-
            ных принципа:                                         вой определенности для пользователей.
                                                                    Охранные документы на средства индивидуализации должны
 поисках  путей  оптимизации  процесса  предо-  иметь выход на техническую поддержку и в программу   1 Техническое сотрудничество  соответствовать высокому международному уровню охраны  и
 ставления правовой охраны средствам индиви-  онлайн-поддержки. Для  экспертов  стран ЕАЭС работа в   ЕАЭС целесообразно вырабатывать политику, направленную   иметь высокую экономическую ценность. Таким образом, выда-
 дуализации в ЕАЭС, а также в целях упрощения   такой электронной системе значительно упростит соблю-  на техническое сотрудничество с любыми ведомствами в сфе-  ча охранного документа на средство индивидуализации в ЕАЭС
 В вовых процедур и для повышения привле-  дение сроков по проведению процедур поиска и эксперти-  ре  охраны  прав  на  объекты  интеллектуальной  собственности   через инновационную систему будет являться простым, своев-
 пра
 кательности получения такой охраны, функционирует   зы и даст возможность просматривать общее досье файлов   (ОИС) во всем мире. Основой взаимодействия будет являться   ременным и экономически эффективным способом достижения
 коалиция из пяти стран Союза, целью которой является,   любого заявителя, включая статус каждого документа в   обмен данными и использование общих инструментов для реги-  высокого уровня охраны прав на средства индивидуализации в
 в том числе, создание новой системы правовой охраны   портфеле и наиболее вероятные последующие действия,   страции прав на средства индивидуализации.  юрисдикции ЕАЭС.
 средствам индивидуализации. Сотрудничество между ве-  а также ожидаемые сроки до получения разрешения или   Представляется, что ведомствам стран ЕАЭС необходимо уде-
 домствами стран Союза в данной сфере в первую очередь   отказа по заявкам.  2 Укрепление партнерства  лять большое внимание не только тесному взаимодействию меж-
 направлено на улучшение информированности пользова-  Вместе с тем профильным экспертам стран ЕАЭС со-  Программа усиленного партнерства должна основываться на   ду собой, но и открытому общению с другими участниками про-
 И.А. Близнец  телей/правообладателей,  на  повышение  эффективности   вместно с другими ведомствами стран ЕАЭС для эффек-  техническом сотрудничестве и стремлении к созданию амбици-  цесса коммерциализации прав на средства индивидуализации,
 делопроизводства по заявкам, а также на улучшение каче-  тивного использования прав на средства индивидуали-  озных долгосрочных партнерских отношений с новыми мировы-  а также необходимо привлекать к участию в своих инициативах
 ства и удобства использования систем правовой охраны   зации необходимо оценить целесообразность создания   ми инновационными центрами. Партнерство целесообразно как   заинтересованные стороны. Вместе с тем необходим структури-
 средствами индивидуализации.  и внедрения общих электронных инструментов, а также   в развитии национальной системы охраны прав на средства ин-  рованный вклад и сформированная обратная связь от участни-
 Важно  отметить,  что  новая  пользовательская  среда   оценить потенциальные пути и варианты взаимодействия   дивидуализации, так и в обеспечении поддержания передового   ков внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стран ЕАЭС, что-
 на территории ЕАЭС должна быть построена на осно-  в области поиска внутриведомственных инструментов, а   уровня предоставляемых услуг для заявителей в странах ЕАЭС.  бы улучшить систему международного взаимодействия в целом.
 ве стандартных, гибких и безопасных решений, которые   также инструментов для внешнего взаимодействия с пра-  Важно подчеркнуть, что охранные документы ЕАЭС, выдан-  Привлечение ключевых заинтересованных сторон, в том числе
 обеспечат прямое круглосуточное взаимодействие между   вообладателями. Данные изменения позволят Союзу стать   ные нерезидентам, являются стимулом для прямых иностранных   участников ВЭД, имеет жизненно важное значение для обеспе-
 правообладателями и пользователями последовательным,   одним из ведущих мировых интеграционных объединений   инвестиций и для передачи новых технологий при условии, что   чения развития глобальной системы охраны прав на средства
 надежным и защищенным образом. Необходимо создать   в сфере охраны прав на средства индивидуализации.   инвесторы могут полагаться на юридическую определенность, а   индивидуализации в соответствии с потребностями пользова-
 новою онлайн-платформу для совместной работы экс-  В настоящее время ЕАЭС подписало соглашения о со-  заявители – на юридическую определенность в отношении спо-  телей, поскольку в противном случае невозможно оценить каче-
 М.В. Тюнин  пертов стран ЕАЭС по поданным заявкам, которая будет   трудничестве со многими мировыми государствами и ре-  собности  обеспечивать  соблюдение  своих  прав  на  территории   ство предоставляемых услуг.

 50 I  ЛЕТО 2025                                                                                               ЛЕТО 2025  I  51
   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57   58