Page 53 - ИЕ_02_2025
P. 53
И.А. Близнец, д.ю.н., профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой интеллектуальной собственности Московского университета им. А.С. Грибоедова, профессор кафедры интеллек-
туальных прав МГЮА им. Кутафина, член кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву, смежным, культурным и информационным правам НИУ ВШЭ
М.В. Тюнина, к.ю.н., доцент кафедры таможенных доходов и тарифного регулирования факультета таможенного дела Российской таможенной академии, доцент кафедры института
внешнеэкономической безопасности и таможенного дела РУДН
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ
СРЕДСТВАМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЕАЭС
В ДАННОЙ СТАТЬЕ РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОИСКОМ ПУТЕЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ СРЕДСТВАМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
СОЮЗЕ (ДАЛЕЕ – ЕАЭС, СОЮЗ). АВТОРЫ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЕ, ЧТО НОВАЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА
НА ТЕРРИТОРИИ ЕАЭС ДОЛЖНА БЫТЬ ПОСТРОЕНА НА ОСНОВЕ СТАНДАРТНЫХ, ГИБКИХ И БЕЗОПАСНЫХ
РЕШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОБЕСПЕЧАТ ПРЯМОЕ КРУГЛОСУТОЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ
И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ. ПРИ ЭТОМ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ОЦЕНИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ И ВАРИАНТЫ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЛАСТИ ПОИСКА ВНУТРИВЕДОМСТВЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ДЛЯ ВНЕШНЕГО гиональными организациями. Двусторонние соглашения по со- ЕАЭС. Правовая определенность, связанная с охранными доку-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ. В СВЯЗИ ЭТИМ АВТОРЫ ДЕЛАЮТ ВЫВОД, ЧТО ВЕДОМСТВАМ СТРАН трудничеству с государствами, не являющимися членами ЕАЭС, ментами иностранного происхождения, также важна для мест-
ных правообладателей и потенциальных конкурентов, посколь-
ориентированы на долгосрочную перспективу и стратегическое
ЕАЭС НЕОБХОДИМО УДЕЛЯТЬ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ТЕСНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ НЕ ТОЛЬКО МЕЖДУ СОБОЙ, партнерство и призваны повысить эффективность глобальной ку они должны иметь ясность в отношении предоставляемого
НО И ОТКРЫТОМУ ОБЩЕНИЮ С ДРУГИМИ УЧАСТНИКАМИ ПРОЦЕССА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ПРАВ НА СРЕДСТВА интеллектуальной системы, а также улучшить качество предо- объема охраны, чтобы избежать развития технологий, наруша-
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИВЛЕКАТЬ К УЧАСТИЮ В СВОИХ ИНИЦИАТИВАХ ВСЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫЕ ставления услуг пользователям и правовую определенность. ющих права других лиц.
СТОРОНЫ. Международная политика сотрудничества с государствами, Вместе с тем правовая надежность процесса выдачи охранных
которые не являются членами ЕАЭС, включает в себя два основ- документов в ЕАЭС должна обеспечить высокую степень право-
ных принципа: вой определенности для пользователей.
Охранные документы на средства индивидуализации должны
поисках путей оптимизации процесса предо- иметь выход на техническую поддержку и в программу 1 Техническое сотрудничество соответствовать высокому международному уровню охраны и
ставления правовой охраны средствам индиви- онлайн-поддержки. Для экспертов стран ЕАЭС работа в ЕАЭС целесообразно вырабатывать политику, направленную иметь высокую экономическую ценность. Таким образом, выда-
дуализации в ЕАЭС, а также в целях упрощения такой электронной системе значительно упростит соблю- на техническое сотрудничество с любыми ведомствами в сфе- ча охранного документа на средство индивидуализации в ЕАЭС
В вовых процедур и для повышения привле- дение сроков по проведению процедур поиска и эксперти- ре охраны прав на объекты интеллектуальной собственности через инновационную систему будет являться простым, своев-
пра
кательности получения такой охраны, функционирует зы и даст возможность просматривать общее досье файлов (ОИС) во всем мире. Основой взаимодействия будет являться ременным и экономически эффективным способом достижения
коалиция из пяти стран Союза, целью которой является, любого заявителя, включая статус каждого документа в обмен данными и использование общих инструментов для реги- высокого уровня охраны прав на средства индивидуализации в
в том числе, создание новой системы правовой охраны портфеле и наиболее вероятные последующие действия, страции прав на средства индивидуализации. юрисдикции ЕАЭС.
средствам индивидуализации. Сотрудничество между ве- а также ожидаемые сроки до получения разрешения или Представляется, что ведомствам стран ЕАЭС необходимо уде-
домствами стран Союза в данной сфере в первую очередь отказа по заявкам. 2 Укрепление партнерства лять большое внимание не только тесному взаимодействию меж-
направлено на улучшение информированности пользова- Вместе с тем профильным экспертам стран ЕАЭС со- Программа усиленного партнерства должна основываться на ду собой, но и открытому общению с другими участниками про-
И.А. Близнец телей/правообладателей, на повышение эффективности вместно с другими ведомствами стран ЕАЭС для эффек- техническом сотрудничестве и стремлении к созданию амбици- цесса коммерциализации прав на средства индивидуализации,
делопроизводства по заявкам, а также на улучшение каче- тивного использования прав на средства индивидуали- озных долгосрочных партнерских отношений с новыми мировы- а также необходимо привлекать к участию в своих инициативах
ства и удобства использования систем правовой охраны зации необходимо оценить целесообразность создания ми инновационными центрами. Партнерство целесообразно как заинтересованные стороны. Вместе с тем необходим структури-
средствами индивидуализации. и внедрения общих электронных инструментов, а также в развитии национальной системы охраны прав на средства ин- рованный вклад и сформированная обратная связь от участни-
Важно отметить, что новая пользовательская среда оценить потенциальные пути и варианты взаимодействия дивидуализации, так и в обеспечении поддержания передового ков внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стран ЕАЭС, что-
на территории ЕАЭС должна быть построена на осно- в области поиска внутриведомственных инструментов, а уровня предоставляемых услуг для заявителей в странах ЕАЭС. бы улучшить систему международного взаимодействия в целом.
ве стандартных, гибких и безопасных решений, которые также инструментов для внешнего взаимодействия с пра- Важно подчеркнуть, что охранные документы ЕАЭС, выдан- Привлечение ключевых заинтересованных сторон, в том числе
обеспечат прямое круглосуточное взаимодействие между вообладателями. Данные изменения позволят Союзу стать ные нерезидентам, являются стимулом для прямых иностранных участников ВЭД, имеет жизненно важное значение для обеспе-
правообладателями и пользователями последовательным, одним из ведущих мировых интеграционных объединений инвестиций и для передачи новых технологий при условии, что чения развития глобальной системы охраны прав на средства
надежным и защищенным образом. Необходимо создать в сфере охраны прав на средства индивидуализации. инвесторы могут полагаться на юридическую определенность, а индивидуализации в соответствии с потребностями пользова-
новою онлайн-платформу для совместной работы экс- В настоящее время ЕАЭС подписало соглашения о со- заявители – на юридическую определенность в отношении спо- телей, поскольку в противном случае невозможно оценить каче-
М.В. Тюнин пертов стран ЕАЭС по поданным заявкам, которая будет трудничестве со многими мировыми государствами и ре- собности обеспечивать соблюдение своих прав на территории ство предоставляемых услуг.
50 I ЛЕТО 2025 ЛЕТО 2025 I 51