Page 31 - №4-1 2023
P. 31

№1 (4) весна 2023 г.                                                                                              №1 (4) весна 2023 г.



               Китайская интеграционная инициатива не уникальна — су-  составляющая проекта.  В  настоящее время 90%  всех  нефтега-
 Айдер Куртмулаев, главный редактор журнала «Индустрия Евразии»  ществует ещё ряд эффективных интеграционных инициатив:   зовых поставок в страну идут морем, что делает их уязвимыми
            ЕАЭС (Евразийский экономический союз), индийский проект
                                                                  и небезопасными, имея в ввиду напряженную ситуацию в Юж-
 ГЛОБАЛЬНОЕ   «Идти на  Запад» (Go-West), казахстанская инфраструктурная   но-Китайском море, пиратство в Аденском заливе и Малаккском
                                                                  проливе, контроль военно-морского флота США над коммуни-
            программа «Светлый путь» («Нурлы жол»), АСЕАН, Турция (со-
            пряжение с проектом «Центральный коридор»), Монголия (про-
                                                                  кациями в Индийском океане и возможность их блокирования
                                                                  в свете обострившихся торговых отношений между КНР и США,
            грамма «Путь развития»), Вьетнам (проект «Два коридора, один
            круг»), Великобритания (стратегия Northern Powerhouse), Поль-
                                                                  костями» — Ормузским и Малаккским проливами. Через Ормуз-
            ша (план «Янтарный путь») и  другие.                  необходимость прохождения ненадежными геополитически «уз-
 ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ:  в марте 2023 года российский лидер подчеркнул, что «за послед-  фтяного импорта.
                                                                  ский и Малаккский проливы проходит более 80% китайского не-
               В  ходе переговоров с  Председателем КНР Си  Цзиньпином
                                                                    Сухопутная составляющая инициативы «Один пояс, один
            ние годы Китай сделал колоссальный рывок вперед в своём раз-
            витии».
                                                                  путь»  — программа «Экономический пояс шёлкового пути».
                                                                  Его стратегия предполагает, прежде всего, создание надёжного
               Инициатива «Один пояс — один путь» объединяет две со-
            ставляющие: сухопутную  — «Экономический пояс шёлкового
                                                                  тай. КНР рассматривает Центральную Азию в качестве надёж-
            пути» (ЭПШП) и морскую — «Морской шёлковый путь 21 века»   коридора поставок энергоресурсов из Центральной Азии в Ки-
 ЭНЕРГИЯ ИДЁТ НА ЮГО-ВОСТОК  ские инвестиционные проекты, призванные, помимо коммер-  та энергетического сырья для континентальных стран региона,
            (МШП). В  обеих составляющих явно доминируют энергетиче-
                                                                  ного поставщика нефти и газа (поскольку других вариантов сбы-
                                                                  не  обладающих необходимыми инвестиционными ресурсами
            ческой выгоды, повысить энергетическую безопасность самого
                                                                  и  материальной базой, не  существует) в  удалённые от  побере-
            Китая, диверсифицировать источники снабжения энергоресур-
            сами, сделав их более надёжными и управляемыми. Наибольшее
            практическое значение для китайской энергетики имеет морская   жья западные районы страны, а также в качестве альтернатив-
                                                                  ного поставщика на случай блокирования морских маршрутов.
 СЛОЖИВШАЯСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
 СУЩЕСТВЕННО ПОВЛИЯЛА НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ
 СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ВСЁМ МИРЕ И ТРЕБУЕТ
 НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕСМОТРА СУЩЕСТВОВАВШИХ СВЯЗЕЙ,
 НО И АКТИВНОГО РАСШИРЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
 НА НОВЫХ РАСТУЩИХ РЫНКАХ.


 «Р азворот на  Восток», которому в  нашей



 стране в последние годы уделялось суще-
 ственное внимание, стал главным векто-
 ром диверсификации экономических свя-
 зей в условиях антироссийских санкций.


 КИТАЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
 Идея «Пояс и путь», о которой председатель Си Цзиньпин
 впервые объявил в Астане в 2013 году — крупнейший инфра-
 структурный проект в  истории человечества. Он  охватывает
 более 70 стран, более двух третей населения мира и более 40%
 мирового ВВП. Планируемый общий объём инвестиций в  эту
 глобальную проектную сеть — более 1 триллиона долларов. Суть
 мегапроекта — поиск, формирование и продвижение новой мо-
 дели международного сотрудничества и развития на богатой ре-
 сурсами территории, где проживает 63% населения планеты.
 «Экономический пояс Шёлкового пути» — это сухопутные ин-
 фраструктурные коридоры, расположенные на древнем караван-
 ном пути, связывавшем Китай, Центральную и Западную Азию,
 Ближний Восток и Европу. Конечная цель инициативы — инте-
 грация региона в единое экономическое пространство путём соз-
 дания инфраструктуры, расширения торговых и  гуманитарных
 обменов. Помимо регионов, расположенных на  историческом
 Шелковом пути, «пояс» охватывает также Южную и  Юго-Вос-
 точную Азию. Соглашения о сотрудничестве с Китаем подписали
 124 страны и 29 международных организаций.



 28                                                                                                                           29
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36