Page 31 - №4-1 2023
P. 31
№1 (4) весна 2023 г. №1 (4) весна 2023 г.
Китайская интеграционная инициатива не уникальна — су- составляющая проекта. В настоящее время 90% всех нефтега-
Айдер Куртмулаев, главный редактор журнала «Индустрия Евразии» ществует ещё ряд эффективных интеграционных инициатив: зовых поставок в страну идут морем, что делает их уязвимыми
ЕАЭС (Евразийский экономический союз), индийский проект
и небезопасными, имея в ввиду напряженную ситуацию в Юж-
ГЛОБАЛЬНОЕ «Идти на Запад» (Go-West), казахстанская инфраструктурная но-Китайском море, пиратство в Аденском заливе и Малаккском
проливе, контроль военно-морского флота США над коммуни-
программа «Светлый путь» («Нурлы жол»), АСЕАН, Турция (со-
пряжение с проектом «Центральный коридор»), Монголия (про-
кациями в Индийском океане и возможность их блокирования
в свете обострившихся торговых отношений между КНР и США,
грамма «Путь развития»), Вьетнам (проект «Два коридора, один
круг»), Великобритания (стратегия Northern Powerhouse), Поль-
костями» — Ормузским и Малаккским проливами. Через Ормуз-
ша (план «Янтарный путь») и другие. необходимость прохождения ненадежными геополитически «уз-
ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ: в марте 2023 года российский лидер подчеркнул, что «за послед- фтяного импорта.
ский и Малаккский проливы проходит более 80% китайского не-
В ходе переговоров с Председателем КНР Си Цзиньпином
Сухопутная составляющая инициативы «Один пояс, один
ние годы Китай сделал колоссальный рывок вперед в своём раз-
витии».
путь» — программа «Экономический пояс шёлкового пути».
Его стратегия предполагает, прежде всего, создание надёжного
Инициатива «Один пояс — один путь» объединяет две со-
ставляющие: сухопутную — «Экономический пояс шёлкового
тай. КНР рассматривает Центральную Азию в качестве надёж-
пути» (ЭПШП) и морскую — «Морской шёлковый путь 21 века» коридора поставок энергоресурсов из Центральной Азии в Ки-
ЭНЕРГИЯ ИДЁТ НА ЮГО-ВОСТОК ские инвестиционные проекты, призванные, помимо коммер- та энергетического сырья для континентальных стран региона,
(МШП). В обеих составляющих явно доминируют энергетиче-
ного поставщика нефти и газа (поскольку других вариантов сбы-
не обладающих необходимыми инвестиционными ресурсами
ческой выгоды, повысить энергетическую безопасность самого
и материальной базой, не существует) в удалённые от побере-
Китая, диверсифицировать источники снабжения энергоресур-
сами, сделав их более надёжными и управляемыми. Наибольшее
практическое значение для китайской энергетики имеет морская жья западные районы страны, а также в качестве альтернатив-
ного поставщика на случай блокирования морских маршрутов.
СЛОЖИВШАЯСЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
СУЩЕСТВЕННО ПОВЛИЯЛА НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО ВО ВСЁМ МИРЕ И ТРЕБУЕТ
НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕСМОТРА СУЩЕСТВОВАВШИХ СВЯЗЕЙ,
НО И АКТИВНОГО РАСШИРЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НА НОВЫХ РАСТУЩИХ РЫНКАХ.
«Р азворот на Восток», которому в нашей
стране в последние годы уделялось суще-
ственное внимание, стал главным векто-
ром диверсификации экономических свя-
зей в условиях антироссийских санкций.
КИТАЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ
Идея «Пояс и путь», о которой председатель Си Цзиньпин
впервые объявил в Астане в 2013 году — крупнейший инфра-
структурный проект в истории человечества. Он охватывает
более 70 стран, более двух третей населения мира и более 40%
мирового ВВП. Планируемый общий объём инвестиций в эту
глобальную проектную сеть — более 1 триллиона долларов. Суть
мегапроекта — поиск, формирование и продвижение новой мо-
дели международного сотрудничества и развития на богатой ре-
сурсами территории, где проживает 63% населения планеты.
«Экономический пояс Шёлкового пути» — это сухопутные ин-
фраструктурные коридоры, расположенные на древнем караван-
ном пути, связывавшем Китай, Центральную и Западную Азию,
Ближний Восток и Европу. Конечная цель инициативы — инте-
грация региона в единое экономическое пространство путём соз-
дания инфраструктуры, расширения торговых и гуманитарных
обменов. Помимо регионов, расположенных на историческом
Шелковом пути, «пояс» охватывает также Южную и Юго-Вос-
точную Азию. Соглашения о сотрудничестве с Китаем подписали
124 страны и 29 международных организаций.
28 29