Отношения в сфере поставок данных энергоресурсов сегодня будут регулироваться двусторонними соглашениями.
Адамкул Орокеевич, договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу в начале 2015 года. Каковы результаты деятельности в сфере ТЭК? В чем отличительная особенность взаимодействия членов ЕАЭС?
– В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в целях эффективного использования потенциала топливно-энергетических комплексов государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику, осуществляют поэтапное формирование общих рынков энергетических ресурсов (электроэнергия, газ, нефть и нефтепродукты).
Эффективному использованию совокупного энергетического потенциала и оптимизации межгосударственных поставок энергоресурсов будет способствовать подписанное в этом году Соглашение о Методологии формирования индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов в рамках Евразийского экономического союза.
В целях формирования общих рынков энергоресурсов в рамках ЕАЭС главами наших государств в 2015-2016 годах утверждены соответствующие концепции, в настоящее время разрабатываются программы, которые будут содержать конкретные мероприятия по формированию рынков.
Создание равных условий ведения хозяйственной деятельности для участников общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС является основой для формирования и развития этих рынков.
В нефтегазовой сфере в рамках общих рынков компании государств-членов смогут осуществлять поставки газа, нефти и нефтепродуктов без количественных ограничений по рыночным ценам, формируемым, в том числе, на биржевых торгах.Что касается конкретных результатов, то можно отметить, например, что объем торговли электроэнергией между государствами – членами ЕАЭС в 2015 году составил 6,3 млрд кВтч (или 0,5 % от суммарного производства электроэнергии). Этот показатель имеет потенциал и предпосылки увеличения в 6-7 раз, исходя из возможностей передающих сетей и экономической заинтересованности участников рынка.
Страны ЕАЭС договорились развивать сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды, ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов, соблюдения баланса экономических интересов субъектов общих рынков энергетических ресурсов. При этом, с учетом значимости сферы энергетики для экономик всех государств – членов ЕАЭС, Стороны договорились, что до формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов отношения в сфере поставок данных энергоресурсов будут регулироваться двусторонними соглашениями, заключенными между ними. В целях организации взаимодействия государств-членов по решению поставленных задач нами созданы консультативные органы по вопросам электроэнергетики, нефти и газа при Евразийской экономической комиссии, работают постоянно действующие рабочие группы по формированию общих рынков энергоресурсов с участием ведущих экспертов стран Союза, налажен диалог с научным и бизнес сообществами, организовано выполнение специальных научно-исследовательских работ. Развитие добросовестной конкуренции посредством обеспечения равного доступа к общим рынкам и системам транспортировки является ключевым.
Какие условия предполагает договор и будет ли обеспечен странам его участницам свободный доступ к нефте- и газотранспортной экспортной инфраструктуре?
– Как я уже отметил, Высшим Евразийским экономическим советом (т.е. Президентами стран ЕАЭС) 8 мая прошлого года утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка, а 31 мая текущего года – Концепции формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
Сегодня мы перешли к следующему шагу, а именно разработке соответствующих программ формирования общих рынков. Программы основываются на следующих принципах, закрепленных в Концепциях: это развитие конкуренции, обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы, отсутствие технических, административных и прочих препятствий торговле энергетическими ресурсами, развитие транспортной инфраструктуры, а также обеспечение недискриминационных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов на общих рынках энергетических ресурсов. Утверждение программы формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС планируется до конца текущего года, программ по газу, нефти и нефтепродуктам – до 1 января 2018 года.
Развитие добросовестной конкуренции посредством обеспечения равного доступа к общим рынкам и системам транспортировки энергоресурсов на основе недискриминационного и прозрачного распределения между участниками рынков свободных мощностей (технических возможностей) этих систем является ключевым при формировании общих рынков и требует принятия единых правил доступа к нефтегазовой и электроэнергетической инфраструктуре, а также правил взаимной торговли.
Проект программы формирования общего электроэнергетического рынка предусматривает разработку таких правил. Также мероприятия программы включают организацию централизованной торговли электроэнергией и формирование системы информационного обмена между субъектами рынка. Завершится выполнение мероприятий программы принятием международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка. Договором о ЕАЭС предусмотрено вступление в силу указанного договора не позднее 1 июля 2019 года.
Мероприятия программ по газу, нефти и нефтепродуктам должны быть выполнены до 1 января 2024 года, по их завершении государства-члены заключат соответствующие международные договоры о формировании общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов Союза, содержащие, в том числе единые правила доступа к системам транспортировки этих энергоресурсов. Планируется, что общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов начнут полноценно функционировать не позднее 1 января 2025 года. В соответствии с Договором о ЕАЭС государства-члены обеспечивают беспрепятственный доступ хозяйствующих субъектов других государств-членов к системам по транспортировке газа, нефти и нефтепродуктов на основе единых принципов, условий и правил. Стороны договорились, что в рамках функционирования общих рынков нефти и нефтепродуктов будут обеспечиваться транспортировка и транзит этих энергоресурсов, в том числе, для экспорта с территории Союза. Договором о Союзе не предусмотрены положения, касающиеся единой внешней политики в отношении третьих стран.
Как ЕЭК будет себя позиционировать на внешних энергетических рынках? Будет ли ЕЭС выступать на международной арене как правопреемник государств-участниц, то есть проводить единую внешнюю энергетическую политику?
– В соответствии с Договором о Союзе государства-члены развивают долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики, проводят скоординированную энергетическую политику. При этом Договором о Союзе не предусмотрены положения, касающиеся единой внешней политики в отношении третьих стран.
Однако в утвержденной Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС в целях содействия энергетической безопасности государств-членов и укрепления их позиций на мировых рынках нефти и нефтепродуктов Стороны договорились:
– способствовать реализации крупных трансграничных инвестиционных проектов в нефтяной сфере;
– содействовать более эффективному позиционированию нефтяной отрасли государств-членов и использованию глобальных цепочек создания стоимости от добычи нефти до переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, увеличению объемов транзита нефти и нефтепродуктов из третьих государств через территории государств-членов;
– формировать инфраструктурные, финансово-экономические и технико-технологические условия для расширения участия хозяйствующих субъектов государств-членов в международной торговле нефтью и нефтепродуктами.
На газовом рынке в соответствующей Концепции отмечено намерение Сторон проводить консультации по вопросам транспортировки и поставки газа в третьи государства по направлениям поставки, в которых государства-члены конкурируют или потенциально могут конкурировать между собой.
Планируется ли создание единой сети экспортных нефте- и газопроводов? Будут ли члены Таможенного союза иметь преимущественный доступ к нефтегазовым активам государств – членов?
– Концепциями не предусмотрено создание единой сети экспортных нефте- и газопроводов. Говорить о ее создании в настоящее время представляется преждевременным, так как формирование общих рыков газа, нефти и нефтепродуктов направлено, в первую очередь, на удовлетворение внутренних потребностей государств – членов Союза в топливно-энергетических ресурсах.
При этом Концепцией формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов предусмотрено, как уже отмечалось, обеспечение транзита и транспортировки нефти и нефтепродуктов, в том числе для экспорта с территории ЕАЭС, а также содействие развитию транспортной инфраструктуры в рамках совместной деятельности.
Если говорить о доступе к нефтегазовой инфраструктуре, то в рамках функционирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов он должен быть обеспечен для всех участников рынков на недискриминационной и равной основе в соответствии с едиными правилами, которые будут включены в соответствующие международные договоры и вступят в силу не позднее 1 января 2025 года.
По вопросу доступа к другим активам нужно отметить, что Концепцией формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС предусмотрено осуществление деятельности в сфере добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов на территории одного государства-члена хозяйствующими субъектами другого государства-члена (включая реализацию совместных проектов).
Каковы основные отличия принципов развития ЕС и ЕАЭС? ЕС начинался как экономическое объединение «угля и стали» ведущих европейских экономик сегодня это огромный 500-та миллионный рынок с перспективами расширения, имеются ли аналогичные или даже более широкие перспективы у ЕАЭС?
– ЕС, объединяющий на сегодняшний день 27 европейских государств, достиг наивысшего уровня интеграции по сравнению с другими интеграционными структурами. Процесс формирования ЕС был длительным и непростым. Идея создания ЕС была высказана ещё в 1950 году. Процесс интеграции начался в 1957 году, когда был создан таможенный союз и единый внутренний рынок и образовано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) 6 стран. В 1986 году был подписан Единый Европейский акт, который предусматривал реализацию 279 мероприятий с целью завершения формирования единого внутреннего рынка к концу декабря 1992 года. В 1992 году состоялось подписание Маастрихтского договора о преобразовании ЕЭС в Европейский союз (12 стран), которое продекларировало создание экономического и валютного союза ЕС, завершившееся 1 января 2002 года введением евро в наличное обращение в 15 странах.
ЕАЭС в отличие от ЕС относительно молодое объединение и процессы интеграции в нем происходят гораздо быстрее. Это можно объяснить двумя факторами – волей руководителей государств-участников и реинтеграционным характером самого объединительного процесса.
В 2000 году был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества или ЕврАзЭС. В 2010 году появилось новое объединение — Таможенный Союз с участием трех государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. В декабре 2010 года был подписан пакет из 17 соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (ЕЭП) трех государств, входящих в ТС. В период с 2011 по 2014 годы было разработано и подписано еще 55 документов для обеспечения полноформатного функционирования ЕЭП.
С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз, состоящий из трех государств, затем к ним присоединилась Кыргызская Республика и др.
Цель ЕАЭС – стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза.
Очевидно, что при создании Евразийского экономического союза мы использовали опыт Евросоюза, который был адаптирован к нашим условиям.
В части энергетики можно отметить следующее. Например, при разработке Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС учитывался опыт создания и регулирования внутреннего рынка электроэнергии Европейского союза. Так страны ЕАЭС согласились, что национальные электроэнергетические рынки должны быть сохранены, но при этом, по аналогии с европейским рынком, будут организованы скоординированные централизованные торги электрической энергией. В части регулирования общего электроэнергетического рынка наши страны, в отличие от Европейского Союза, пошли своим путем и отказались от формирования наднациональных регулирующих органов, предполагая решать возникающие в процессе функционирования рынка вопросы путем взаимодействия национальных министерств, системных операторов и других инфраструктурных организаций.
Какое значение будет придаваться развитию альтернативной энергетики, внедрению возобновляемых источников и современных технологий энергосбережения?
– Евразийская экономическая комиссия вышла с инициативой по расширению направлений интеграции государств– членов ЕАЭС. В области энергетики мы предлагаем активизировать работу по сотрудничеству в области возобновляемых и альтернативных источников энергии (солнечной энергетики, ветроэнергетики, геотермальной энергетики, производства биогаза и биоэтанола, малой гидроэнергетики, атомной энергетики), а также современных технологий энергосбережения.
Возобновляемые и альтернативные источники энергии – это источники энергии будущего. Их использование позволит снизить зависимость экономик государств-членов от невозобновляемых источников энергии, сократить количество вредных выбросов в атмосферу, улучшить экологическую ситуацию. В настоящее время эти факторы приобретают особую актуальность. Энергоэффективность и энергосбережение – это важнейшие методы борьбы с потерями при производстве, распределении и потреблении электрической и тепловой энергии для отраслей экономики и населения. Они позволяют получить значительную экономию топливно-энергетических ресурсов, повысить конкурентоспособность экономики и вывести ее на рентабельный уровень, улучшить экологическую ситуацию, повысить благосостояние населения. Мы предлагаем дополнить Договор о ЕАЭС рядом статей, специально посвященных этим направлениям. Нам представляется целесообразным разработка и принятие на уровне Союза соответствующих концепций и программ по сотрудничеству в области развития альтернативных и возобновляемых источников энергии, а также энергоэффективности и энергосбережения.
В настоящее время во всех государствах– членах ЕАЭС приняты и реализуются близкие по содержанию программные документы по этой тематике, имеющие высокий потенциал для гармонизации или унификации. Аналоги существуют и в других интеграционных объединениях, например, в Европейском Союзе.
Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы объединить усилия государственных органов, общественных и бизнес секторов, научных организаций наших стран, для подготовки общих решений по данному вопросу в целях повышения качества жизни людей.