Узбекистан и ЕАЭС: перспективы будущего

Опубликован доклад «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции»

Аналитики Евразийского банка развития оценили потенциальные эффекты от интеграции Республики Узбекистан с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС, Союз). Выгоды получит как Узбекистан, так и действующие страны — члены Союза. Потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан оценивается в 1–1,5 млрд долл. США ежегодно. Дополнительный приток денежных переводов в Узбекистан может составить 1,5–2 млрд долл. США в среднем в год. Экспорт республики в страны — члены ЕАЭС дополнительно может вырасти на 1,2 млрд долл. США. При этом действующие страны — члены Союза расширят промышленную кооперацию и инвестиционное присутствие в республике, активизируют реализацию трансграничных инфраструктурных проектов. Нереализованный потенциал экспорта стран — членов ЕАЭС в Узбекистан оценивается в 1,6 млрд долл. США.

Москва, 1 июля 2021 года. Евразийский банк развития (ЕАБР, Банк) опубликовал доклад «Узбекистан и ЕАЭС: перспективы и потенциальные эффекты экономической интеграции», в котором представил оценки потенциальных эффектов от интеграции Республики Узбекистан с ЕАЭС, а также перспективные направления сотрудничества действующих стран — членов Союза с Узбекистаном.

Узбекистан является крупной экономикой на пространстве Центральной Азии с объемом ВВП 57,7 млрд долл. США и населением 34,6 млн человек в 2020 году. Страна богата природными ресурсами и обладает развитой производственной базой. Объем долларового ВВП Узбекистана эквивалентен немногим более 3% совокупного ВВП стран ЕАЭС и сопоставим с белорусским.

Аналитики Банка обращают внимание, что рост экономики Узбекистана составлял 6,6% в среднем за 2011–2019 годы. Это выше, чем в странах ЕАЭС. Однако, несмотря на высокие темпы роста экономики, разрыв в уровне доходов между республикой и странами — членами ЕАЭС остается значительным. Одна из причин отставания в уровне доходов — низкая производительность секторов экономики. Например, в сельском хозяйстве данный показатель в 2 раза ниже, чем в России и Беларуси, в промышленности и строительстве — в 4 раза ниже, чем в Казахстане. Увеличению производительности экономики препятствует недостаток инвестиций, технологий, а также текущее состояние физической инфраструктуры.

Начатые в 2017 году руководством Узбекистана структурные изменения и экономические реформы заметно преображают экономику страны. Вместе с тем республике еще предстоит работа по инфраструктурному развитию, улучшению доступа к глобальным и региональным рынкам и созданию благоприятного институционального режима. По мнению авторов доклада, экономическая и институциональная поддержка в рамках интеграции со странами — членами ЕАЭС может послужить стимулом и драйвером комплексного развития Узбекистана.

Какие же экономические эффекты от интеграции может получить Узбекистан?

По расчетам аналитиков ЕАБР, потенциальный объем инфраструктурных инвестиций из ЕАЭС в Узбекистан может составить 1–1,5 млрд долл. США ежегодно. Это обеспечит дополнительные 0,3–0,4 п. п. прироста реального ВВП республики в год. Эксперты Банка считают, что Узбекистан привлекателен с точки зрения расширения бизнеса и направления прямых иностранных инвестиций из действующих государств — членов Союза. Корпоративный сектор стран ЕАЭС уже активно интересуется усилением кооперации с предприятиями республики.

Доступ к общему рынку труда ЕАЭС даст дополнительный приток денежных переводов в Узбекистан в размере 1,5–2 млрд долл. США в среднем в год. По оценкам авторов, дополнительный вклад от этого в ежегодный прирост реального ВВП составит 0,3–0,4 п. п. Кроме того, трудовая миграция в государства — члены ЕАЭС позволит смягчить социально-экономическую напряженность в республике, вызванную безработицей и неполной занятостью.

По глубине интеграции общий рынок труда ЕАЭС сопоставим с рынком труда Европейского союза. Он дает упрощенный миграционный учет и легальное трудоустройство, полный пакет социальных гарантий на всей территории Союза, включая здравоохранение, образование и взаимное признание дипломов, а также пенсионное обеспечение.

Еще одно важное преимущество от углубления интеграции для Узбекистана — возможность увеличить экспорт в действующие страны — члены ЕАЭС дополнительно на 1,2 млрд долл. США. Для сравнения: в 2020 году экспорт республики в ЕАЭС составил 3 млрд долл. США. Наращивание поставок узбекистанскими экспортерами возможно не только в ключевом торговом партнере — России, но и во всех странах — участницах ЕАБР.

С точки зрения действующих стран — членов Союза полноценная интеграция с Узбекистаном также создает перспективы для роста экспорта товаров на емкий потребительский рынок республики. Аналитики ЕАБР оценили нереализованный потенциал экспорта стран — членов ЕАЭС в Узбекистан в размере 1,6 млрд долл. США.

Еще одно преимущество экономической интеграции с Узбекистаном для действующих членов Союза — расширение доступа к трудовым ресурсам и сырьевой базе республики. Это положительно скажется на экономической кооперации на пространстве ЕАЭС и позволит ей более динамично развиваться. Свободное движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов обеспечит благоприятные условия для расширения бизнеса в Узбекистане. В целом для интеграционного объединения переток ресурсов повысит эффективность производственной базы и ценовую конкурентоспособность товаров.

Авторы доклада считают, что упрощение доступа трудовых мигрантов из Узбекистана к рынку труда ЕАЭС позволит нивелировать дефицит рабочей силы в ряде отраслей интеграционного объединения. Вместе с тем возможное вступление Узбекистана в ЕАЭС увеличит конкуренцию среди трудовых мигрантов из Армении, Кыргызской Республики и Таджикистана, в том числе вследствие численного превосходства мигрантов из Узбекистана.

«Без участия Узбекистана как крупного и стратегически расположенного игрока на пространстве Центральной Азии решение вопросов развития региона затруднено, — отметил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — Это в полной мере относится к транспорту, логистике и водно-энергетическому комплексу. От глубины и интенсивности участия Узбекистана в региональных и евразийских интеграционных процессах будет зависеть их сбалансированность и успех. Более активная экономическая интеграция Узбекистана с ЕАЭС может стать значимым драйвером экономического сотрудничества в регионе».

Узбекистан одно из ключевых государств на центральноазиатском перекрестке международных транспортных маршрутов по направлениям Запад Восток и Север Юг. Интеграция Узбекистана в ЕАЭС позволит активизировать дальнейшую достройку и эксплуатацию трансъевразийских транспортных коридоров, в том числе за счет участия республики в реализации инициативы «Один пояс, один путь». Совпадение интересов Узбекистана и стран участниц ЕАБР и интенсификация их сотрудничества увеличивают потенциал привлечения финансирования в транспортно-логистическую инфраструктуру республики.

Аналитики ЕАБР делают вывод, что нехватка инвестиций в транспортно-логистическую инфраструктуру Узбекистана имеет прямое влияние на продолжительность перевозок, качество транспортного сообщения и эксплуатационные издержки транспорта и транспортной сети. В результате экономика республики не до конца использует свой потенциал, имеет место неоптимальная региональная торговля. По оценкам, приведенным в докладе, объем необходимого финансирования транспортной инфраструктуры Узбекистана до 2030 года может составить около 2,1% ВВП в год.

Кроме того, вступление Узбекистана в евразийские структуры (ЕАЭС, ЕАБР) будет способствовать скоординированному развитию водно-энергетического комплекса Центральной Азии. С учетом взаимодополняющей архитектуры электросетевого хозяйства, структуры генерирующих мощностей и системы управления водными ресурсами развитие водно-энергетического комплекса Центральной Азии имеет перспективы только при комплексном региональном решении вопросов энергетики и водопользования. Узбекистану, как и другим странам Центральной Азии, требуются новые подходы к формированию и регулированию регионального рынка. В их основе должны лежать современные технологические и цифровые решения.

Авторы доклада приходят к выводу, что важным условием устойчивого долгосрочного экономического развития является построение торгово-экономических связей между странами региона на основе эффективных проектов (производств). Такие проекты должны быть конкурентоспособными на глобальном рынке. Развитие интеграционного объединения не должно идти по принципу «расширение ради расширения» этот путь в итоге снижает эффективность региональной организации.