Россия и Евразийский экономический союз: сравнительный анализ отраслевой структуры экономики и промышленной политики

Аннотация. Основными целями Евразийского экономического союза (ЕАЭС), как международной экономической интеграции, являются повышение устойчивости социально-экономического развития и конкурентоспособности промышленных комплексов государств – членов на основе формирования новой модели развития и проведения согласованной промышленной политики. Главной особенностью ЕАЭС является явное доминирование России по ряду показателей, в том числе по численности населения, доле ВВП, объемам промышленного производства, экспорту и импорту, взаимной торговле, привлечению инвестиций. Доказано, что рассматриваемая экономическая интеграция в целом привела к смене после многолетнего снижения отрицательной динамики по ВВП на положительную по данным официальной статистики и аналитических докладов международных организаций за период 2013–2018 гг. за счет согласованной промышленной политики. Именно, промышленная политика определяет вектор модернизации национальных экономик и регламентирует объем и отраслевую структуру производимого ВВП. Выявлены особенности и инструменты реализации стратегий промышленной политики. В соответствии с принятой Конференцией ООН по торговле и развитию (UNCTAD) классификации стратегий промышленного развития, в статье определены виды и инструменты применяемых стратегий промышленной политики в странах – участницах ЕАЭС. Результаты межстрановых сопоставлений основных макроэкономических показателей показывают, что структура национальных экономик и уровень социально-экономического развития стран – участниц ЕАЭС неравномерны и значительно отличаются. При этом структура национальной экономики России не отвечает современным вызовам в сопоставлении с такими развитыми странами, как США и Германия. Особую роль в ЕАЭС играет взаимная торговля, демонстрирующая значительно большую устойчивость к кризисным процессам, и внешняя торговля с третьими странами. Усилению внутриотраслевому характеру взаимной торговли в ЕАЭС способствует переход к согласованной промышленной политики.

Ключевые слова: Евразийский экономический союз; ЕАЭС; международная экономическая интеграция; национальная экономика; отраслевая структура экономики; промышленная политика; промышленное развитие; внутриотраслевая торговля.

Структурные изменения являются основой экономического роста, отражая уровень научно-технологического и промышленного развития. Для российской экономики характерны противоречия в развитии: с одной стороны, наблюдается рост ВВП, с другой стороны, сильная деформация структуры экономики и деиндустриализация, оказывающая отрицательное воздействие на национальную экономическую безопасность и конкурентоспособность. В целях обеспечения масштабных структурных изменений в реальном секторе экономики необходима новая модель развития, способная обеспечить системное преобразование хозяйственного устройства и активное развитие промышленности на новой технологической основе.

2018 год – прошел при председательстве Российской Федерации в органах ЕАЭС – Высшем совете ЕАЭС, Евразийском межправительственном совете и Совете ЕАЭС. Это четвертый год с момента официального начала работы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в составе России, Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана. По данным официальной статистики Евразийской экономической комиссии (ЕАК) в январе–ноябре 2018 года в целом по ЕАЭС наблюдалась положительная динамика основных социально-экономических показателей. При этом совокупный ВВП вырос на 1,9 %, промышленное производство – на 3,2 %, объем внешней торговли со странами вне ЕАЭС – на 21,5 %, объем экспортных операций во взаимной торговле – на 11,1 %1 .

В целом по ЕАЭС промышленность формирует практически 25 % суммарного объема ВВП. Объем промышленного производства ЕАЭС в январе–ноябре 2018 года составил 1 130,5 млрд долларов США и увеличился по сравнению с январем–ноябрем 2017 года в постоянных ценах на 3,2 % (в 2017 г. по сравнению с 2016 г. – на 3,0 %) 1 . На долю России приходится 88,7 % общего объема промышленного производства ЕАЭС, Казахстана – 6,3 %, Белоруссии – 4,4 %, Армении и Кыргызстана – по 0,3 %. В структуре промышленности ЕАЭС главенствующую роль играет обрабатывающая промышленность, на долю которой приходится 64,7 % объема промышленного производства. ЕАЭС занимает первое место в мире по добыче нефти, второе – по добыче природного газа, четвертое – по выработке электроэнергии и производству чугуна, пятое – по выплавке стали [8, с. 13–14]2 .

В работах разных экономистов [1–7] убедительно доказано, что в современных условиях в России отношение государственной власти к промышленной политике существенно менялось. Но, несмотря на разнородность авторских оценок целей, задач и перспектив развития промышленности и какая именно промышленная политика в современных условиях наиболее приемлема, можно сделать вывод о том, что промышленная политика с точки зрения выбора направлений стратегии развития должна ориентироваться на инновационно-технологическую модель и реализовываться не только через механизмы законодательно-правового регулирования макроэкономических процессов, но и предусматривать создание благоприятных условий для развития отдельных видов экономической деятельности [8]. Именно, промышленная политика определяет вектор модернизации национальных экономик и регламентирует объем и отраслевую структуру производимого ВВП.

Представляют интерес работы, посвященные анализу опыта реализации промышленной политики в странах – участницах ЕАЭС [9; 10]. Так, в работе [10, с. 88] сделан вывод о том, что «различия в социально-экономическом развитии во многом обусловлены различными подходами государств – членов ЕАЭС к осуществлению промышленной политики». По мнению экспертов, наиболее эффективно вопросы формирования и реализации промышленной политики решены в Казахстане и Белоруссии, положительным результатам которым способствовали национальные стратегии развития промышленности, выполнение которых обеспечивается целевым управлением, систематическим мониторингом и экспертной поддержкой как национальных, так и с привлечением международных экспертов [9, с. 43–44].

Проведенный в таблице 1 сравнительный анализ показал, что промышленная политика стран – участниц ЕАЭС, несмотря на совпадение выбранных отраслевых приоритетов развития промышленного комплекса, различается по целям и типу – применением государством селективных мер и инструментов [6, с. 146–147].

Стратегию промышленной политики страны определяют следующие факторы: состояние экономики в целом, уровень развития науки, масштабы НИОКР, количество и качество трудовых ресурсов, гибкость рынка труда, а также возможность предвидения того, какие товары и услуги будут востребованы на внутреннем и внешнем рынке в будущем. Вектор промышленной политики задается государством, и успех ее реализации зависит от готовности правительства и предпринимательских структур двигаться в инновационном направлении, доверия к качеству товаров страны-производителя со стороны мирового сообщества [11].

В разных странах мира, по данным исследования UNCTAD (Конференция ООН по торговле и развитию) [C. 12]3 , при реализации промышленной политики:

• 40 % стран используют стратегию наращивания промышленного потенциала, предусматривающую вертикальные меры политики в интересах развития конкретных отраслей. Стратегию наращивания промышленного потенциала применяется в России, Белоруссии и Казахстане;

• 35 % стран используют стратегию наверстывания отставания промышленного развития, предусматривающую горизонтальные меры политики повышения конкурентоспособности, призванные обеспечить наверстывание отставания с выходом на передовые рубежи производительности труда. Элементы этой стратегии используют все страны – участницы ЕАЭС;

• 25 % стран используют стратегию промышленного развития, нацеленную на достижение должного уровня в преддверии новой промышленной революции – элементы данной стратегии прорабатываются в рамках формирования согласованной промышленной политики ЕАЭС и в рамках национальных стратегий России, Белоруссии и Казахстана.

Анализ национальных стратегий и программ промышленного развития стран – участниц ЕАЭС показывает высокую степень совпадения в части методологии разработки промышленной политики, инструментов и механизмов ее реализации. Практически все страны используют следующие инструменты поддержки реализации стратегий промышленной политики: меры по стимулированию и поддержке экспортной деятельности национальных промышленных компаний, проведение НИОКР, развитие промышленных кластеров, развитие малого и среднего предпринимательства, участие государства в финансировании крупных национальных промышленных проектов4 .

Целью сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере промышленности является реализация согласованной промышленной политики, предусматривающей ускорение промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленности, технологическая модернизация промышленных комплексов и импортозамещение промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС5 .

На рисунке 1 можно увидеть, что в результате согласованной структурной политики в России и других странах – участницах ЕАЭС удалось отрицательную динамику ВВП изменить на положительную, однако темпы роста экономик стран сильно отличаются и, кроме Армении и Кыргызстана, не достигли уровня 2013 года. Тем не менее, картина отраслевой структуры в каждой стране – участнице ЕАЭС далеко неодинакова. Так, промышленность занимает ведущее место только в структуре национальной экономики Белоруссии и России, формируя 30,9 % и 26,9 % ВВП соответственно.

 Согласно данным таблицы 2, главной особенностью международной экономической интеграции в рамках ЕАЭС является явное доминирование России по ряду показателей, в том числе по численности населения, доле ВВП, объемам промышленного производства, экспорту и импорту, взаимной торговле, привлечению инвестиций и др. Это обеспечивает сильные позиции Российской Федерации в ЕАЭС. В 2017 году разброс показателя ВВП на душу населения внутри ЕАЭС составил 8,9 раза. Значения душевого показателя ВВП для России и Казахстана достигли в 2017 году 10,7 и 8,8 тыс. долл. США/чел. соответственно. Самые низкие у Кыргызстана и Армении – 0,4 и 0,6 тыс. долл. США/чел. соответственно. При этом Кыргызстан, население которого превосходит по численности население Армении более чем в два раза, производит ВВП меньше чем Армения на 3,9 млрд долл. США. В то же время Беларусь превосходит по численности населения Армению чуть более чем в три раза, однако ее ВВП превышает этот показатель для Армении в 4,7 раза. Значение показателя «Объем промышленного производства» для России достигло 980,7 млрд долл. США, что составило 88,7 % объема промышленного производства в целом по ЕАЭС. Самые низкие у Армении и Кыргызстана – по 3,4 млрд долл. США / по 0,3 % ЕАЭС.

В сфере промышленности развивается международное сотрудничество с третьими странами и международными институтами целях выявления возможных форм сотрудничества, развития производственной и научно-технической кооперации. Так, среди европейских стран (кроме ЕС) – это, например, Австрия, Германия, Франция, в Азии – КНР, Иран и Сингапур, в Южной Америке – МЕРКОСУР и ЛАЭС, в Африке – ВАС. Всего установлены отношения (с разным уровнем оформления и глубиной взаимодействия) с 16 странами и 25 международными организациями, включая несколько структур ООН [12].

Особое внимание уделяется вопросам сопряжения ЕАЭС с китайским проектом «Один пояс – один путь». Проект «Один пояс – один путь» является одним из самых амбициозных современной мировой экономике, согласно которому запланировано реализовать 900 стратегических проектов на общую сумму 900 млрд долларов [13, C. 37]. ОЭСР называет цифру возможных участников проекта в 60 государств, где проживают около 4 млрд человек (немногим менее 60 % всего населения планеты) [с. 4]10. Эксперты отмечают, что проект «Один пояс – один путь» – не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты развития инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии, в полной мере раскрыв его потенциал [14, с. 8]. В проекте также отдельно выделены программы сотрудничества проектов в научно-технической и промышленной сфере.

Таким образом, результаты межстрановых сопоставлений на основе данных официальной статистики и аналитических докладов международных организаций позволили сделать следующие выводы:

• структура национальных экономик и уровень социально-экономического развития стран – участниц ЕАЭС неравномерны и значительно отличаются;

• главной особенностью ЕАЭС является явное доминирование России по ряду показателей, в том числе по численности населения, доле ВВП, объемам промышленного производства, экспорту и импорту, взаимной торговле, привлечению инвестиций; • несмотря на различия в темпах роста, в 2016 году удалось отрицательную динамику ВВП стран – участниц ЕАЭС изменить на положительную за счет согласованной структурной политики;

• реализация промышленной политики, основанной на применении прогрессивных элементов международных стратегий промышленного развития, определяет вектор модернизации национальных экономик стран – участниц ЕАЭС и регламентирует объем и отраслевую структуру производимого ВВП;

• промышленная политика стран – участниц ЕАЭС, несмотря на совпадение выбранных отраслевых приоритетов развития промышленного комплекса, различается по целям и типу применения государством селективных мер и инструментов;

• анализ национальных стратегий и программ промышленного развития стран – участниц ЕАЭС показывает высокую степень совпадения в части методологии разработки промышленной политики, инструментов и механизмов ее реализации;

• особую роль в ЕАЭС играет взаимная торговля, демонстрирующая значительно большую устойчивость к кризисным процессам, внешняя торговля с третьими странами;

• переход к согласованной промышленной политики ЕАЭС способствует международному сотрудничеству в сфере промышленности.

В ближайшей перспективе для каждой страны – участницы ЕАЭС в условиях ориентации на экспорт необходима актуализация стратегий промышленного развития и инструментов промышленной политики, отвечающих требованиям и технологическим изменениям в экономике, вызванным четвертой промышленной революцией. Достижение установленных целевых ориентиров (объемов экспорта) предполагает концентрацию на формировании долгосрочных глобальных конкурентных позиций и требует постоянных высоких темпов роста промышленного производства [15].