В ЕАЭС сформируют экосистему цифровых транспортных коридоров

   Цифровые транспортные коридоры, выделенные в качестве одного из приоритетов цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стали ключевой темой  XXV международного форума по информационно-коммуникационным технологиям  «ТИБО-2018» в Минске. По словам члена Коллегии (министра) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Карине Минасян, межотраслевой характер проектов по цифровым транспортным системам требует объединенных усилий представителей самых разных отраслей экономики.
   В рамках пленарной сессии «Перспективы создания единого евразийского цифрового рынка: драйверы и барьеры» Карине Минасян подчеркнула необходимость сопряжения цифровых инициатив и проектов для обеспечения конкурентоспособности, реализации эффекта масштаба и повышения роли стран ЕАЭС на мировой арене. «Поскольку цифровизация – явление относительно новое, для преодоления возможных препятствий в странах Союза предложены новые подходы к выстраиванию изначально безбарьерного пространства: реализация совместных инициатив и проектов, прежде всего на основе государственно-частного партнерства, создание сразу на пять стран документа по обороту данных, совместная реализация механизма «регулятивных песочниц», выстраивание общей системы прослеживаемости», – заявила министр ЕЭК.
   Генеральный директор Фонда «Цифровые платформы» Владимир Румянцев сообщил о двух подходах к формированию цифровой транспортной платформы: как элемента транспортной инфраструктуры, в рамках которого осуществляется централизованный контроль, и как интегратора бизнеса с межорганизационным взаимодействием.
   На круглом столе «Евразийские цифровые инициативы и проекты», организованном ЕЭК, главной темой стали инициативы, связанные с цифровыми транспортными коридорами, а также форматы их сопряжения с учетом кросс-отраслевого характера.
 
   «Внедрение цифровых технологий на транспорте, в логистике, администрировании перевозки грузов и их государственном администрировании существенно поможет сократить «транспоpтное плечо» и повысить эффективность перевозок, – отметила министр ЕЭК. –  При переводе в электронный вид государственных и других услуг, сопутствующих транспортным, автоматизируется формирование юридически значимых электронных сопроводительных документов, в том числе путем заключения безбумажных смарт-контрактов».
   Вице-министр информации и коммуникаций Республики Казахстан Дарын Туяков, отмечая важность данной темы, рассказал о взаимосвязи цифровых транспортных коридоров с трансграничной торговлей, цифровой промышленной кооперацией, оборотом данных и т.д.
   Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексей Козырев подчеркнул, что при формировании экосистемы транспортных коридоров необходимо определить эффективные форматы взаимодействия в рамках ГЧП с участием бизнеса, заинтересованных сторон.
   Представитель проектного офиса ЕЭК Павел Ткач рассказал о реализации инициатив в сфере цифровых транспортных коридоров в рамках Комиссии, которые будут встроены в единую экосистему в рамках новой «цифровой транспортной парадигмы». Павел Ткач пригласил экспертов к обсуждению проекта технического задания на выполнение НИР по цифровым транспортным коридорам, которое готовится в Комиссии.
   В состоявшейся экспертной дискуссии участвовали представители бизнеса и университетов стран Союза.
   Так, заместитель генерального директора Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» Александр Солощев проинформировал о проблемах по применению электронных сопроводительных документов и предложил пути их решения.
   Генеральный директор ООО «Интеллектуальные транспортные технологии» Александр Борейко представил ключевые проекты цифровой трансформации транспорта в рамках реализации российской программы «Цифровая экономика».
   Генеральный директор Фонда «Цифровые платформы» Владимир Румянцев сообщил о двух подходах к формированию цифровой транспортной платформы: как элемента транспортной инфраструктуры, в рамках которого осуществляется централизованный контроль, и как интегратора бизнеса, в рамках которого осуществляется межорганизационное взаимодействие.
   Юрий Поберий из ООО «Новаком проект» представил инициативу в рамках реализации цифровой повестки Союза «Цифровой транспортный коридор ЕАЭС», которая уже была направлена на проработку в Комиссию.
   Участники круглого стола, обсуждая концептуальные вопросы выстраивания сквозной цифровой трансформации и экосистемы цифровых транспортных коридоров, констатировали, что странам ЕАЭС необходимо гармонизировать подходы, чтобы заложить принципы интероперабельности при создании новых транспортных систем. При этом следует использовать общие онтологии, каталоги и стандарты, единые системы объектов и субъектов, чтобы избежать новых барьеров на трансграничном пространстве и достичь необходимых синергетических эффектов для всех участников интеграционных процессов.