ЕАЭС: Цифровизация – безусловный императив интеграции

Ольга Казанцева

Формирование цифрового пространства Евразийского экономического союза – Важнейший приоритет и безусловный императив успешного развития интеграционного объединения. работа на этом треке стартовала В конце 2016 года, когда главы государств-участников ЕАЭС подписали соответствующее заявление. это В свою очередь послужило импульсом для разработки Евразийской экономической комиссией комплекса мер, реализация которых будет содействовать не только созданию единого цифрового пространства Евразийского экономического союза, но также Включению стран-участниц в глобальные процессы цифровой трансформации.

Заявление глав государств-участников Евразийского экономического союза (ЕАЭС)о цифровой повестке ЕАЭС стало одним из итогов заседания Высшего Евразийского экономического совета (ВЭЕС), состоявшегося 26 декабря 2016 года в Санкт-Петербурге.

Именно тогда президенты пяти входящих в состав интеграционного объединения государств констатировали глубокие преобразования в мировой экономике, обусловленные стремительной цифровизацией всех сфер жизни, и отметили необходимость формирования цифровой повестки ЕАЭС, которая будет способствовать эффективному достижению целей экономической интеграции, переходу национальных экономик к новому технологическому укладу, улучшению качества оказания государственных услуг и формированию благоприятной среды для развития инноваций. Спустя год декларированные в заявлении концептуальные моменты получили развитие и оформились в документ под названием «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года», одобренный решением ВЕЭС на саммите в Сочи.

Комментируя это решение на пресс-конференции по итогам встречи на высшем уровне, член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая подчеркнула, что тем самым ЕАЭС оперативно отреагировал на современные глобальные вызовы. «На наш взгляд, цифровая повестка – правильный пример быстрой реакции ЕАЭС на новые экономические вызовы. В частности, речь идет о решении таких вопросов, как цифровая торговля, цифровые коридоры, сфера обмена информацией и других. Есть договоренность о том, чтобы рассматривать конкретные приоритетные проекты. Мы хотим сделать таким образом, чтобы та цифровая повестка, которая есть у всех наших государств, во-первых, реализовывалась бы более эффективно благодаря взаимному сотрудничеству, а во-вторых, чтобы, развивая свои национальные повестки, мы бы не создали новых барьеров», – сказала она.

«Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» – среднесрочный документ, который определяет цели, принципы, задачи, направления и механизмы сотрудничества государств-членов по вопросам реализации цифровой повестки. Важно подчеркнуть: курс на цифровизацию интеграции в формате ЕАЭС лишен директивности и исключает доминирование в процессе какой-либо из сторон. Напротив, с учетом национальных интересов каждого из государств, уровня их экономического развития, технологических особенностей и состояния цифровой инфраструктуры, реализация основных направлений цифровой повестки предполагает самостоятельную разработку и реализацию национальной политики в сферах цифровизации экономики, связи и информатизации, а также проведение национальных мероприятий в этой сфере.

На протяжении последних лет переход к цифровой экономике с той или иной степенью успешности уже осуществляется во всех государствах-членах Евразийского экономического союза. Каждая страна формирует свое цифровое пространство на основе собственных национальных программ и одновременно участвует в формировании множества других цифровых пространств, которые, впрочем, характеризуются неоднородностью и многослойностью. Совместные же проекты в рамках ЕАЭС пока наличествуют лишь «в стадии разработки».

К слову, на протяжении последних лет переход к цифровой экономике с той или иной степенью успешности уже осуществляется во всех государствах-членах Евразийского экономического союза. Каждая страна формирует свое цифровое пространство на основе собственных национальных программ и одновременно участвует в формировании множества других цифровых пространств, которые, впрочем, характеризуются неоднородностью и многослойностью. Совместные же проекты в рамках ЕАЭС пока наличествуют лишь «в стадии разработки».

По словам члена Коллегии (министра) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян, моделирование процессов цифровой трансформации и запуск стартовых проектов в контексте цифровой повестки ЕАЭС будет проводиться в период до 2019 года. В настоящее время уже идет проработка инициатив по цифровой прослеживаемости продукции, товаров, услуг и цифровых активов, цифровой промышленной кооперации, электронной торговли и государственных закупок, цифровых транспортных коридоров, трансграничного оборота данных, обеспечения интероперабельности.

Задача на перспективу – создание и развитие «цифровых экосистем», самостоятельных групп действующих субъектов (людей, технических средств и организаций), совместно использующих стандартизированные цифровые платформы для достижения коммерческих и социальных целей. Это позволит осуществить переход к комплексной трансформации отраслей и рынков Союза. «Сейчас каждая страна Союза самостоятельно реализует свою цифровую повестку, но мы видим, что их осуществление возможно проще и быстрее с помощью совместных проектов», – считает К.Минасян.

Очевидно, что перспективы развития общей цифровой повестки Союза потребует согласования действий стран-участниц и синхронизации национальных программ, равно, как и гармонизации национальных законодательств. Помимо этого, потребуется и внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе, о чем недавно заявил председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян, мотивируя необходимость постоянного совершенствования союзного договора в соответствии с реалиями быстроменяющегося мира.

«В качестве примера могу напомнить, что в союзном договоре ничего не говорится о цифровой экономике, цифровой трансформации, в то время как это – самый важный глобальный тренд, который меняет нашу жизнь, экономику, социальную сферу, – буквально все. И, очевидно, что нам необходимо вместе реализовывать общую цифровую повестку, иначе на общем рынке могут появиться новые препятствия и барьеры. Тем более что современные рынки быстро проходят процедуру оцифровки, они все работают в логике цифры, в логике межотраслевых цифровых платформ. Нам также необходимо быстро меняться и развиваться, чтобы наш Союз соответствовал тем темпам трансформации, которые мы видим в других странах, был бы конкурентоспособным на глобальных рынках. Иначе наши партнеры, бизнес и граждане уйдут на другие цифровые платформы, – констатировал Т.Саркисян в интервью белорусскому информационному агентству «Белта».

По заявлению председателя Коллегии ЕЭК, сопряжение национальных программ и реализация согласованной политики развития цифровой экономики обеспечат мультипликативные экономические эффекты, а рост ВВП Союза в результате совместных действий почти в два раза превысит вклад от реализации национальных цифровых программ странами интеграционного объединения по отдельности.

Пока же с учетом приоритетности цифровой повестки Евразийской экономической комиссией ведется работа по ее экспертному обоснованию. Специальной рабочей группой ЕЭК уже сформулирован ряд концептуальных аналитических документов с предложениями и рекомендациями по практическому воплощению процесса. В качестве стратегических направлений формирования цифрового пространства ЕАЭС в них определены: цифровая трансформация отраслей экономики и кросс-отраслевая трансформация; цифровая трансформация рынков товаров и услуг, финансовых рынков и рынков труда; цифровая трансформация процессов управления и интеграционных процессов в Союзе; развитие цифровой инфраструктуры Союза.

При этом, особо подчеркивают эксперты, «бездействие и несогласованная политика в цифровых преобразованиях Союза неизбежно отбросят государство-члены и Союз в аутсайдеры мирового экономического развития». Однако экспертным участием реализация цифровой повестки ЕАЭС не ограничивается. В поиске свежих идей ЕЭК «идет в народ»: в конце прошлого года Комиссия объявила о проведении конкурса инновационных проектов «Евразийские цифровые платформы» для формирования сети центров по вопросам цифровой повестки в ЕАЭС.

Согласно информации организаторов, его планируется провести в несколько этапов. Отборочные туры пройдут в первом квартале 2018 года путем заочного отбора участников, приславших заявки на сайт конкурса (http://eaeu.digital). На этом этапе специально сформированным жюри будут отобраны по три проекта от каждого государства участника ЕАЭС, набравших наибольшее количество баллов в каждой из номинаций.

Задача на перспективу - создание и развитие «цифровых экосистем», самостоятельных групп действующих субъектов (людей, технических средств и организаций), совместно использующих стандартизированные цифровые платформы для достижения коммерческих и социальных целей.

Второй этап конкурса – полуфинал – предполагает презентацию проектов на отраслевых мероприятиях в каждом государстве-члене Союза в период первого-второго кварталов 2018 года. Из представленных проектов в каждой номинации будет выбран один победитель. Таким образом, определятся четыре полуфиналиста в каждом государстве ЕАЭС.

И, наконец, финал конкурса. Он состоится на одном из ведущих отраслевых мероприятий в Армении в третьем квартале 2018 года, где полуфиналисты представят доработанные проекты, а жюри выберет одного победителя в каждой номинации. Еще один проект получает приз симпатий жюри/публики.

Таким образом, определятся пять победителей финала. Их награждение пройдет в рамках форума-выставки «Евразийская неделя – 2018», который состоится осенью в Ереване. Заявки на конкурс принимаются по следующим номинациям: «Цифровое будущее ЕАЭС». Участники: молодые разработчики (стартапы); «Лучшая игра для детей и подростков на тему цифровой повестки ЕАЭС». Участники: компании, занимающиеся разработкой симуляций и/или игр для детей/подростков; «Лучшие технологические решения для реализации цифровой повестки ЕАЭС». Участники: компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, вендоры, интеграторы; «Лучшая программа по проблематике цифровой экономики». Участники: компании, реализующие национальные и иные программы по проблематике цифровой экономики.

Критериями успешности определены «универсальность» проекта – возможность внедрения инновационных решений более чем в одной стране ЕАЭС, рентабельность, срок реализации (не более 1,5 года), «качество» команды-разработчика, которое будет оцениваться, в том числе, по удельному весу вложений собственных средств в реализацию проекта, по уровню профильных компетенций, наличию в команде разработчиков и маркетологов.

Помимо актуальности или новизны идей, бонусом к статусу проектов должно быть сотрудничество с администрациями разного уровня, бизнес-сообществами, вузами, исследовательскими центрами. В концептуальном плане, как подчеркнула Карине Минасян на состоявшейся в Москве презентации конкурса, конкурентное преимущество будет за теми проектами, которые «способны внести действительно значимый вклад в реализацию Основных направлений цифровой повестки ЕАЭС, способствовать укреплению конкурентоспособности стран ЕАЭС и внутреннего рынка Союза».