Ямал СПГ: мнение экспертов

Наталья Силкина, Анатолий Замрий

Экспертно-аналитического центра Союза Нефтегазопромышленников России – «Ямал СПГ: мнения экспертов»

«Ямал СПГ» – первый завод ПАО «НОВАТЭК» по сжижению природного газа. Проект предполагает запуск трёх технологических очередей суммарной мощностью 16,5 млн тонн СПГ в год. Производство на первой технологической линии завода началось 8 декабря. Запуск второй и третьей линий запланирован на конец 2018 года и 2019 года. В дальнейшем будет запущена четвёртая линия.

Наша команда на протяжении нескольких недель собирала комментарии авторитетных лиц отрасли на тему запуска проекта «Ямал СПГ», о перспективах его развития, а также о его значимости для отрасли и российской экономики в целом.

Шмаль Геннадий Иосифович, Президент Союза Нефтегазопромышленников России:

«Из всех важных событий, которые произошли в 2017 году, запуск первой линии «Ямал СПГ» я бы поставил на первое место по значимости. Во-первых, это один из немногих проектов, который был запущен в назначенный срок. И во-вторых, это проект, который уложился в намеченный бюджет.

Сегодня в мире идёт серьёзное увеличение всех мощностей связанных с СПГ. Если сейчас мощности по производству СПГ составляют около 340 млн тонн, то к 2040-му году намечено их удвоение до 700 с лишним млн тонн. Причём, это касается таких стран, как: Катар, Австралия, Индонезия. У нас тоже есть около 10 таких проектов. И если мы успеем реализовать эти проекты раньше других стран, то мы сможем заполнить эту нишу на долгое время. Поэтому запуск первой линии «Ямал СПГ» имел и имеет принципиальное значение.

Конечно, ввод одной линии, на 5,5 млн тонн, не делает большой погоды в мире, но если учесть все сопутствующие моменты, то это проект с колоссальным значением.

Кроме того, проект показал, как нужно осваивать северные районы нашей страны, где не так просто жить и работать. Вахтовая организация труда в данном случае – это высокоэффективный метод, который будет отработан на Ямале. Поэтому, я считаю, что со всех точек зрения: технической, технологической и экономической – это большая победа компании “НОВАТЭК”».

Важенин Юрий Иванович, член Совета Федерации от законодательного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

«Это проект, которому по объёму инвестиций, нет равных ни в России, ни за рубежом. По крайней мере, в этом веке. Причём, объем инвестиций – это только одна из сторон. Показательно, что такие масштабные проекты можно претворять в жизнь в кратчайшие сроки. Я не помню столь масштабных проектов ни в новейшей истории, ни в истории СССР. В Оренбурге были масштабы и размах, но по сравнению с «Ямал СПГ» это уже кажется небольшим проектом. Поэтому значение того, что свершилось сегодня очень велико.

Этот проект, во-первых, вдохнул новую жизнь в Ямал, в Северный морской путь. В данном случае он очень важен – для всей Арктической зоны РФ. Значительно дешевле и проще можно будет осваивать арктические регионы, а может и шельф. Кроме того создан замечательный полигон для отработки массы новых технологий в арктических условиях. Во-вторых, проект «Ямал СПГ» окончательно меняет философию транспортировки газа. Он чётко показывает, что может и должен существовать альтернативный вариант трубопроводному транспорту, в том числе и для России.

Кстати, о возможности транспортировки газа в сжиженном состоянии Северным морским путём ещё лет 20 назад высказывался академик РАЕН, директор Института нанотехнологии и наноэлектроники, Алфеев Владимир Николаевич, проводивший при поддержке Газпрома, конференции по новым технологиям переработки газа, которые собирали огромное количество участников. На одной из таких конференций тогда и прозвучала из его уст такая идея. Помню, как в то время я не придал его словам особого значения. Но сейчас выходит так, что его пророчество сбылось».

Митрова Татьяна Алексеевна, директор Энергетического центра Московской школы управления «Сколково»:

«На мой взгляд, это действительно исторический прорыв для российской газовой отрасли. Первый завод СПГ, построенный под проектным управлением российской команды строго в срок и в рамках запланированного бюджета – во всей мировой СПГ-индустрии такие примеры по пальцам можно пересчитать, а уж для суровых арктических условий – это вообще уникальный опыт, заслуживающий восхищения.

Какие преимущества мы получаем? Выход на рынки СПГ, которые в последние годы растут заметно быстрее рынка сетевого газа, расширение грузопотока по Севморпути и, соответственно, импульс для развития его инфраструктуры, а главное – стимул для развития всего комплекса отечественных технологий СПГ.

В ближайшие годы рынок СПГ будет чрезвычайно конкурентным, работа на нем – и вызов, и отличная школа. Рынок становится все более гибким, похожим на нефтяной, и требует соответствующих гибких и креативных стратегий от игроков, желающих получить на нем сильные позиции. Клиентоориентированный подход, развитие трейдинговых подразделений, максимальное сокращение затрат и оптимизация логистики, выход в даунстрим с целью создания новых рынков – все это становится непременным условием успешного развития СПГ-бизнеса.

Что касается перспектив дальнейшего развития, то стоит отметить, что «НОВАТЭК» уже заявил о планах расширения в рамках проекта «Арктик СПГ», благо ресурсная база и возможности по расширению завода это позволяют. А главное, были озвучены уже очень амбициозные цели по внедрению в этом проекте новой технологии, которая позволит существенно, на 30%, сократить затраты на сжижение. Это не только серьёзное конкурентное преимущество, но и важный шаг по снижению зависимости от импортного оборудования, что особенно актуально в условиях усиливающихся санкций».

Гривач Алексей Игоревич, заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ):

«С точки зрения приобретений для бюджета России проект не выглядит блестяще. Его реализация стала во многом возможна за счёт предоставления масштабных налоговых льгот, кредитования из Фонда национального благосостояния и прямых вложения государства в развитие инфраструктуры. В условиях международных санкций против РФ и компании «НОВАТЭК», запуск проекта «Ямал СПГ» в заявленные сроки и в рамках принятого бюджета – выдающееся достижение. Со стратегической точки зрения оно может способствовать развитию важнейшего для России транспортного коридора – Северного морского пути, что в свою очередь повысит коммерческую составляющую модернизации ледокольного флота и портовой инфраструктуры СМП».

Грайфер Валерий Исаакович, председатель Совета директоров ОАО «ЛУКОЙЛ»; председатель Совета директоров АО «Ритэк»:

«Это больная точка для меня. Я был связан с этим регионом ещё до того, как там всё это началось. Мы добываем там нефть и отправляем её Северным морским путём в Мурманск. Поэтому я знал то место, знал запасы и понимал, что будущее этого региона значительное. Я предпринимал меры, чтобы получить лицензию на эту часть Обской губы. Но поддержки, к сожалению, не нашёл.

В первый раз с технологией СПГ я столкнулся во Франции. Мы были на одном конгрессе в Бресте. В порт пришёл газовоз из Алжира. Мы наблюдали в порту, как сжиженный газ насосами с судна закачивается в продуктопровод. Затем по мере приближения к Парижу давление в трубопроводе падает, происходит испарение жидкости и в Париж приходит уже обычный трубный газ. Мне эта технология показалась тогда интересной.

Безусловно, запасы газа, подтверждённые на Южно-Тамбейском месторождении, это важнейший для страны ресурс, которые будет задействован в ближайшее время.

Надеюсь, что там будет построен и газоперерабатывающий завод, чтобы не весь газ сжижать, а осуществлять до сжижения газофракционирование и обеспечивать, таким образом, необходимыми ресурсами отечественные нефтехимические производства».

Самсонов Роман Олегович, руководитель направления «Газ и Арктика» Энергетического центра бизнес-школы «Сколково»:

«Реализация проекта «Ямал СПГ» в определённый срок, в рамках заявленного бюджета и технических параметров, отвечающих самым современным требованиям в этой области, легко поставила этот проект на свой исторический пьедестал и обеспечила ему надолго лидирующее положение в этом бурно развивающемся секторе мирового СПГ рынка.

На мой взгляд, он более чем успешно заменил отложенный, не менее грандиозный проект по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, без которого у России существенно снизились бы возможности конкурировать с крупнейшими мировыми производителями СПГ. Включая США, агрессивно наступающих на новые и уже сформировавшиеся традиционные рынки трубопроводного газа в Европе и на новых рынках АТР. Благодаря гибкости поставки и новым логистическим возможностям Северного морского пути, Россия как крупнейший поставщик природного газа сможет в нынешних условиях, обострившейся конкуренции поставщиков традиционных природных ресурсов, выигрывать соревнования за потребителя не только в текущем периоде, но и в среднесрочной перспективе.

Безусловно, проект важен, как в стратегическом и геополитическом смыслах, так и в смысле применения новых организационных способов развития производства (до сих пор представленного в России только проектом СРП ПАО «Газпром» на Сахалине).

Проект «Ямал СПГ», безусловно, уже начал играть большую роль в развития всего региона, распространяя своё влияние не только на ЯНАО. Кроме создания с нуля самого северного завода по производству сжиженного природного газа, практически рядом с Южно-Тамбейским ГКМ, создан и самый северный аэропорт России, уже имеющий международный статус. А созданный на базе нефтеотгрузочных терминалов полноценный круглогодичный морской порт Сабетта придаст новую жизнь и смысл Северному морскому пути, дав развитие новым производствам и бизнесу.

На мой взгляд, «Ямал СПГ» более чем достойно выглядит в ряду уже реализуемых проектов освоения Бованенковского ГКМ и Восточной программы в целом, реализуемых ПАО «Газпром».

Таким образом, можно говорить о том, что освоение Ямала, несмотря на существующую необходимость решения большего количество проблем и задач, прежде всего технологического и экологического характера, перешло в постоянное состояние, что гарантирует преимущества отечественному энергетическому комплексу ещё на долгие годы».

Ананских Игорь Александрович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва, член Комитета Государственной думы по энергетике:

«На мой взгляд, «Ямал СПГ» – крупный, значимый проект «НОВАТЭКа», положительно отражающийся на эффективном развитии энергетической, внешнеполитической и экономической сферах страны. Это очень важный проект для российского рынка СПГ, который будет способствовать формированию ещё более устойчивой нефтегазовой базы. Поэтому это событие достойно высокой оценки.

Очень впечатляет, что после завершения строительства третьей очереди «Ямал СПГ» будет построена четвертая – целиком на российских технологиях. Что, несомненно, является лучшим подтверждением того, что курс, ориентированный на импортозамещение, взят верно.

В 2040 году мировой спрос на газ, по оценкам экспертов, увеличится более чем на 40%, при этом рост рынка СПГ может составить до 70%. Поэтому, Россия должна занять достойное место на этом рынке, учитывая, что для этого сегодня у неё есть все шансы и возможности».