Oб итогах экономик стран ЕАБР за 2017 год и прогнозы на 2018 год

Ярослав Лисоволик

Управляющий директор по аналитической работе – главный экономист ЕАБР 

Улучшение динамики экономического роста в ключевых экономиках мира, а также восстановление благоприятной конъюнктуры на мировых товарно-сырьевых рынках нашли свое отражение в улучшении динамики основных макроэкономических индикаторов стран-участниц ЕАБР. По итогам 2017 года все экономики региона продемонстрировали положительные темпы роста, отмечено восстановление взаимного товарооборота, а инфляция достигла рекордно низких для региона уровней.

Республика Армения

По итогам 2017 г. Армения явилась лидером по темпам экономического роста среди стран-участниц ЕАБР. Прирост ВВП по итогам года составил 7,5% против 0,2%  годом ранее. Смягчение условий кредитования в драмах и увеличение притока денежных переводов трудовых мигрантов стимулировало активное восстановление потребительского спроса. Повышение мировых цен на товары армянского экспорта наряду с высоким внешним спросом и ослаблением реального эффективного курса драма продолжило оказывать поддержку экспорту товаров, стоимостной объем которого в 2017 году вырос на 25,2% по сравнению с предыдущим годом.

Значительное ускорение экономической активности и в частности потребительского спроса, а также рост мировых цен на товарных рынках выступили основными факторами восстановления инфляционных процессов в Армении в 2017 году. Инфляция в декабре 2017 года достигла нижней границы целевого коридора Центрального банка Армении (4% +/- 1,5%) и составила 2,6% к декабрю 2016 года (дефляция на 1,1% годом ранее).

Несмотря на высокие темпы роста экспорта страны, внешнеэкономическая сфера в 2017 году характеризовалась расширением дефицита торгового баланса из-за быстрого роста внутреннего спроса и как следствие увеличения объемов импорта товаров (прирост за 2017 год на 27,8% по сравнению с 2016 годом). Рост поступлений трансфертов трудовых мигрантов и профицита сальдо оплаты труда и инвестиционных доходов оказало положительное влияние на счет текущих операций, дефицит которого в 2017 году сократился по сравнению с предыдущим годом.

Дефицит государственного бюджета в 2017 году по предварительным оценкам сократился до 4,8% ВВП по сравнению с 5,5% годом ранее. При этом в 2017 г. отмечается рост государственного долга на 833 млн долл. США и расходов на его обслуживание.

Республика Беларусь

После двух лет падения экономика Республики Беларусь в 2017 году вышла на положительные темпы роста. По предварительным данным ВВП страны увеличился в 2017 году на 2,4% после снижения на 2,5% в 2016 году. Восстановлению экономического роста способствовали активизация потребительской и инвестиционной активности на фоне смягчения монетарной политики и возобновления роста доходов населения, а также увеличение экспорта товаров и услуг, стимулируемого ростом экономик стран основных торговых партнеров.

Инфляция в 2017 году составила 4,6% (декабрь к декабрю предыдущего года), что является минимальным значением для Республики Беларусь за всю историю наблюдений. Факторами, обусловившими снижение инфляции с 10,6% за аналогичный период 2016 г., выступили сохранение слабого внутреннего спроса после двух лет его значительного падения, дезинфляционное влияние со стороны стран – торговых партнеров (в первую очередь снижение инфляции в России), а также замедление роста административно регулируемых цен. Значительное снижение инфляции и рисков ее ускорения позволило Национальному банку Республики Беларусь снизить ставку рефинансирования за 2017 год на 7 п.п. до 11% на конец года.

Увеличение профицита внешней торговли услугами и вторичных доходов способствовало сокращению отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса.  Дефицит торгового баланса в 2017 году увеличился на 412 млн долл. США в значительной степени из-за роста стоимостного объема импорта энергетических товаров. Профицит республиканского бюджета в 2017 году расширился до 2,7% ВВП по сравнению с 1% ВВП годом ранее, что связано как с ростом доходов (на 11,5% по сравнению с 2016 годом), так и сокращением расходов по сравнению с бюджетным планом на 2017 год.

Республика Казахстан

Восстановление мировых цен на нефть, укрепление роста в странах основных торговых партнерах и запуск месторождения Кашаган способствовали  быстрому восстановлению экономической активности в Казахстане. В 2017 году стимулирующая роль государства снижалась по мере активизации деятельности промышленных предприятий и улучшения динамики экспорта. Инвестиции имели стабильную динамику роста, а внутренний потребительский спрос в условиях отрицательной динамики роста реальных заработных плат оставался ограниченным.  По предварительной оценке, рост ВВП по итогам 2017 года ускорился до 4,0% (1,1% в 2016 г.).

Укрепление реального эффективного курса тенге было нивелировано благоприятной ценовой ситуацией на мировом рынке нефти и металлов, что позволило нарастить номинальный объем экспорта. В условиях умеренного роста стоимостного объема импорта  положительное сальдо торгового баланса расширилось.

В течение 2017 г. инфляция находилась в пределах целевого коридора в 6,0-8,0% и имела понижательный тренд, что в свою очередь создало предпосылки для поэтапного смягчения денежно-кредитных условий. В течение 2017 г. базовая ставка была снижена три раза с 12,0% до 10,25%.

Экспансивный характер фискальной политики в течение 2017 года был обусловлен  реализацией программы Правительства РК и НБ РК по оздоровлению банковского сектора. Для этих целей из Национального Фонда был выделен трансферт в размере 2,1% к ВВП, в результате чего дефицит государственного бюджета по итогам 2017 года расширился до 2,8% к ВВП (1,6% к ВВП по итогам 2016 года).

Кыргызская Республика

Восстановление экономической активности в странах торговых партнерах повысило спрос на экспортную продукцию Кыргызской Республики и оказало дополнительную поддержку домохозяйствам, доходы которых формируются за счет трансфертов от трудовых мигрантов. Наряду с этим, в  2017 году спад производства золота был менее выраженным в отличие от предыдущего года, что позволило удержать темпы роста в промышленном секторе в положительной плоскости.  По уточненным данным рост ВВП в 2017 г. ускорился до 4,6% г/г (4,6% г/г в 2016 г.).

Реальное обесценение эффективного обменного курса сома в течение 2017 года оказывало поддержку экспорту (без учета золота). Во второй половине 2017 года поставки золота сократились в годовом сопоставлении, но стоимостной объем прочего экспорта сохранил положительные темпы роста. В условиях сокращения дефицита баланса товаров и услуг и роста чистого притока денежных переводов отрицательное сальдо счета текущих операций сократилось.

Направленность денежно-кредитной политики в течение 2017 года не изменялась. Учетная ставка НБКР оставалась без изменений на уровне 5,0%. Коридор ставок, образуемый ставками по постоянно доступным инструментам, составлял 0,25-6,25%. При этом ставки денежного рынка в течение 2017 г. колебались вблизи нижней границы процентного коридора. Экспансивные монетарные условия определялись  слабым инфляционным фоном. В течение 2017 г. инфляция находилась ниже целевого ориентира в 5,0-7,0% и на конец 2017 года сложилась на уровне 3,7% г/г.

Дефицит бюджета по итогам 2017 года составил 3,2% к ВВП (4,4% к ВВП в 2016 г.). Несмотря на то, что во втором полугодии 2017 года дефицит бюджета расширился, фактические показатели не превысили целевого ориентира на 2017 год в 4,3% к ВВП, при этом рост доходной части (+14,4% г/г) опережал темпы роста расходной части (+9,5% г/г).

Российская Федерация

Прирост ВВП по итогам 2017 года вышел в область положительных значений и по предварительным данным составил 1,5% после падения в 2015-2016 гг. на 2,8% и 0,2% соответственно. Наряду с восстановлением инвестиций и наращиванием экспорта в 2017 г. поддержку экономическому росту оказала восстановительная динамика в потребительской сфере. Важным достижением 2017 года стало восстановление товарооборота России со странами ЕАЭС, в том числе снижение сырьевой направленности российского экспорта.

Инфляция в России в 2017 года достигла исторического минимума в 2,5% (декабрь к декабрю предыдущего года) по сравнению с 5,4% за аналогичные период 2016 года. Замедлению инфляционных процессов способствовало укрепление рубля, высокий урожай и снижение инфляционных ожиданий на фоне умеренно жесткой денежно-кредитной политики.

Постепенное замедление инфляционных процессов сопровождалось умеренным снижением ключевой ставки, которая за прошлый год была снижена шесть раз с 10% до 7,75%.

Восстановление цен на сырьевые товары положительным образом сказалось на росте стоимостных объемов экспорта товаров по сравнению с импортом. Улучшение торгового баланса стало определяющим фактором в увеличении положительного сальдо счета текущих операций по итогам 2017 года до уровня 40,2 млрд долл. США, что более чем в полтора раза превышает уровень 2016 года. Чистый вывоз капитала, по оценке Банка России, по итогам 2017 года составил 31,3 млрд долл. США, что на 11,5 млрд долл. США больше, чем в 2016 году и в первую очередь связано с операциями банковского сектора по сокращению внешних обязательств.

Восстановление цен на нефть в течение 2017 году нашло отражение в росте нефтегазовых доходов федерального бюджета (прирост на 23,3% по сравнению с 2016 годом). Это стало основным фактором снижения дефицита бюджета по итогам 2017 года до 1,5% ВВП с 3,4% ВВП годом ранее.

Республика Таджикистан

В Таджикистане рост экономики активизировался во второй половине 2017 года на фоне улучшения инвестиционных ожиданий и перспектив финансирования крупных инфраструктурных проектов. Ослабление негативной динамики в странах – донорах денежных переводов трудовых мигрантов запустило процесс восстановления внутреннего потребительского спроса. Высокий урожай технических и продовольственных культур обеспечил рост не только в сельском хозяйстве, но и имел положительное влияние на динамику роста в ряде обрабатывающих отраслей. По итогам 2017 года рост ВВП составил 7,1% г/г (6,9% в 2016 году).

Рост экспорта по итогам 2017 года согласно таможенной статистике, определялся в большей степени факторами предложения, а именно ростом объемов производства в горнодобывающей отрасли и сельском хозяйстве, нежели условиями ценовой конкурентоспособности. В то же время в 2017 году замедлилось падение импорта, а в последние месяцы 2017 года наметилась тенденция роста импорта машин и оборудования, транспортных средств и промежуточных товаров на фоне оживления инвестиционной активности.

В условиях ускорения инфляции и повышенной волатильности обменного курса сомони, наблюдавшихся в первой половине 2017 года, Национальный банк Таджикистана два раза повышал ставку рефинансирования с 11,0% до 16,0%. Во второй половине 2017 г. вокруг дискретного инфляционного ориентира был образован коридор: 7% (±3).

По предварительным данным дефицит бюджета по итогам 2017 года составил 0,3% к ВВП, тогда как годом ранее он сложился на уровне 1,7% к ВВП. Доходы бюджета выросли на 11,5% по сравнению с 2016 годом, преимущественно за счет роста налоговых поступлений на 17,2% г/г. Замедление темпов роста государственных расходов до 6,9% г/г было преимущественно обусловлено 14%-ным сокращением государственных инвестиций в топливно-энергетический комплекс.

Перспективы экономического развития стран ЕАБР в 2018 году

На фоне благоприятных цен на сырьевые товары прогнозы экономического развития в странах-участницах ЕАБР улучшаются. Дальнейшее смягчение денежно-кредитной  политики в большинстве стран региона будет поддерживать рост потребительской и инвестиционной активности. При сохранении благоприятного внешнего фона можно рассчитывать на развитие и других положительных тенденций, в том числе в области восстановления притока зарубежных инвестиций, денежных переводов трудовых мигрантов и роста взаимной торговли стран ЕАБР.

В течение 2018 года ожидаются положительные темпы роста ВВП во всех странах региона операций Банка и развитие инфляционных процессов в рамках целевых ориентиров. В 2018 г. прогнозируется прирост экономик стран-участниц ЕАБР на 1,9%. Достигнутый по итогам 2017 года рекордно низкий уровень инфляции в целом по региону (около 3%) несколько увеличится в 2018 году до 4% на фоне дальнейшего восстановления внутреннего спроса.

Прогноз основных макроэкономических показателей стран-участниц ЕАБР

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия Таджикистан
ВВП в сопоставимых ценах (прирост в % к пред. году)
2018 3,0 2,6 3,7 4,2 2,0 7,4
Инфляция (прирост в % на конец года)
2018 3,4 6,0 5,8 4,7 3,8 6,9

Источник: Расчеты ЕАБР

В 2018 году ожидается проведение макроэкономической политики, способствующей дальнейшему снижению сырьевой зависимости экономики стран региона, в том числе за счет усиления роли экономических правил. Это касается бюджетных правил, ограничивающих чрезмерное использование дополнительных доходов от экспорта сырья в период относительно благоприятной ценовой конъюнктуры – так, в Российской Федерации начиная с 2018 года будет функционировать новое бюджетное правило. В Республике Казахстан – снижение гарантированного трансферта из Национального фонда в республиканский бюджет.

Сохранение низкой волатильности обменных курсов валют стран-участниц ЕАБР в 2018 году будет способствовать дальнейшему улучшению условий для долгосрочных инвестиционных проектов, и активизации взаимного товарооборота, что положительно может сказаться на реализации потенциала региональной интеграции и росте взаимных инвестиций.