Система технического регулирования в ЕАЭС

Юрий Кофнер, заведующий Евразийским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ

Правовые рамки ЕАЭС по вопросам технического регулирования подверглись реформе с 1 января 2015 года в рамках работы Союза по обеспечению экономической интеграции Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. В то же время, Евразийский союз перенял большую часть законодательства предыдущего Таможенного союза ЕврАзЭС, который был создан в 2010 году Беларусью, Казахстаном и Россией. Поэтому многие нормативно-правовые акты носят код «ТС».

Государства-члены ЕАЭС согласились гармонизовать свои системы и политику в области технического регулирования. Хотя этот процесс еще не завершен, целью данной гармонизации является обеспечение единообразных требований к обращению товаров на территории государств-членов ЕАЭС посредством общих технических регламентов. Юридически эти технические регламенты должны применяться непосредственно на территории государств-членов без дополнительного национального законодательства.

Соответствующие положения Договора ЕАЭС и других нормативно-правовых актов ЕАЭС основаны на Соглашении ВТО по техническим барьерам к торговле (TBT), поскольку указано, что технические регламенты будут приняты в ЕАЭС в целях защиты жизни и-или здоровья людей, имущества, окружающей среды, жизни и-или здоровья животных и растений и предотвращения действий, которые могут ввести в заблуждение потребителей, а также для обеспечения энергоэффективности и экономии ресурсов.

Правовой основой для единой (общей) политики является Раздел X «Техническое регулирование» и Приложения № 9-11 Договора о ЕАЭС. Эти положения заменили бывшие тексты Таможенного союза 2009 и 2010 годов. Особое значение представляет статья в разделе X, которая предусматривает «использование международных стандартов в качестве основы для разработки технических регламентов», которая призвана заменить в значительной степени устаревшие стандарты «ГОСТ», унаследованные от Советского Союза.

Приложение № 9 Договора о ЕАЭС предусматривает разработку «Единого перечня товаров», подлежащих обязательной оценке соответствия. Это основано на унифицированном списке, ранее установленном Таможенным союзом Евразийского экономического сообщества в период с 2010 по 2013 годов (Решения № 620 и 526). Товары, включенные в Единый перечень, согласно Решению № 620, могут свободно перемещаться по всей территории ЕАЭС, если они прошли процедуры оценки соответствия в любом из государств-членов ЕАЭС. Товары, не включенные в этот Единый перечень, подлежат обязательной оценке соответствия в соответствии с национальным законодательством государств-членов Союза.

После вступления в силу технических регламентов EAEС, соответствующие национальные требования, установленные законодательством государств-членов EAЭС, больше не могут применяться. Соответствующие национальные технические регламенты должны быть отменены. На практике этот процесс может занять некоторое время, т.е. существуют переходные периоды. В этой связи могут возникать некоторые несоответствия. Например, одновременный перечень общих согласованных межгосударственных стандартов («евразийских» ГОСТов) наряду с различными или модифицированными национальным стандартами (ГОСТ Р, СТБ, СТ РК, и т.д.).

В Приложении 11 к Договору ЕАЭС изложены принципы единой (общей) системы взаимного признания аккредитации, обязанности органов аккредитации государств-членов ЕАЭС и общие принципы аккредитации, а также принципы поэтапной замены этой системой взаимного признания путем принятия и применения единой (общей) системы технического регулирования в Союзе.

Что касается институциональных рамок, то в Договоре EAЭС (раздел X и Приложения № 9-11) предусматривается существенная передача компетенций в области технического регулирования с национального уровня на уровень Союза. Государства-члены не могут устанавливать дополнительные обязательные требования на национальном уровне сверх того, что будет установлено в технических регламентах ЕАЭС. Однако, и это пример «не-до-интеграции», разработка и применение стандартов, оценка соответствия, государственный контроль и надзор, метрологический контроль и вопросы ответственности в государствах-членах ЕАЭС по-прежнему осуществляются на национальном уровне.

Компетенции EAЭС в области технического регулирования разделены между Советом Евразийской экономической комиссии, отвечающим за общее управление интеграционными процессами, и Коллегией ЕЭК, исполнительным органом, который вносит предложения по дальнейшей интеграции.

Процесс разработки технических регламентов осуществляется следующим образом. «Разработчик» проекта технического регламента, который обычно является государственным учреждением государства-члена ЕАЭС, готовит первый проект, который рассматривается рабочей группой, включая представителей органов стандартизации, промышленности и бизнеса. В качестве следующего этапа Евразийская экономическая комиссия запускает рабочий комитет, публикует проект техрегламанты на своих официальных сайтах и проводит общественные консультации. Текст, пересмотренный с помощью этих процессов, представляется Коллегией ЕЭК Совету ЕЭК для принятия решения.

Крайне интересным представляется то обстоятельство, что большинство из 47 принятых ЕЭК технических регламентов и стандартов «идентично» по тексту и содержанию техрегламентам ЕС и европейским стандартам, а также «международным» стандартам, которые, как сказано выше, совпадают с европейскими. Практика разработки и принятия техрегламентов и стандартов в Евразийском экономическом союзе на основе международных/европейских образцов, создает главную предпосылку для сближения систем технического регулирования ЕС и ЕАЭС. В 2017 году ЕЭК, CEN и CENELEC подписали Меморандум о взаимопонимании.

31 технический регламент ЕАЭС, которые вступили в силу в период с 2012 по 2015 годов, были разработаны на основе рамочных директив и регламентов ЕС. От 60% до 80% технических стандартов  ЕАЭС идентичны европейским/международным стандартам (в зависимости от регламента). Общее количество евразийских стандартов, разработанных на основе международных и европейских стандартов – 5821. Например, техрегламент ЕАЭС «О безопасности низковольтного оборудования» (бытовая техника и ручные инструменты) практически совпадает с соответствующей директивой ЕС, а из 978 стандартов, перечисленных в перечне стандартов к данному техрегламенту, 841 идентичны стандартам IEC/CENELEC. Остальные 137 стандарта «модифицированы» на основе международных/европейских стандартов, т.е. по тексту отклоняются от них не более, чем на 20%.

Многие из «модифицированных» стандартов принимаются одним из государств-членов ЕАЭС, прежде всего Россией. В этой связи, возникает такая ситуация, когда перечни стандартов, прикрепленные к определенному техрегламенту, представляют из себя смешанный набор «идентичных» международным/европейским стандартам межгостандартов ЕАЭС и «модифицированных» национальных стандартов. Задача ЕЭК состоит в том, чтобы поэтапно отказаться от этих национальных стандартов, но насколько быстро это произойдет, пока неясно.

1 января 2018 года вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Таможенный кодекс ЕАЭС насчитывает свыше 1000 страниц и предназначен для систематизации и кодификации более 20 международных соглашений Союза в сфере международной торговли, в том числе по таможенной оценке, правилам происхождения, таможенному оформлению товаров, отправленных по международной почте и т.д. Таможенный кодекс ЕАЭС направлен на то, чтобы ускорить таможенные операции, сделать их более прозрачными, сократить объем документов. Новый кодекс потребует внедрение многих исполнительных положений Союз и национальных властей государств-членов.

В настоящее время для таможенного оформления широкого спектра продуктов (обозначенных в «Едином перечне» товаров, подлежащих обязательной сертификации), импортер товаров в Евразийский союз должен доказать, что эти товары соответствуют действующим нормам и стандартам EAЭС. Количество охваченных товаров будет расширятся по мере того, как в действие вступят дополнительные техрегламенты ЕАЭС.

Национальные органы отвечают за сертификацию, например, в России Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии («Росстандарт»), а в Казахстане — Комитет технического регулирования и метрологии Министерства промышленности и новых технологий.

В настоящее время соответствие товаров, производимых иностранными производителями, расположенными за пределами территории Союза, может быть доказано путем использования либо декларации соответствия по общей форме ЕАЭС, либо декларации согласно национальному законодательству государства-члена ЕАЭС.

Постановлением о порядке ввоза товаров (Решение Комиссии ТС № 319) предусмотрено порядок, в соответствии с которым таможенным органам требуют документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям согласно их категорией (товары для внутреннего потребления, временный ввоз, зона свободной торговли, беспошлинный склад, реимпорт). Кроме того, в Регламенте указаны категории товаров, для которых не требуется соблюдение данных требований (б/у товары и товары, ввозимые в ограниченных количествах для личного потребления или в целях научных исследований).