Советник Президента ТПП РФ Петров Георгий Георгиевич: «Если компания востребована на внешнем рынке, то она будет востребована и на внутреннем рынке»

В каком положении сегодня находится малый и средний бизнес в России, какие институты поддержки созданы и как помочь предпринимателям выйти на рынок Евразийского экономического союза, об этом мы поговорили с советником Президента Торгово-промышленной палаты РФ Петровым Георгием Георгиевичем 

Сегодня малый и средний бизнес нуждается в более активной поддержке со стороны государства. Георгий Георгиевич, как Вы оцениваете положение малого и среднего бизнеса в России?   

Общемировая тенденция такова, что основные товары, которые участвуют во взаимной торговле, производятся либо государственными корпорациями, либо очень крупными частными компаниями. Симбиоз власти и крупного бизнеса – это объективная реальность.  

Мы очень много говорим о поддержке малому и среднему бизнесу.  Созданы институты поддержки, их эффективность уже заметна.  Однако доля малого и среднего бизнеса в российском валовом внутреннем продукте чуть больше 20%. В стабильно работающих экономиках эта доля должна быть не менее половины. Для российской экономики это, действительно, существенная проблема. 

В основном малый и средний бизнес в России – это не промышленное производство, как в большинстве западных стран,  а сфера услуг: кафе, рестораны, парикмахерские и т.д. Да, появляются стартапы, однако их обороты не велики.  

Что представляет собой торговля в рамках ЕАЭС для малого и среднего предприятия 

Когда мы говорим о двусторонней торговле, нужно учитывать, что наши страны очень близки, у нас сохраняется единая техническая политика, и все-таки мы разные экономики. Однако выходить на зарубежный рынок, это дополнительные издержки, которые для крупной компании незначительны, а для малого и среднего предприятия существенны. Когда компания работает на внутреннем рынке, у нее все отработано.   

Если компания начинает выходить на единый рынок Евразийского экономического союза, она должна учитывать различные ставки налогов, правила применения этих налогов, разную правоприменительную практику.

Также малое и среднее предприятие не может держать штат специалистов в области внешних экономических связей.  

Как можно помочь малому и среднему бизнесу при существующих сегодня проблемах выхода на рынок Евразийского экономического союза?  

Для этого в России созданы институты поддержки. Например, к ним относится Российский экспортный центр, при котором работает экспортное страховое агентство России ЭКСАР. В частности они занимаются страхованием внешнеторговых сделок. Страны Евразийского экономического союза там приоритетные. Нужно отметить, что ЭКСАР страхует несырьевой экспорт.  

В составе Российского экспортного центра есть  и «Росэксимбанк», который выдает кредиты как экспортерам, так и импортерам нашей несырьевой продукции. Также Российский экспортный центр предоставляет финансовые и нефинансовые услуги. Так, для малого и среднего бизнеса помогают найти партнера. Это бесплатная и очень востребованная функция. Российский экспортный центр работает с аналогичными партнерами в других странах.  

Кроме того, в странах Евразийского экономического союза проводится огромное количество выставок, ярмарок. Это путь продвижения. Однако это дорого для малого и среднего бизнеса. В этом случае создаются коллективные стенды от страны. Компании получают финансовую поддержку.  

Как известно, Китай является образцом государства, в котором малый и средний бизнес подняли экономику. Как Вы считаете, почему это не произошло в России 

Китайские реформы начали проводить не с политики, а с экономики. Они не проводили приватизации, а разрешили частному бизнесу работать в начале в сфере услуг, потом в промышленности. В России приватизация проходила по-другому: начало 90-х годов сопровождалось криминальными явлениями, административным давлением, произволом чиновников на местах. Малый и средний бизнес работал в очень агрессивной среде. 

Бизнес еще не выработал понимание того, что даже конкурент, он не враг, он помогает сохранять хорошую форму. Когда мы говорим о необходимости цифровизации экономики, инновационного развития, без конкуренции этого никогда не будет. Именно конкуренция – двигатель прогресса, который заставляет внедрять инновационные продукты и переходить на новые формы управления бизнесом. 

Какую помощь оказывает Торгово-промышленная палата России малому и среднему бизнесу 

Торгово-промышленная палата объединяет сегодня 182 территориальные палаты в Российской Федерации. Также Российский экспортный центр создает свои региональные отделения. И в ряде регионов, например Екатеринбург, Томск, эти функции выполняет местная торгово-промышленная палата. В дополнение к этому, ТПП организует большое количество миссий, базируясь на региональном бизнесе.  

В ТПП существует база из 55 тысяч компаний-членов торгово-промышленной палаты, из них более 60%  - это малый и средний бизнес. Малый и средний бизнес обращается в палату коллективно, так легче защищать свои интересы, легче ставить существующие проблемы. Если компании необходима консультация, помощь, отстаивание своих позиций, продвижение продукции на внешний рынок, то она может обратиться в торгово-промышленную палату. У нас также есть представители в разных странах.  

Экспорт, действительно, очень важен по ряду причин. Во-первых, выходя на внешний рынок, предприятие проверяет, насколько оно конкурентоспособно. Если компания востребована на внешнем рынке, то она будет востребована и на внутреннем рынке. Если посмотреть на Евразийский экономический союз, мы абсолютно открытые экономики. Нашим отечественным производителям нужно завоевывать свои позиции и на внутреннем рынке, быть конкурентоспособными здесь. Вот поэтому нужно экспортировать обязательно. 

 

Текст: Анна Максимова