Новый вектор внешней политики: Россия делает ставку на постсоветское пространство

   Интеграция на постсоветском пространстве является главным направлением внешней политики нашей страны, и это обстоятельство еще раз сегодня подтвердил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

   Большинство претензий к СНГ не имеют практических оснований. По словам Сергея Викторовича, это очень хорошо, что страны-члены СНГ в настоящее время демонстрируют общность подходов по главным международным проблемам, поскольку развитие взаимодействия в рамках этой структуры является ключевым приоритетом внешней политики России. При этом, в рамках СНГ имеет место быть ряд негативных моментов в виде подвешенного положения Украины. Кроме того, не надо забывать про то, что Россия сегодня развивает на постсоветском пространстве такие интеграционные структуры как Евразийский экономический союз и военную платформу ОДКБ.Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что на текущий момент СНГ продолжает эффективно реализовывать поставленные перед собою задачи. «Слова Лаврова говорят о том, что в общеполитическом плане к СНГ у него претензий нет, не говоря уже о том, что все претензии к этой структуре обычно выдвигаются из-за недоразумений. Просто СНГ – это не экономическая организация, которой на постсоветском пространстве является Евразийский союз», - констатирует Жарихин.

   Россия продолжит продвигать свои интересы через СНГ. По мнению Владимира Леонидовича, в силу этого не имеет смысла предъявлять существенные претензии к СНГ по достаточной или недостаточной интегрированности членов данной организации, а это ведь на сегодня вполне обыденная практика. «К СНГ не применимы подобные претензии, поскольку у этой структуры существует своя ниша, в которой она продолжает успешно работать. Действительно, эта ниша постепенно становится все скромнее и скромнее, и происходит это по причине того, что экономическая интеграция на постсоветском пространстве в настоящее время уходит в Евразийский союз, а военная – в такую платформу, как ОДКБ», - резюмирует Жарихин. Соответственно, как замечает эксперт, на долю СНГ остаются общеполитические, а также гуманитарные вопросы, и по ним, что примечательно, ни у кого не возникает серьезных претензий к этой постсоветской организации. Заместитель директора истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что если взять историю Содружества независимых государства с 1992 года, то эта структура развивается неудовлетворительно, но все равно Россия будет именно через нее строить свою актуальную политику на постсоветстком пространстве, а не с помощью Евразийского союза или ОДКБ.

   Недостатки СНГ не перекрывают его положительных качеств «При всех недостатках, которые имеет сегодня СНГ, как организация, у нее существует большое количество плюсов. Да, ее недостатки носят объективный характер, но они связаны не столько с практической деятельностью этой организации, а сколько с теми геополитическими и геоэкономическими процессами, которые продолжают сегодня идти на постсоветском пространстве», - констатирует Шаповалов. Здесь имеется в виду то внешнеполитическое давление на постсоветское пространство, которое оказывают главные центры силы современного мира, причем в первую очередь в виде военно-политической экспансии со стороны Запада. «Все это очень серьезно сказывается на странах-членах СНГ, поскольку вмешательство Запада привело к смене власти в некоторых из них, и за примерами здесь далеко ходить не надо – можно вспомнить события на Украине, а также в Грузии и Киргизии», - заключает Шаповалов. Эксперт считает, что, несмотря на ограниченную эффективность СНГ, эта структура является важным геополитическим инструментом на постсоветском пространстве.

   Интеграционные процессы в бывшем СССР имеют огромный потенциал. «СНГ играет очень большую роль в политике России на постсоветском пространстве, наряду с ОДКБ и Евразийским союзом, причем эти интеграционные структуры не надо рассматривать в отрыве друг от друга. В рамках этого комплекса международных организаций между странами постсоветского пространства сегодня развиваются интеграционные процессы», - резюмирует Шаповалов. В этой связи, СНГ представляет собой роль некого контура, в рамках которого происходят более тесные интеграционные процессы в Евразийском союзе и ОДКБ. «Кроме того, не нужно забывать про то, что в контексте СНГ сегодня реализуется целый ряд важных с социальной, экономической и политической роли процессов, которые в силу их актуальности не стоит сбрасывать со счетов. Эти процессы также являются очень важной частью развития общих процессов интеграции на всем постсоветском пространстве», - констатирует Шаповалов. Все это позволяет нам сделать вывод, что интеграция на постсоветском пространстве представляет собой разноуровневый процесс, где серьезную роль играют многие международные структуры, включая СНГ, Евразийский союз, ОДКБ и другие международные институции.

   «Также существует уверенность, что все сложности и противоречия, которые сегодня имеют место быть между отдельными странами СНГ не носят критичный характер для данной организации. Во-первых, они не являются чем-то из ряда вон выходящим – достаточно вспомнить здесь ситуацию в отношениях, которая есть сегодня у членов НАТО или Евросоюза. Во-вторых, они не являются чем-то постоянным – все эти трудности и противоречия можно и нужно преодолевать, поэтому у СНГ, как структуры, на сегодня есть достаточно позитивное будущее», - констатирует Шаповалов. Например, это касается кризиса в отношения России и Украины, поскольку очевидно, что рано или поздно официальный Киев начнет проводить по этому вопросу более сбалансированную политику и закроет тот конфронтационный потенциал, который сегодня существует в Донбассе. Автор: Дмитрий Сикорский...Источник: https://rueconomics.ru/281156-novyi-vektor-vneshnei-politiki...