ЕЭК приглашает экспертное сообщество к диалогу

   Эксперты могут помочь Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в принятии эффективных решений, учитывающих долгосрочные задачи Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и интересы различных групп населения. К такому выводу пришли участники круглого стола «Роль экспертного сообщества, научных и образовательных учреждений в развитии евразийской экономической интеграции», который прошел 26 августа в рамках «Евразийской недели» в Астане.
   По словам помощника Председателя Коллегии ЕЭК Юлии Чалой, активное участие экспертов в подготовке документов так же полезно, как и обсуждение проектов с бизнесом. Однако экспертам, заинтересованным во взаимодействии с Комиссией, необходимо находить институциональные форматы участия, в том числе через самоорганизацию и создание «интеллектуальных» клубов. Одним из таких форматов может стать сетевое сотрудничество.
   Фундаментального и комплексного осмысления совместно с независимыми экспертами, по мнению представителей ЕЭК, требуют многие, на первый взгляд, узкоотраслевые темы. Выводы, сделанные в рамках диалога, могут существенно повлиять на развитие экономик стран ЕАЭС. К таким темам можно отнести техническое регулирование, прослеживаемость и маркировку товаров, логистику, цифровую повестку, архитектуру международного сотрудничества ЕАЭС. Также эксперты могут оказать содействие в анализе таких важных для интеграции тем, как соотношение национальных и наднациональных юрисдикций, сближение уровней экономического развития государств – членов Союза и обеспечение экономических свобод на его территории.
   Говоря о развитии человеческого капитала Союза, эксперты отметили, что действующие в странах ЕАЭС системы подготовки кадров не соответствуют актуальным потребностям экономики. «Наши программы существенно отстают от экономических реалий», – констатировала советник статс-секретаря – заместителя министра транспорта РФ Юлия Зворыкина.
   По мнению президента Межгосударственного сетевого финансового института Натальи Коржовой, реализация амбициозной задачи по созданию единого финансового рынка Союза к 2025 году требует формирования универсального человеческого капитала на территории государств-членов ЕАЭС, обладающего модернизированным сознанием. В этих условиях на учебные заведения и научные центры возлагается особая миссия – стать проводниками самых лучших технологий и тенденций современности. «С этой целью мы создали Сетевой финансовый институт – объединение шести ведущих ВУЗов по финансам стран Союза», – подчеркнула Наталья Коржова.
   «Для Казахстана развитие интеграции в сфере образования и конкретные внутриинтеграционные инициативы очень интересны», – заявил ответственный секретарь Министерства образования и науки Республики Казахстан Арын Орсариев. Он особо отметил подписание в апреле 2016 года Меморандума о взаимопонимании по созданию Евразийского сетевого университета. «Это был один из важных шагов в сфере признания документов по образованию», – отметил Арын Орсариев. По его словам, Казахстан заинтересован в интенсивном сотрудничестве не только на уровне высшего профессионального образования, но и на нижестоящих ступенях профессиональной подготовки, а также в академической мобильности студентов, преподавателей, специалистов образовательной сферы, включая управление образованием.
   Развивая тему, проректор НИУ ВШЭ Иван Простаков сделал акцент на необходимости взаимодействия экспертного сообщества, научных и образовательных организаций с национальными и наднациональными органами власти.
   Участники сессии предложили создать так называемый евразийский «караван» или «поезд» экспертов – цикл регулярных встреч представителей экспертного сообщества на всем пространстве ЕАЭС.