ЕАЭС устраняет барьеры в развитие машиностроения.

   Участники заседания Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза 26 октября 2016 года приняли решение сконцентрировать усилия на устранении барьеров и ограничений, препятствующих промышленной кооперации предприятий Евразийского экономического союза. Об этом сообщает пресс-служба Союза машиностроителей России.

   Подтверждением этому служит растущий товарооборот России с партнерами по ЕАЭС. В рублях по итогам 2015 года он увеличился на 18% по сравнению с 2014 годом. Растет удельный вес товарооборота России со странами ЕАЭС с 7 до почти 9% и в этом году. Вместе с тем, происходящие в мировой экономике негативные события являются серьезным испытанием для всех стран и требуют более слаженной работы на площадке ЕАЭС.

   Как отметил в своем выступлении Первый заместитель исполнительного директора СоюзМаш России Артем Ажгиревич, круг вопросов, вынесенных на заседание Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза, в первую очередь, связан с устранением барьеров и ограничений, препятствующих промышленной кооперации предприятий Евразийского экономического союза, а также развитием промышленной интеграции.Среди наиболее значимых барьеров Ажгиревич выделил различия в законодательстве стран-членов ЕАЭС, двойное налогообложение, отсутствие необходимой для кооперации инфраструктуры, недостаточность научной базы, режимность предприятий.

   С тем, что сегодня в странах-членах ЕАЭС действуют нормативные акты, которые могут негативно отразиться на добросовестной конкуренции в рамках деятельности машиностроительных предприятий, согласился и заместитель директора исполнительной дирекции ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» Дуалет Диханбаев.

   «Для нас Российская Федерация – стратегический партнер, общий товарооборот с которой составляет 3,2 млн долларов США. Безусловно, конкуренция – это двигатель прогресса, где ее нет – возникает застой. Наши страны – представители одного союза, наши президенты подписывают документы по снижению барьеров, и по факту это должно быть так же для всех членов ЕАЭС, несмотря на приоритеты в сфере импортозамещения», – отметил он.

   Среди наиболее значимых проблем промышленного производства в рамках кооперационных производственных цепочек главный советник Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Вячеслав Винник и Председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян назвали продолжительные сроки согласования национальных поставщиков, длительную контрактацию по всей цепочке кооперации из-за отсутствия процедурных регламентов, сложности в использовании банковских счетов, финансовые ограничения, а также недостатки информационного обмена и использования национальных баз данных.

   В своем выступлении Вячеслав Винник акцентировал внимание на нескольких моментах, которые оказывают влияние на механизмы интеграции, а также заключают в себя риск дезинтергации в непростых  экономических условиях. «Нарастает влияние внешних факторов на эффективность межгосударственных предприятий, фиксируется снижение товарооборота внутри ЕАЭС, произошла девальвация национальных валют и многое другое, что отнюдь не способствует укреплению Союза. В то же время необходимо отметить, что большой процент имеющихся барьеров удается эффективно устранять. Уверен, что одна из главных задач ЕАЭС – усиление экономик государств-партнеров, и двигателем развития может стать промышленность, машиностроение, как локомотив инноваций», - подчеркнул он.

   Председатель Союза отечественных товаропроизводителей Армении Вазген Сафарян акцентировал внимание на том, что после вступления Армении в ЕАЭС экспорт вырос на 70%, а первым партнером для страны в торгово-экономическом отношении выступает Россия. Что касается Казахстана и Беларуси, по словам Сафаряна, политические отношения Армении с этими странами находятся на гораздо более высоком уровне, чем экономические, и здесь тоже имеется большой потенциал развития в рамках единого рынка на евразийском пространстве. Кроме того, он подчеркнул, что развитие промышленности и инноваций является одним из приоритетных направлений для Армении.

   Итогом заседания Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза стало решение оптимизировать систему таможенного и тарифного регулирования стран участников ЕАЭС в целях исключения двойного налогообложения товаров и услуг, разработать и распространить на территории ЕАЭС механизм совместного субсидирования странами-участниками организации и проведения НИОКР и единых критериев по производственным и технологическим операциям.

   Кроме того, будет проработан вопрос включения иностранных поставщиков из стран - участников ЕАЭС в утверждаемую Государственным заказчиком схему кооперации национального головного исполнителя для представления в уполномоченный банк в качестве обоснования оплат с отдельных счетов за необходимую продукцию.

   Представители России, Беларуси, Казахстана и Армении подчеркнули, что несмотря на небольшой срок существования и экономические сложности, которые испытывают страны – участницы ЕАЭС, Евразийский экономический союз состоялся как полноценное интеграционное объединение.

   Напомним, решение о создании Координационного совета по развитию машиностроения Таможенного союза было принято в октябре 2013 года. За взаимодействие машиностроителей России, Белоруссии, Казахстана и Армении с российской стороны отвечает Первый вице-президент СоюзМаш России Владимир Гутенев, с белорусской – Председатель Республиканской ассоциации предприятий промышленности «БелАПП» Анатолий Харлап, координатором от Республики Казахстан выступает Председатель Национальной палаты предпринимателей Мейрам Пшембаев, от Армении -  Глава Союза отечественных производителей Республики Вазген Сафарян. Основная задача международного консультативного органа – работа по технологическому и техническому перевооружению предприятий стран-членов ЕАЭС.