Республика Беларусь: между Россией и Украиной

Беларусь уже в который раз оказалась в центре политико–экономических перипетий между соседними государствами. Сегодня не могут не вызывать тревогу серьезные изменения правил торговли Украины с Евросоюзом и Россией. Президент дал этому короткое, но емкое определение:
— Мы опять оказались между молотом и наковальней.
С одной стороны, Беларуси надлежит выполнить все свои обязательства в ЕАЭС перед Российской Федерацией. Однако и национальные интересы при этом не должны уходить на второй план. Украина торгует с Казахстаном, Китаем, другими странами, и мы не должны этому препятствовать. Впрочем, никто этого и не требует. Главное — обеспечить прозрачность товарных потоков. Чтобы у иных «мыслителей» не возникало соблазна в очередной раз придумать сказку о том, что в Беларуси переклеивают этикетки и продают в Россию украинский товар под видом своего. Нам это не нужно. В конечном итоге для себя можем купить что–то у украинцев, а продать свое. Или взять сырье и произвести из него собственный продукт. Все это абсолютно укладывается в контекст договоренностей по ЕАЭС и ни в коей мере им не противоречит. Как и наша взаимная торговля с Украиной, которую тоже терять нельзя. Все же это 5 — 6 миллиардов долларов годового товарооборота. Сумма весьма чувствительная.
Основа всего, обращает внимание Президент, добрососедские отношения с сопредельными государствами. При неукоснительном соблюдении собственных интересов.
Приграничное движение
В последнее время звучит немало инициатив о смягчении режима пересечения границы для жителей приграничных регионов. Президент не против, если это касается людей, у которых в соседней деревне, но уже в другой стране есть родственники. Или похоронены близкие. А вот открывать рубежи огулом — непозволительно. Иначе это будут торговые, а если называть вещи своими именами, контрабандные лазейки. И если кто–то в стране или за рубежом лоббирует такие решения, значит, видит в этом выгоду. Для подобных проявлений граница должна быть закрыта.
Обустройство границ
В этом ключе сделано немало. Пограничная инфраструктура будет укрепляться и дальше. В том числе и за счет технической помощи соседей. Предстоит довести до логического завершения и демаркацию южных рубежей. Да, украинские коллеги наших пограничников порой относятся к этой работе без особого энтузиазма. Но это не значит, что ее должны останавливать мы. И если в силу объективных причин не получается вести работу синхронно, то нужно это делать как минимум согласованно и информировать соседей о тех мероприятиях, которые проводим. Здесь скрывать нечего.
Бдительность
В целом деятельность Государственного пограничного комитета удовлетворительна. У Главнокомандующего особых претензий на этот счет нет. Но контроль ослабевать не будет. Совбезу поручено регулярно проводить проверки уровня профессионализма тех, кто служит непосредственно на границе. Все вопросы повышения боеспособности пограничной службы должны в первую очередь решаться за счет оптимизации структуры. Меньше аппарата, больше внимания непосредственно рубежам. Лишних денег в бюджете нет. Это уже напоминание Премьер–министру Андрею Кобякову.
Решение об охране государственной границы в 2016 году Главнокомандующим утверждено. Задачи поставлены и приняты к исполнению.
Дословно
Президент Лукашенко:
— Сложность в том, что приходится рассчитывать только на собственные силы. Можно сетовать на повышенную военную активность на Западе, нестабильность у наших соседей, беспрецедентное обострение обстановки на Ближнем Востоке или возникшие из–за всего этого мощные экономические дисбалансы. Однако все это не избавит нас от условий, в которых мы оказались. Нельзя забывать о том, что наши границы нам самим надо надежно защищать. И экономическую безопасность, и политическую, суверенитет и территориальную целостность.