Маркер порядка на предприятии

Единое пространство Евразийского экономического союза и стандартизация систем управления охраной труда.

Георгий Файнбург, директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского национального исследовательского политехнического университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор технических наук, профессор.

С начала 2015 года вступили в силу требования Евразийского экономического союза, объединяющего экономические пространства Армении, Беларусии, Казахстана, Киргизии и России. В странах ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.

Обеспечить безопасность труда.

Обратим внимание читателя, что никакое оказание услуг, и никакое движение персонала, невозможно без учёта обеспечения охраны труда лиц, являющихся этой самой «рабочей силой» и своими рабочими операциями реализующих эти услуги.

«Вышли мы все из народа...» — пелось в популярной песне, вот и все страны ЕАЭС вышли из «советского социализма» с его системой охраны труда, как элемента трудового законодательства. А потому «родимые пятна» происхождения все еще определяют основные черты действующих нормативных актов о труде и об охране труда, несмотря на то, что законодательства независимых государств довольно далеко «разъехались» по своим «национальным» квартирам, попутно породив несколько (единых в основе, но различных в деталях!) языков нормативных документов. Все это несколько затрудняет (и затруднит) «свободное» передвижение рабочей силы и оказания услуг. Начнем с последнего.

Общеизвестно, что практически любое оказание услуг субъекту предпринимательской деятельности означает в той или иной мере аутсорсинг и возникновения отношений гражданско-правового характера Заказчик-Подрядчик-Субподрядчик-Трудящийся.

Самый важный вопрос, который встает при выборе подрядчика — не принесет ли он убыток, может ли он действовать так, как это юридически требует законодательство страны Заказчика, может ли он фактически (организационно и технически) осуществить все требования технологической, производственной и трудовой дисциплины Заказчика, включающей в себя обязательное соблюдение требований охраны труда.

Этот вопрос принято решать во всем мире единственным способом — через оценку Системы управления охраной труда (СУОТ), которая является «маркером» — показателем, индикатором общего порядка на предприятии. Дело в том, что Система управления охраной труда, выполненная по тому или иному известному всем и доступному всем Стандарту, позволяет оценить порядок всей организации работ у работодателя, служит «лакмусовой бумажкой» его серьёзности и надежности как делового партнера.

Сегодня в мире существует всего один официальный международный документ по системам управления охраной труда. Это «Руководство по системам управления охраной труда — МОТ-СУОТ 2001 / ILO-OSH 2001 (Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems. ILO-OSH 2001) Международной организации труда. На его базе принимаются национальные и межгосударственные нормативные документы.

Для России и стран Евразийского экономического сообщества огромное значение имеет межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда.

Системы управления охраной труда. Общие требования», требования которого идентичны требованиям Руководства МОТ-СУОТ 2001. В своё время за него проголосовали все страны СНГ кроме Грузии, а значит, он действует во всех странах ЕАЭС.

Обратим внимание, что выявившиеся в процессе практики нечеткости в переводе с английского были устранены Изменением No1 ГОСТ 12.0.230-2007. На территории Российской Федерации это Изменение No1 начало действовать с 1-го марта 2014 года.

Документальный кластер

Широкое использование систем управления охраной труда (СУОТ) показало, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда и безопасностью производства, помимо основополагающего документа, требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные рекомендации.

Таким рекомендациям, образующим своеобразный кластер вокруг основного документа, для стран ЕАЭС наиболее целесообразно придать статус межгосударственных (и добровольных) стандартов (МГС), разрабатываемых Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств. Такая работа была начата Росстандартом в рамках Технического комитета ТК-251 «Безопасность труда» (руководитель — В.В. Трумель; ответственный секретарь — Е.В. Лотышев) несколько лет назад, и мы активно участвуем в этой работе, помогая ее вести.

Общеизвестно, что нельзя ни о чем говорить, не понимая значений слов, терминов, понятий. Обеспечение безопасности трудовой деятельности также требует максимальной однозначности, четкости и единообразия понимания границ понятий и отражающих их терминов, как по отдельности, так и в цельной понятийно-терминологической системе, какой является безопасность труда. Поэтому одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.002–201х «Система стандартов по безопасности труда. Термины и определения», голосование стран-участниц Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации стран СНГ по которому уже положительно завершилось. Этот стандарт устанавливает и даёт системные взаимосвязанные максимально обобщенные определения наиболее общим, базовым и кардинально значащим для науки, техники и производства понятиям и отражающим их терминам в области безопасности трудовой деятельности, включая охрану труда, что обеспечивает терминологическую поддержку взаимопонимания между субъектами научно-технической, хозяйственной и нормотворческой деятельности в сфере безопасности труда всех работающих, охраны труда (трудовой деятельности) наёмных работников и лиц, приравненных к ним, и безопасности производства (производственной деятельности) работодателя, на основе межгосударственной унификации понятийно-терминологической системы общения, обеспечения сопоставимости терминологии, применяемой на межгосударственном и национальном уровнях.

В соответствии с фундаментальным принципом охраны труда о различении материальных — технической, технологической, гигиенической сторон труда и охраны труда и социальных — правовой, экономической, организационной сторон труда и охраны труда становится необходимыми рассмотреть производственный процесс, как таковой, что лежит в основе организации производства и организации простого процесса труда.

Поэтому еще одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.3.002–201х «Система стандартов по безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности». Этот стандарт устанавливает общие требования безопасности к производственным процессам с позиций предотвращения неблагоприятного воздействия на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов и предназначен для применения при разработке конструкторской и технологической документации при проектировании, внедрении в производство и осуществлении деятельности производственных процессов всех видов экономической деятельности.

Этот стандарт является основой для установления требований безопасности в стандартах, технических условиях, технологических регламентах, эксплуатационных и других конструкторских документах на группы производственных процессов.

Важнейшей процедурой охраны труда и безопасности производства, а так-же системы управления охраной труда, является идентификация опасностей и оценка риска их воздействия. Для того, чтобы выполнять эту процедуру унифицированным способом, необходима классификация опасностей, в том числе и с позиций наиболее типичных рисков их воздействия. Поэтому ещё одним из важнейших документов становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.003–201х «Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация».

Данный стандарт использует лишь наиболее общие и существенные основания деления и тем самым показывает в полном объёме структуру совокупности действующих на практике опасных и вредных производственных факторов. При необходимости, имея в виду иные конкретные цели, вызванные потребностями практики или теоретического анализа, опираясь на положения и методологию этого стандарта, можно построить и иные необходимые классификации.

Единство измерений.

Важнейшей процедурой охраны труда, а также системы управления охраной труда, являются процедуры измерения значений производственных факторов. Поэтому ещё одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.005–201х «Система стандартов безопасности труда. Метрологическое обеспечение в области безопасности труда. Основные положения».

Основным назначением этого стандарта является обеспечение единства измерений в процессе контроля параметров, определяющих состояние условий труда с позиции безопасности труда. При проведении любых видов оценки соответствия в области безопасности труда должна осуществляться проверка выполнения требований, изложенных в данном стандарте.

Известно, что одним из наиболее действенных способов профилактики травматизма является обучение специалистов по охране труда. Поэтому ещё одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004–201х «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Основные положения». Данный стандарт устанавливает основные виды и формы обучения и проверки знаний по безопасности труда и иных видов деятельности. При этом он не дублирует национальные документы, тем более, что в каждой стране существует свой порядок обучения.

Основным назначением этого стандарта является обеспечение единства обучения в процессе формирования и контроля профессиональной компетентности работников, определяющих безопасность их действий и деятельности в конкретных условиях труда. Практика показала, что лицам, осуществляющим разработку, внедрение и обеспечение устойчивого функционирования систем управления охраной труда помимо основного документа по СУОТ требуются дополнительные руководящие и нормативно закрепленные рекомендации.

Для детализации применения требований межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» нами был разработан межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230.1-201х «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007». Этот стандарт разъясняет основные принципы системы управления охраной труда и смысл каждого требования ГОСТ 12.0.230-2007, даёт руководящие указания и рекомендации по их реализации. Вкупе с нашими пособиями по системам управления, эти рекомендации будут весьма полезными.

Область применения настоящего стандарта совпадает с областью применения ГОСТ 12.0.230-2007, поскольку основным назначением настоящего стандарта является методическая и направляющая деятельность работодателя помощь.

Мировая практика применения систем управления показала, что одним из важнейших элементов всей системы использования общепринятых стандартов для создания и функционирования СУОТ, является оценка созданной системы требованиям того стандарта, по которому она создавалась.

Поэтому ещё одним из важнейших документов для СУОТ становится межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.004–201х «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Оценка соответствия. Требования».

Данный стандарт устанавливает основные критерии и содержит рекомендации по проведению оценки соответствия систем управления охраной труда требованиям, установленным ГОСТ 12.0.230-2007.

Помимо этого в странах ЕАЭС имеется достаточное количество национальных нормативных документов по системам управления охраной труда, позволяющих предпринимателю создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда, в форме понятной и признаваемой на всем экономическом пространстве стран ЕАЭС.

Не вдаваясь в детали различных законодательств, отметим, что все стандарты систем управления охраной труда направлены (в области использования сил подрядчиков) на такую организацию работ Заказчиком (Подрядодателем), которая бы минимизировала или вообще устраняла бы риски.

Как правило, Заказчик требует от Подрядчика, а тот обязан обеспечить у себя и у всех субподрядчиков наличие систем управления охраной труда, которые должна быть совместимы с системой охраной труда Заказчика и друг друга в области выполнения работ и обеспечения их безопасности при выполнении специалистами нескольких подрядчиков на одной промышленной площадке.

Для этого в СУОТ прописывают мероприятия по применению подрядчиками, субподрядчиками и их работниками требований Подрядодателя по охране труда, а также обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий.

Заметим, что Подрядчик может широко применять труд не только своих работников и специалистов Субподрядчиков, но и физических лиц, оказывающих «услуги» по договорам гражданско-правового характера. Но, если правоотношения «работника» и «работодателя» в трудовом праве разных стран ЕАЭС примерно эквивалентны, то правоотношения «нанимателя» и «нанятого» по договору гражданско-правового характера в разных странах пока существенно отличаются. Дело в том, что развитие рыночных отношений в странах пост-советского пространства вызвало к жизни многочисленные «нестандартные» отношения по поводу труда, оформление правоотношений которых пока недостаточно четко прописаны из-за отсутствия твердых правовых норм.

Наиболее далеко в решении ряда этих вопросов продвинулась Республика Беларусь, где действия требований охраны труда расширены практически для всех работающих, а не только для работников, нанятых по трудовому договору. Для этого введено понятие «работающий».

Работающие — это физические лица, работающие: — по трудовым договорам (далее — работники), — по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовой договор), а также на основе членства (участия) в организациях любых организационно-правовых форм; физические лица, являющиеся главами и членами крестьянских (фермерских) хозяйств, обучающимися в учреждениях образования и привлекаемыми к работам в организациях в период прохождения практики, производственного обучения, стажировки, клиническими ординаторами; военнослужащими, привлекаемыми в соответствии с законодательством к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой; физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством к выполнению оплачиваемых работ, для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Изменилось и понятие работодатель, теперь это любой субъект права, предоставляющие работу гражданам.

Решение этих вопросов в других странах, также как единство форм обучения персонала, его аттестации, обеспечения его средствами индивидуальной защиты, нисколько не ущемляют национальных интересов тех или иных стран, но требуют своей унификации для свободного передвижения услуг и рабочей силы, направленные на повышение благосостояния и устойчивого развития наших экономик в условиях глобального финансового и экономического кризиса.