Налогообложение в ЕАЭС

С созданием Евразийского экономического союза (ЕАЭС) активизировалась торговая деятельность между хозяйствующими субъектами всех государств вошедших в Союз. Между тем, всем предпринимателям надо помнить, что изменился порядок налогообложения при ввозе/вывозе товаров из одной страны в другую.

Но при соблюдении этого порядка никаких проблем, как правило, не возникает. С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в пределах ЕАЭС регулируется:
  • Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Он является приложением № 18 к Договору о ЕАЭС (далее – Протокол о косвенных налогах);
  • Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов;
  • Главой 21 Налогового кодекса РФ – в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на национальное законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

Импорт товаров – ввоз товаров налогоплательщиками (плательщиками) на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена.

При ввозе в Россию товаров из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении) импортер обязан исчислить и уплатить НДС.

Исчисленный НДС к уплате отражается в декларации по косвенным налогам, которая подается в налоговую инспекцию вместе с пакетом подтверждающих документов. Уплаченный при ввозе товаров налог импортер может принять к вычету.

Плательщиками налога в этом случае являются собственники товаров. Обязанность уплатить налог у них возникает при ввозе товаров из стран ЕАЭС. При этом не имеет значение, какой стране принадлежит контрагент, у которого импортер приобрел ввезенный в РФ товар. Кроме того, налог должен быть уплачен при приобретении товаров, ранее ввезенных на территорию РФ организацией другой страны ЕАЭС, если НДС по ним не был уплачен. Например, если российский налогоплательщик приобретает товары, ранее ввезенные в Россию для участия в выставках.

Импортеры обязаны заплатить «ввозной» НДС даже в том случае, если освобождены от уплаты НДС (п. 3 ст. 145, п.1 ст. 145.1 НК РФ) либо применяют специальные налоговые режимы – УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН (п. 13 Протокола о косвенных налогах). Протокол предусматривает, что НДС при ввозе товаров также могут уплачивать комиссионеры, агенты и поверенные при условии, что такая возможность предусмотрена национальным законодательством страны ЕАЭС. Однако НК РФ не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС. Поэтому налог при импорте товаров из стран ЕАЭС должен уплачивать непосредственно комитент (принципал, доверитель).

Налог не уплачивается при ввозе товаров:
  • - перечисленных в ст. 150 НК РФ;
  • - физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности;
  • - импорт которых осуществляется в связи с передачей в пределах одного юридического лица.

Налоговая база по ввозимым из стран ЕАЭС товарам определяется исходя из их стоимости с учётом акцизов – для подакцизных товаров (п. 14 Протокола о косвенных налогах).

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то её следует пересчитать в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия товаров к учёту.

Моментом определения налоговой базы является дата принятия импортированных товаров налогоплательщиком на учёт, то есть дата отражения операций по приобретению товаров на счетах бухгалтерского учёта на основании первичных документов.

Если ввозится лизинговое имущество, право собственности на которое переходит к лизингополучателю, то налоговая база определяется на дату платежа, предусмотренную договором, исходя из суммы, которая идет на оплату стоимости предмета лизинга по договору. При этом дата и размер фактического платежа не влияют на определение налоговой базы. Лизинговый платеж в иностранной валюте также пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату определения налоговой базы, то есть на дату оплаты, предусмотренную договором.

При ввозе товаров из стран ЕАЭС российский импортер должен представить в налоговый орган специальную декларацию с отраженной суммой «ввозного» НДС и пакет подтверждающих импорт документов.

Сумма налога, исчисленного к уплате по импорту товаров из стран ЕАЭС, отражается в декларации по косвенным налогам, форма которой утверждена приказом Минфина России от 07.07. 2010 № 69н.

Она может подаваться на бумажном носителе, если: среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год не превысила 100 человек; налогоплательщик не отнесен к категории крупнейших.

В остальных случаях декларация подается в электронной форме.

Декларация подается за месяц, в котором компания осуществляла импорт товаров из стран ЕАЭС. Срок её представления – не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором импортированные товары приняты на учёт.

Если налогоплательщик не представит декларацию по косвенным налогам, либо представит её с нарушением срока, то налоговый орган может привлечь его к ответственности по ст. 119 НК РФ.

В рамках налогового контроля налоговые органы государств-членов ЕАЭС обмениваются информацией о суммах уплаченных косвенных налогов. Если информация в налоговых декларациях не соответствует данным информационного обмена и налог при этом не уплачен (уплачен не полностью), то налоговый орган может доначислить налог, пени и привлечь импортера к ответственности в виде штрафа по ст. 122 НК РФ.

Наряду с декларацией в налоговую инспекцию представляются:
  • заявление на бумажном носителе (4 экземпляра) и в электронном виде либо заявление в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика; выписка банка, подтверждающая уплату НДС по импортированным товарам. Она представляется в инспекцию вместе с декларацией. Соответственно, к моменту подачи декларации налог уже должен быть уплачен в бюджет. Если у налогоплательщика переплата по НДС или иным федеральным налогам, то он может обратиться в налоговый орган с заявлением о зачёте этой переплаты в счёт уплаты «импортного» НДС. В случае принятия налоговым органом решения о зачёте выписка банка не представляется;
  • транспортные (товаросопроводительные) и иные документы, подтверждающие перемещение товаров между странами-членами ЕАЭС. Вид документов зависит от способа доставки товаров. Образцы документов, которые могут применяться при ввозе товаров из стран ЕАЭС, приведены в разъяснениях ФНС России;
  • счёт-фактура, если его выставление предусмотрено законодательством страны ЕАЭС. Если выписка счёта-фактуры не предусмотрена либо товары приобретаются у налогоплательщика несоюзного государства, то представляется иной выставленный продавцом документ, подтверждающий стоимость импортированных товаров;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены ввезенные товары. В зависимости от сделки представляются договор на приобретение товаров либо договор лизинга, товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), либо договоры об изготовлении товаров, договоры на переработку давальческого сырья;
  • информационное сообщение представляется, если товар ввозится из одной страны ЕАЭС, а его поставщик является налогоплательщиком другого государства, в том числе не входящего в ЕАЭС. Законодательством не предусмотрена специальная форма информационного сообщения, поэтому оно может быть составлено в произвольной форме с указанием следующих данных: идентификационного номера налогоплательщика, его полного наименования, места нахождения (жительства), номера и даты договора и спецификации. Если товар приобретается у посредника, то в информационном сообщении указываются такие же сведения о его собственнике. Информационное сообщение подписывается руководителем и заверяется печатью поставщика. Если все необходимые сведения содержатся в договоре российского покупателя с поставщиком, то такое сообщение не представляется;
  • договоры (контракты) комиссии, поручения, агентский договор (контракт), если были заключены;
  • договоры, на основании которых приобретены товары, в случае их ввоза по договорам комиссии, поручения, агентскому договору. Такие документы представляются, если товары приобретаются у налогоплательщика одной из стран ТС, а импортируются с территории третьей страны ТС.

Подтверждающие документы (кроме заявления о ввозе и уплате косвенных налогов) могут представляться в виде заверенных копий или в электронном виде. Однако в настоящее время порядок представления документов в электронной форме не утвержден в РФ.

Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и сокращение традиционных источников экономического роста стали вызовом для российской экономической, в том числе денежно-кредитной, политики и серьёзным стимулом для развития экономической интеграции.

Президент России поручил Банку России совместно с правительством РФ во взаимодействии с центральными (национальными) банками государств – членов Евразийского экономического союза определить дальнейшие направления интеграции в валютной и финансовой сферах в рамках Евразийского экономического союза с проработкой целесообразности и возможности создания в перспективе валютного союза.